Дело № (№
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2022 года р.<адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Логутова К.Е.,
при секретаре Свиридовой Е.С., помощнике судьи Козловой Т.В.,
с участием истца Копанчук И.А.,
представителей ответчика Честных С.А., Ершовой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Копанчук Инны Анатольевны к ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения <адрес>» о признании незаконным решения ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения <адрес>» об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, признании за ней права на получение вышеуказанной субсидии, а так же обязании ответчика назначить выплату данной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Копанчук И.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения <адрес>», указав, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ № она была уведомлена о том, что ей отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, так как у нее имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и отсутствует заключенное или выполненное соглашение по ее погашению. Считает, что решение принято незаконно и нарушает ее права и законные интересы, так как она оказалась в тяжелой жизненной ситуации.
Просит, с учетом уточнений к исковому заявлению признать незаконным и отменить решение об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право на получение вышеуказанной субсидии и обязать ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения <адрес>» назначить выплату данной субсидии.
В отзыве на исковое заявление ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения <адрес>» просит отказать в удовлетворении исковых требований и указывает, что заявление о предоставлении субсидии было подано через МФЦ ДД.ММ.ГГГГ вместе с пакетом документов, в связи с чем Ответчиком был сделан запрос в ООО «Техсервис» о наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, в ответ на который поступила информация о наличии вышеуказанной задолженности в размере 88 455 рублей 09 копеек, однако Истцом не были представлены документы, подтверждающие наличие уважительных причин возникновения вышеуказанной задолженности.
В судебном заседании истец Копанчук И.А. исковые требования поддержала, пояснив, что причиной возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является ее тяжелое материальное положение, связанное с нерегулярной выплатой заработной платы в АО «Первомайскхиммаш», невысокой заработной плата, наличием кредитных обязательств, а также с нахождением на больничном в 2021 году.
Представители ответчика Честных С.А., Ершова И.И. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Копанчук И.А. возражали, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Российской Федерацией при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса РФ). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", далее - «Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22»).
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению.
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – «Правила», «Правила предоставления субсидий»).
Пунктом 6 Правил предоставления субсидий (в первоначальной редакции, действовавшей по ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Исходя из пункта 7 Правил, решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее – «уполномоченный орган»).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил.
Решение о приостановлении предоставления субсидии или о прекращении предоставления субсидии доводится до сведения получателя субсидии в письменной форме в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения с указанием оснований его принятия (пункт 62 Правил).
Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (абзац 2 пункта 41 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Копанчук И.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, р.<адрес>. В указанной квартире Копанчук И.А. фактически проживает одна, вместе с ней в квартире с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ее сын Копанчук П.М.
ДД.ММ.ГГГГ Копанчук И.А. обратилась в ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения <адрес>» через МФЦ с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 48).
ДД.ММ.ГГГГ ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения <адрес>» был издан приказ № о создании комиссии по рассмотрению заявления Копанчук И.А. (л.д. 48).
ДД.ММ.ГГГГ по результатам заседания вышеуказанной комиссии было принято решение об отсутствии уважительных причин образования задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги, о чем составлен соответствующий протокол (л.д. 49-51).
ДД.ММ.ГГГГ ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения <адрес>» был издан приказ № об отказе в назначении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Копанчук И.А. по причине наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и отсутствии заключенного или выполненного соглашения по ее погашению (л.д. 52). Об указанном факте Копанчук И.А. была уведомлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 7).
В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).
Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.
При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены в том числе из показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств (абзацы первый и второй части 1 статьи 55 ГПК РФ).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).
Отказывая истцу в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ответчик исходил из того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг составляет 88 455 рублей 09 копеек. Указанная задолженность образовалась за период с февраля 2016 года, в 2021 году коммунальные услуги не оплачены с июня по сентябрь (л.д. 49-51).
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Копанчук И.А. работала в ОАО «Первомайскхиммаш», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТОГБУСОН «Центр социальных услуг для населения <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «Московский центр новых технологий коммуникаций», и с ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Росбанк» (л.д. 64-67).
В период работы истца в ОАО «Первомайскхиммаш» с октября 2015 г. по январь 2017 года имели место задержки выплаты заработной платы, что подтверждается представленными расчетными листками (л.д. 93-112).
С августа 2020 года по февраль 2021 года Копанчук И.А. состояла на учета в качестве безработного в ТОГКУ «Центр занятости населения №», и получила пособие по безработице в размере 57817,12 руб. (л.д. 60).
Согласно представленным листкам нетрудоспособности, Копанчук И.А. была освобождена от работы в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что так же подтверждается сведениями о полученном ею пособии по временной нетрудоспособности а общей сумме 44 392 рубля 40 копеек (л.д. 113-122, 61-63).
Согласно судебным приказам с Копанчук И.А. в пользу ООО «Теплоресурс» была взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9 943 рубля 86 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере, 11 816 рублей 98 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 070 рублей 30 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 368 рублей 30 копеек (л.д. 20, 21, 24, 25).
ДД.ММ.ГГГГ между Копанчук И.А. и ОАО «Россельхозбанк» заключен кредитный договор № сроком до ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 700 000 рублей на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. (л.д. 72-92).
Как установлено из справок формы 2-НДФЛ на Копанчук И.А., доход последней в 2017 году составил 54 913 рублей 28 копеек, в 2018 году – 268 415 рублей 42 копейки, в 2019 году – 271 476 рублей 04 копейки, в 2020 году – 87 335 рублей 85 копеек (л.д. 68, 69, 70, 71).
Оценив представленные истцом доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что они подтверждают ее доводы о том, что задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в период с февраля 2016 года по октябрь 2021 года возникла по уважительным причинам в связи с ее тяжелым материальным положением, а именно в связи с задержкой выплаты заработной платы, наличием кредитных обязательств, а так же непостоянным источником дохода.
Кроме того, из решения <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что исковые требования Копанчук И.А. к ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения <адрес>» о признании незаконным решения и о возложении обязанности назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг были удовлетворены. На ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения <адрес>» была возложена обязанность назначить Копанчук И.А. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 12 месяцев.
При этом, суд приходит к выводу о том, что в настоящем судебном заседании сведений о том, что материальное положение истца изменилось с даты вынесения вышеуказанного решения суда, представлено не было.
Суд считает возможным назначить указанную субсидию сроком на 6 месяцев в соответствии с абз. 2 п. 41 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, при этом, назначить вышеуказанную субсидию Ответчику необходимо согласно п. 44 вышеуказанных Правил, с ДД.ММ.ГГГГ так как Копанчук И.А. обратилась в уполномоченный орган с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период с 1-го по 15-е число месяца.
Между тем, Копанчук И.А. просит признать незаконным решение ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, который является ответом на направленное Копанчук И.А. заявление о назначении субсидии, и сам по себе не является решением уполномоченного органа об отказе в назначении субсидии, принимаемым в порядке Правил предоставления субсидий, не подменяет его, содержит пояснение по запрашиваемому вопросу, не влечёт самостоятельных правовых последствий для сторон, в связи, с чем не может быть обжаловано как акт уполномоченного органа по Правилам предоставления субсидий.
На основании ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения <адрес>» подлежат взысканию в пользу Копанчук И.А. понесенные ею судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.