Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-73/2023 ~ М-66/2023 от 29.03.2023

Дело № 58RS0010-01-2023-000115-20 № 2-73/2023 РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Земетчино 18 мая 2023 года

Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Угрушевой Ю.А.,

при секретаре Оликовой Е.В.,

с участием заместителя прокурора Земетчинского района Пензенской области Журавлева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Земетчинского района Пензенской области в интересах Буровой Валентины Ивановны к ГБУЗ «Земетчинская районная больница» и Министерству здравоохранения Пензенской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Земетчинского района Пензенской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Буровой В.И.., в котором просит обязать ГБУЗ «Земетчинская районная больница» производить своевременную выписку Буровой В.И. рецептов на медицинские изделия в виде тест-полосок для определения содержания уровня глюкозы в крови в соответствии с имеющейся потребностью и обязать Министерство здравоохранения Пензенской области организовать обеспечение Буровой В.И. медицинскими изделиями в виде тест - полосок для определения содержания уровня глюкозы в крови в соответствии с имеющейся потребностью.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что при проведении проверки исполнения требований законодательства в сфере обеспечения населения необходимыми лекарственными средствами по обращению Буровой В.И. было установлено, что Бурова В.И. наблюдается по месту жительства с диагнозом *****, первично поставленным при осмотре эндокринологом 27.08.2021 года. Состоит на диспансерном учете с диагнозом *****, ей рекомендовано осуществлять самоконтроль гликемии до 4 раз в сутки. В силу действующего законодательства, с учетом заболевания Буровой В.И., она является фактическим получателем бесплатных медицинских изделий и препаратов. Несмотря на наличие медицинских показаний к самоконтролю гликемии, рецепты на тест - полоски для определения содержания глюкозы в крови в период с 27.08.2021 по 28.03.2023 Буровой В.И. не выписывались, в связи с чем она была вынуждена приобретать их за счет собственных денежных средств.

Ненадлежащее обеспечение Буровой В.И, тест полосками для определения содержания глюкозы в крови нарушает её право на охрану здоровья, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Журавлев А.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Истец Бурова В.И., извещенная надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела в её отсутствие не просила.

Ответчик ГБУЗ «Земетчинская районная больница», извещённый надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие его представителя.

Ответчик Министерство здравоохранения Пензенской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, возражений на исковое заявление не представил, о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие не просил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассматривается в отсутствие не явившихся сторон.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Как следует из материалов дела, Бурова В.И. является лицом, страдающим *****, в письменном заявлении, поданном прокурору Земетчинского района Пензенской области, просила провести в ГБУЗ «Земетичнская РБ» проверку по факту необеспечения тест-полосками для измерения уровня сахара в крови и обратиться в суд в её интересах в связи с не обеспечением тест полосками.

В соответствии с ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закона).

Статья 4 Закона предусматривает, что соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи относятся к основным принципами охраны здоровья.

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях (ст. 8).

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (п. 1 ст. 81).

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Согласно ст. ст. 37, 43 Федерального закона № 323-ФЗ, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти. Назначение и применение препаратов, медицинских изделий и специализированных лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года № 715 утвержден Перечень социально-значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому, заболевание «сахарный диабет» включено в перечень социально значимых заболеваний.

Раздел «Категории заболеваний» перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.

Пункт 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 2 ст. 9, ч.ч.1,3 ст. 11 указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской федерации. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. За нарушение требований ст. 11 данного федерального закона медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечнем изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, предусмотрено предоставление тест - полосок для определения содержания глюкозы в крови, инсулиновых игл, шприц - ручек льготной категории граждан, в том числе лицам, имеющим заболевание диабет.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинскойпромышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В целях реализации указанных положений федерального законодательства на территории Пензенской области Правительством Пензенской области принято Постановление от 31.01.2013 № 30-пП (далее Постановление № 30-пП), пунктом 1 которого утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Пензенской области (далее Положение).

Согласно п. 1.1. Положения, Министерство здравоохранения Пензенской области (далее - Министерство), является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области.

В соответствии с п. 2.1.12.23 Положения, Министерство организует предоставление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Земетчинского района Пензенской области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения населения необходимыми лекарственными средствами.

В ходе проверки было установлено и подтверждается, содержащимися в медицинской карте Буровой В.И. документами, что Бурова В.И. состоит на диагностическом учёте в ГБУЗ «Земетчинская районная больница» по месту жительства с диагнозом ***** с 16.09.2021 года, впервые выявленным 27.08.2023 г. на приеме врача эндокринолога. Ей рекомендовано осуществлять самоконтроль гликемии 4 раза в сутки, 1-2 раза в неделю. При наличии показаний к самоконтролю гликемии, тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови Бурова В.И. не обеспечивалась, рецепты на их получение ей не выписывались.

Однако Бурова В.И. тест - полосками для определения содержания глюкозы в крови не обеспечена, рецепты на их получение ей не выписывались.

Из обозренной в судебном заседании медицинской карты пациента Буровой В.И. следует, что рецепты на тест - полоски не выписаны ей и по настоящее время.

Не обеспечение Буровой В.И. необходимыми медицинскими изделиями в соответствии с имеющейся потребностью, создает угрозу причинения вреда её здоровью.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ГБУЗ «Земетчинская районная больница» от 13.04.2023 года, лечебное учреждение включено в Единый государственный реестр юридических лиц и имеет государственный регистрационный номер 2145827000515.

Министерство здравоохранения Пензенской области является учредителем ГБУЗ «Земетчинская районная больница», включено в Единый государственный реестр юридических лиц 14.02.2003 года и имеет государственный регистрационный номер 2135827008458.

Постановлением Правительства Пензенской области от 31.01.2013 года №30-пП утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Пензенской области.

Согласно п. 1.1 Положения, Министерство здравоохранения Пензенской области (далее - Министерство) является исполнительным органом Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Пензенской области.

Пунктом 2.1.12.23 Положения предусмотрено, что Министерство организует предоставление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд полагает, что не обеспечение Буровой В.И. рецептами для получения бесплатно тест- полосок для определения уровня глюкозы в крови, является незаконным, и нарушает её права на получение гарантированной государством медицинской помощи.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку ответчики, Министерство здравоохранения Пензенской области и ГБУЗ «Земетчинская районная больница» освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина взысканию с них не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Земетчинского района Пензенской области в интересах Буровой Валентины Ивановны к ГБУЗ «Земетчинская районная больница» и Министерству здравоохранения Пензенской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями удовлетворить.

Возложить на ГБУЗ «Земетчинская районная больница» обязанность производить своевременную выписку Буровой Валентине Ивановне рецептов на медицинские изделия в виде тест-полосок для определения содержания уровня глюкозы в крови в соответствии с имеющейся потребностью.

Возложить на Министерство здравоохранения Пензенской области обязанность организовать обеспечение Буровой Валентины Ивановны медицинскими изделиями в виде тест - полосок для определения содержания уровня глюкозы в крови в соответствии с имеющейся потребностью.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2023 года.

2-73/2023 ~ М-66/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бурова Валентина Ивановна
Прокурор Земетчинского района
Ответчики
Министерство здравоохранения Пензенской области
ГБУЗ "Земетчинская РБ"
Суд
Земетчинский районный суд Пензенской области
Судья
Угрушева Юлия Александровна
Дело на странице суда
zemetchinsky--pnz.sudrf.ru
29.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2023Передача материалов судье
29.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2023Судебное заседание
18.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее