Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2983/2022 ~ М-2644/2022 от 31.08.2022

    Дело № 2-2983/2022

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    02 ноября 2022 года                                       г. Севастополь

    Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Байметова А.А.., при секретаре – Гонтарь С.В., при участии помощника прокурора – Чёрного В.В., представителя ответчика – Каленской А.А., представителя третьего лица Департамента общественной безопасности – Шевченко О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Гагаринского района г. Севастополя к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ГУП города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта», Департамент общественной безопасности города Севастополя, Правительство Севастополя, о понуждении совершить определенные действия,

    У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Гагаринского района города Севастополя обратился в суд, с вышеуказанным иском (с учетом уточнений) мотивируя следующим.

    Прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка соблюдения требований об антитеррористической защищенности объектов гражданской обороны города Севастополя, в результате которой установлено, что до настоящего времени Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – ответчик) передача имущества, указанного в распоряжении № 725-РП, не осуществлена. Прокуратурой района в июне текущего года с участием специалист ГУ МЧС России по городу Севастополю проведена проверка, которой выявлены нарушения при эксплуатации защитного сооружения - «Противорадиационное укрытие», расположенного по адресу: <адрес> соответствие предъявляемым требованиям. Защитное сооружение гражданской обороны требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние, и неприведение этого объекта в надлежащее состояние исключает возможность безопасного пребывания лиц, укрываемых в защитном сооружении, как в случае совершения террористических акций, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

    Просит с учетом изменения требований обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, привести защитное сооружение - «Противорадиационное укрытие», расположенное по адресу: <адрес> соответствие предъявляемым требованиям: оборудовать обозначениями при входе в защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с требованиями Правил, а именно обозначения представляет собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см.; выполнить обозначения направления в защитное сооружение гражданской обороны на территории в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке); прекратить использование помещения санузлов, а также произвести их осмотр и ремонт; обеспечить сохранность и готовность защитного сооружения к приему укрываемых (провести техническое обслуживание, ремонт и замену защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования); установить аварийные баки запасов воды; окрасить элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны в соответствующие цвета (в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых, в зеленый - водопроводные трубы); оборудовать защитное сооружение гражданской обороны фильтрами-поглотителями с актуальным сроком эксплуатации.

    В судебном заседание старший помощник прокурора исковые требования с учетом уточнений поддержал, по основаниям, изложенным в иске.

    Представитель ответчика в судебном заседание против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям изложенным в возражениях.

    Представитель третьего лица Департамента общественной безопасности города Севастополя просил исковые требования удовлетворить.

    Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил.

    В связи с чем, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

    Как установлено судом и следует из материалов дела прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка соблюдения требований об антитеррористической защищенности объектов гражданской обороны города Севастополя.

    В соответствии с п. 1 распоряжения Правительства города Севастополя от 29.05.2015 № 463-РП «О включении в реестр собственности города Севастополя и закреплении на соответствующем праве за государственными предприятиями и учреждениями Севастополя защитных сооружений гражданской обороны города Севастополя» (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства от 28.08.2015 № 725-РП) (далее - Распоряжение от 29.05.2015 № 463-РП) в реестр собственности города Севастополя включено государственное имущество, являющееся собственностью города Федерального значения Севастополя согласно приложениям 1,2,3 к настоящему распоряжению.

    Согласно приложению № 1 к распоряжению № 725-РП ГУПС города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» передано защитное сооружение гражданской обороны города Севастополя (далее - ЗС ГО), расположенное по адресу: <адрес>, на праве хозяйственного ведения.

    Проверкой установлено, что до настоящего времени Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя передача имущества, указанного в распоряжении № 725-РП, не осуществлена.

    Прокуратурой района в мае текущего года с участием специалистов ГУ МЧС России по городу Севастополю проведена проверка, которой выявлены нарушения при эксплуатации ЗС ГО «Противорадиационное укрытие» расположенное по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует письмо УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес> № ИВ-307/2-2-1067 от ДД.ММ.ГГГГ.

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ), гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

    В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают     и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.

    Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).

    Так, в нарушение ст. 1 Федерального закона № 28-ФЗ «О гражданской обороне», ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. 7 Федерального Закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Правила), защитное сооружение гражданской обороны не обеспечено: обозначениями при входе в защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с требованиями Правил, а именно обозначения представляет собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см. (пункт 6.2.1 Правил); обозначениями направления в защитное сооружение гражданской обороны на территории в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке (пункт 6.2.3 Правил); допущено использование помещения санузлов, помещения незакрыты и не опечатаны, не проводятся периодические осмотры и ремонты) (пункт 3.2.24 Правил), не обеспечена сохранность и готовность ЗС ГО к приему укрываемых (не проводятся своевременное техническое обслуживание, ремонт и замена защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования) (пункт 1.8 Правил), отсутствуют аварийные баки запасов воды (пункты 3.2.2, 3.2.20, 4.5.2 Правил), Элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны не окрашены в соответствующие цвета (в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых, в зеленый - водопроводные трубы), в защитном сооружении гражданской обороны используются фильтры-поглотители с истекшим сроком эксплуатации (п. 3.2.12 Правил, ТУ БД 250.503.00, ТУ 4801).

    Таким образом, защитное сооружение гражданской обороны требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние, и неприведение этого объекта в надлежащее состояние исключает возможность безопасного пребывания лиц, укрываемых в защитном сооружении, как в случае совершения террористических акций, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

    Статья 2 Федерального закона 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.

    В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ) организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

    Помимо прочего на организации в пределах своих полномочий возложены обязанности по планированию и организации мероприятий по гражданской обороне, по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

    В соответствии со ст. 18 Федерального закона №28-ФЗ обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

    В развитие Федерального закона № 28-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 утверждено «Положение о гражданской обороне в Российской Федерации», которым регламентирован порядок подготовки к ведению и ведение гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.

    В соответствии с п.10 Положения мероприятием по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению индивидуальных средств защиты, определенным Положением является строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности    к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

    Согласно п.2.3, 2.7, 2.10, 2.11, 2.12 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, основными задачами Департамента являются: осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции. Создание и обеспечение функционирования системы учета имущества, находящегося в собственности города Севастополя, и контроля за его использованием. Осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя. Осуществление полномочий арендодателя имущества, находящегося в собственности города Севастополя. Обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственной собственности.

    Согласно п. п. 3.2, 3.9 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, основными функциями Департамента является управление имуществом, находящимся в собственности города Севастополя. Осуществление полномочий, предусмотренных Соглашением между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в сфере управления федеральным имуществом, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. № 1356-р.

    Согласно п. п. 4.2, 4.3 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, Департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочий: Осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя. Проводит работу по передаче имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную и муниципальную собственность, по приему в собственность города Севастополя федерального и муниципального имущества, а также осуществляет юридические действия по приему-передаче имущества в процессе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Севастополь и органами местного самоуправления.

    Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Согласно абзацу 2 части 3 статьи 79 Закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополь в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

        В соответствие со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы владения, пользования и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

        В соответствие с п. 2 ст. 18 Закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

    Исходя из приведенных норм права, обязанность по финансированию расходов по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями законодательства в связи с решением вопросов местного значении и поддержание в готовности защитных сооружений – возложена на Департамент по имущественным и земельным отношения города Севастополя, как на собственника имущества.

    В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.

    Таким образом, разрешая заявленные требования и установив, что осуществление деятельности с нарушением федерального законодательства о противодействии терроризму и непринятие мер по устранению допущенных нарушений может причинить ущерб жизни и здоровью укрываемых в защитном сооружении, как в случае совершения террористических акций, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не обеспечена, в связи с чем, требование прокурора о возложении соответствующей обязанности, суд находит целесообразными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,

    РЕШИЛ:

    Исковые требования Прокурора Гагаринского района г. Севастополя к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.

    Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, привести защитное сооружение - «Противорадиационное укрытие», расположенное по адресу: <адрес> соответствие предъявляемым требованиям:

    -    оборудовать обозначениями при входе в защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с требованиями Правил, а именно обозначения представляет собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см.;

    -    выполнить обозначения направления в защитное сооружение гражданской обороны на территории в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке);

    -    прекратить использование помещения санузлов, а также произвести их осмотр и ремонт;

    -    обеспечена сохранность и готовность защитного сооружения к приему укрываемых (провести техническое обслуживание, ремонт и замену защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования);

    -    установить аварийные баки запасов воды;

    -    окрасить элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны в соответствующие цвета (в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых, в зеленый - водопроводные трубы),

    -     оборудовать защитное сооружение гражданской обороны фильтрами- поглотителями с актуальным сроком эксплуатации.

    Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.

    Судья                                А.А. Байметов

    Мотивированный текст решения составлен 10 ноября 2022 года.

2-2983/2022 ~ М-2644/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Гагаринского района г. Севастополя
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Департамент общественной безопасности города Севастополя
ГУП города Севастополя "Управляющая компания "Стрелецкая бухта"
Правительство Севастополя
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Байметов Александр Анатольевич
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
31.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2022Передача материалов судье
02.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2022Подготовка дела (собеседование)
05.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2022Судебное заседание
10.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2023Дело оформлено
15.09.2023Дело передано в архив
04.09.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее