Дело № 2-2983/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2022 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Байметова А.А.., при секретаре – Гонтарь С.В., при участии помощника прокурора – Чёрного В.В., представителя ответчика – Каленской А.А., представителя третьего лица Департамента общественной безопасности – Шевченко О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Гагаринского района г. Севастополя к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ГУП города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта», Департамент общественной безопасности города Севастополя, Правительство Севастополя, о понуждении совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Гагаринского района города Севастополя обратился в суд, с вышеуказанным иском (с учетом уточнений) мотивируя следующим.
Прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка соблюдения требований об антитеррористической защищенности объектов гражданской обороны города Севастополя, в результате которой установлено, что до настоящего времени Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – ответчик) передача имущества, указанного в распоряжении № 725-РП, не осуществлена. Прокуратурой района в июне текущего года с участием специалист ГУ МЧС России по городу Севастополю проведена проверка, которой выявлены нарушения при эксплуатации защитного сооружения - «Противорадиационное укрытие», расположенного по адресу: <адрес> соответствие предъявляемым требованиям. Защитное сооружение гражданской обороны требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние, и неприведение этого объекта в надлежащее состояние исключает возможность безопасного пребывания лиц, укрываемых в защитном сооружении, как в случае совершения террористических акций, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Просит с учетом изменения требований обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, привести защитное сооружение - «Противорадиационное укрытие», расположенное по адресу: <адрес> соответствие предъявляемым требованиям: оборудовать обозначениями при входе в защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с требованиями Правил, а именно обозначения представляет собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см.; выполнить обозначения направления в защитное сооружение гражданской обороны на территории в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке); прекратить использование помещения санузлов, а также произвести их осмотр и ремонт; обеспечить сохранность и готовность защитного сооружения к приему укрываемых (провести техническое обслуживание, ремонт и замену защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования); установить аварийные баки запасов воды; окрасить элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны в соответствующие цвета (в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых, в зеленый - водопроводные трубы); оборудовать защитное сооружение гражданской обороны фильтрами-поглотителями с актуальным сроком эксплуатации.
В судебном заседание старший помощник прокурора исковые требования с учетом уточнений поддержал, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседание против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям изложенным в возражениях.
Представитель третьего лица Департамента общественной безопасности города Севастополя просил исковые требования удовлетворить.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил.
В связи с чем, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка соблюдения требований об антитеррористической защищенности объектов гражданской обороны города Севастополя.
В соответствии с п. 1 распоряжения Правительства города Севастополя от 29.05.2015 № 463-РП «О включении в реестр собственности города Севастополя и закреплении на соответствующем праве за государственными предприятиями и учреждениями Севастополя защитных сооружений гражданской обороны города Севастополя» (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства от 28.08.2015 № 725-РП) (далее - Распоряжение от 29.05.2015 № 463-РП) в реестр собственности города Севастополя включено государственное имущество, являющееся собственностью города Федерального значения Севастополя согласно приложениям 1,2,3 к настоящему распоряжению.
Согласно приложению № 1 к распоряжению № 725-РП ГУПС города Севастополя «Управляющая компания «Стрелецкая бухта» передано защитное сооружение гражданской обороны города Севастополя (далее - ЗС ГО), расположенное по адресу: <адрес>, на праве хозяйственного ведения.
Проверкой установлено, что до настоящего времени Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя передача имущества, указанного в распоряжении № 725-РП, не осуществлена.
Прокуратурой района в мае текущего года с участием специалистов ГУ МЧС России по городу Севастополю проведена проверка, которой выявлены нарушения при эксплуатации ЗС ГО «Противорадиационное укрытие» расположенное по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует письмо УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес> № ИВ-307/2-2-1067 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ), гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).
Так, в нарушение ст. 1 Федерального закона № 28-ФЗ «О гражданской обороне», ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. 7 Федерального Закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Правила), защитное сооружение гражданской обороны не обеспечено: обозначениями при входе в защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с требованиями Правил, а именно обозначения представляет собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см. (пункт 6.2.1 Правил); обозначениями направления в защитное сооружение гражданской обороны на территории в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке (пункт 6.2.3 Правил); допущено использование помещения санузлов, помещения незакрыты и не опечатаны, не проводятся периодические осмотры и ремонты) (пункт 3.2.24 Правил), не обеспечена сохранность и готовность ЗС ГО к приему укрываемых (не проводятся своевременное техническое обслуживание, ремонт и замена защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования) (пункт 1.8 Правил), отсутствуют аварийные баки запасов воды (пункты 3.2.2, 3.2.20, 4.5.2 Правил), Элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны не окрашены в соответствующие цвета (в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых, в зеленый - водопроводные трубы), в защитном сооружении гражданской обороны используются фильтры-поглотители с истекшим сроком эксплуатации (п. 3.2.12 Правил, ТУ БД 250.503.00, ТУ 4801).
Таким образом, защитное сооружение гражданской обороны требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние, и неприведение этого объекта в надлежащее состояние исключает возможность безопасного пребывания лиц, укрываемых в защитном сооружении, как в случае совершения террористических акций, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Статья 2 Федерального закона 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ) организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Помимо прочего на организации в пределах своих полномочий возложены обязанности по планированию и организации мероприятий по гражданской обороне, по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона №28-ФЗ обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
В развитие Федерального закона № 28-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 утверждено «Положение о гражданской обороне в Российской Федерации», которым регламентирован порядок подготовки к ведению и ведение гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.
В соответствии с п.10 Положения мероприятием по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению индивидуальных средств защиты, определенным Положением является строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Согласно п.2.3, 2.7, 2.10, 2.11, 2.12 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, основными задачами Департамента являются: осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции. Создание и обеспечение функционирования системы учета имущества, находящегося в собственности города Севастополя, и контроля за его использованием. Осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя. Осуществление полномочий арендодателя имущества, находящегося в собственности города Севастополя. Обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственной собственности.
Согласно п. п. 3.2, 3.9 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, основными функциями Департамента является управление имуществом, находящимся в собственности города Севастополя. Осуществление полномочий, предусмотренных Соглашением между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в сфере управления федеральным имуществом, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. № 1356-р.
Согласно п. п. 4.2, 4.3 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, Департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочий: Осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя. Проводит работу по передаче имущества, находящегося в собственности города Севастополя, в федеральную и муниципальную собственность, по приему в собственность города Севастополя федерального и муниципального имущества, а также осуществляет юридические действия по приему-передаче имущества в процессе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Севастополь и органами местного самоуправления.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 79 Закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополь в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В соответствие со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы владения, пользования и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствие с п. 2 ст. 18 Закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Исходя из приведенных норм права, обязанность по финансированию расходов по приведению защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями законодательства в связи с решением вопросов местного значении и поддержание в готовности защитных сооружений – возложена на Департамент по имущественным и земельным отношения города Севастополя, как на собственника имущества.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, разрешая заявленные требования и установив, что осуществление деятельности с нарушением федерального законодательства о противодействии терроризму и непринятие мер по устранению допущенных нарушений может причинить ущерб жизни и здоровью укрываемых в защитном сооружении, как в случае совершения террористических акций, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не обеспечена, в связи с чем, требование прокурора о возложении соответствующей обязанности, суд находит целесообразными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Гагаринского района г. Севастополя к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, привести защитное сооружение - «Противорадиационное укрытие», расположенное по адресу: <адрес> соответствие предъявляемым требованиям:
- оборудовать обозначениями при входе в защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с требованиями Правил, а именно обозначения представляет собой прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см.;
- выполнить обозначения направления в защитное сооружение гражданской обороны на территории в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке);
- прекратить использование помещения санузлов, а также произвести их осмотр и ремонт;
- обеспечена сохранность и готовность защитного сооружения к приему укрываемых (провести техническое обслуживание, ремонт и замену защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования);
- установить аварийные баки запасов воды;
- окрасить элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны в соответствующие цвета (в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых, в зеленый - водопроводные трубы),
- оборудовать защитное сооружение гражданской обороны фильтрами- поглотителями с актуальным сроком эксплуатации.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Судья А.А. Байметов
Мотивированный текст решения составлен 10 ноября 2022 года.