РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новороссийск 8 декабря 2020 года
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе - судья Литвинов А.Н.,
при секретаре Татаровской А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2-3132/2020 по иску Саморуковой Веры Васильевны к администрации муниципального образования город Новороссийск об установлении местоположения границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Саморукова В.В. обратилась в суд с иском, в котором просит установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <№> и считать решение основанием для учета изменений в сведениях ЕГРН об описания местоположения границ земельного участка в соответствии с межевым планом, кадастрового инженера <ФИО4
В заявлении истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 560 кв.м. по адресу: <адрес>. Для уточнения местоположения границ участка кадастровым инженером <ФИО4 подготовлен межевой план, содержащий необходимые сведения для учета изменений ЕГРН. На местности границы участка обозначены межевым ограждением. Споров по фактическим границам нет, что подтверждается актом согласования границ. Однако, <ДД.ММ.ГГГГ> государственный кадастровый учет изменений был приостановлен.
В судебное заседание стороны и представитель третьего лица не явились, уведомив суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав письменные доказательства, суд пришел к заключению, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В статье 304 ГК РФ закреплено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
По правилам статьи 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав", согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Установление местонахождения спорной границы участка осуществляется судом путем сравнения фактической площади с указанной в правоустанавливающих документах (первичных землеотводных документах) с помощью существующих на местности природных или искусственных ориентиров (многолетних насаждений, жилого дома, хозяйственных и бытовых построек, трубопроводов и др.) при условии, что они зафиксированы в планах обмеров органов технической инвентаризации, топографических съемках или иных документах, отражающих ранее существовавшие фактические границы.
В ситуации, когда площадь земельного участка истца с учетом фактических границ больше или меньше площади, указанной в правоустанавливающем документе, суд проверяет, за счет каких земель образовалась данная разница, производился ли кем-либо из сторон или прежних владельцев участков перенос спорной границы, осуществлялась ли истцом или ответчиком дополнительная прирезка к своему земельному участку и имеет ли данная прирезка отношение к той части участка, по поводу которой заявлен спор, а также как давно стороны пользуются участками в имеющихся границах.
Разрешая спор, суд должен учитывать, что местоположение границы земельного участка определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых "обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
В силу ч. 3 ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно ч. 10 ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с ч. 8 ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Закона "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона "О кадастровой деятельности" согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками.
Согласно ст. 40 Федерального закона "О кадастровой деятельности" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N921 утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, в соответствии с которым раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связного текста.
Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч.10 ст.22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка; сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Из представленных суду документов видно, что истцу принадлежит земельный участок с кадастровым номером <№> площадью 560 кв.м. по адресу: <адрес>.
<ДД.ММ.ГГГГ> кадастровым инженером <ФИО4 проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границ участка и подготовлен межевой план, содержащий сведения, необходимые для государственного кадастрового учета.
Границы участка обозначены межевым ограждением, существующем на местности более 15 лет. В ходе процедуры согласования границ возражений от смежных землепользователей не поступили. Площадь участка не изменилась.
<ДД.ММ.ГГГГ> государственный кадастровый учет изменений приостановлен на основании п.7 ч.1 ст.26 Закона РФ №218-ФЗ от 13 июля 2015 года. В уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета изменений указано на отсутствие в представленном межевом плане проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества.
Отсутствие проекта организации и застройки, а также отсутствие в документе, определявшем местоположение границ земельного участка при его образовании, сведений о местоположении границ участка не позволяет истцу в полной мере реализовать свои правомочия, предусмотренные ст. 209 Гражданского кодекса РФ в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка и порождает правовую неопределенность относительно границ принадлежащего объекта недвижимого имущества, а именно делает невозможным установить границы земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд пришел к заключению, что границы земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 560 кв.м. по адресу: <адрес>, должны быть установлены в соответствии с фактическими границами, обозначенными на местности межевым ограждением, существующим более 15 лет, числовые значения координат поворотных точек которых содержатся в межевом плане кадастрового инженера <ФИО4 от <ДД.ММ.ГГГГ>.
При этом суд исходит из того, что границы участка согласованы со смежными землепользователями, споры по фактическим границам участка отсутствуют, площадь участка не изменилась, представленный межевой план соответствует приведенным выше требованиям действующего законодательства.
В силу ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ г. государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 №457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Саморуковой Веры Васильевны удовлетворить полностью:
- установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 560 кв.м. по адресу: <адрес>, в соответствии с межевым планом, кадастрового инженера <ФИО4 от <ДД.ММ.ГГГГ>;
- данное решение является основанием для учета изменений в сведениях ЕГРН об описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 560 кв.м. по адресу: <адрес>, в соответствии с межевым планом, кадастрового инженера <ФИО4 от <ДД.ММ.ГГГГ>.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья А.Н. Литвинов