УИД 28RS0024-01-2022-000770-84
Дело № 2-463/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2022 года г. Шимановск
(решение в окончательной форме принято 09 ноября 2022 года)
Шимановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Скрастиной И.С.,
при помощнике судьи Волковой Г.В.,
с участием помощника прокурора Шимановского района Коломыциной Т.А., представителя ответчика администрации г. Шимановска - Селиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Шимановского района Амурской области к администрации г. Шимановска о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Шимановского района Амурской области в интересах Анкудиновой В.И. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Шимановска о возложении обязанности выполнить водоотведение на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения от <адрес> до <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, указав, что прокуратурой Шимановского района в ходе рассмотрения обращения Анкудиновой В.И., проживающей по адресу: <адрес>, установлены нарушения законодательства в сфере дорожной деятельности, относящейся к полномочиям администрации г. Шимановска. Проверкой установлено, что система водоотвода автомобильной дороги по <адрес>, принадлежащая муниципальному образованию г. Шимановск, не соответствует предъявленным требованиям. Так, <адрес> имела систему водоотвода на протяжении от перекрестка <адрес> – <адрес> до <адрес>. Однако, водоотводные канавы в течение длительного периода времени в соответствии с предъявленными требованиями не содержались, необходимые работы с целью поддержания дренажной системы в надлежащем состоянии не проводились, что привело к их утрате. В частности, на участке местности от <адрес> до <адрес> водоотводные канавы фактически отсутствуют. Водоотводная канава, расположенная напротив земельного участка по <адрес> заросла травой, сравнялась с землей, отсутствуют следы проведения работ по повышению пропускной способности в течение длительного периода времени, что влечет его подтопление и заболачивание в результате выпадения обильного количества осадков. На местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание. Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильной дороги по <адрес>, и обеспечение безопасности дорожного движения на ней отнесено к полномочиям администрации г. Шимановска. Выявленные в ходе прокурорской проверки недостатки в содержании элементов системы водоотведения нарушают права Анкудиновой В.И., которая в силу возраста, состояния здоровья (наличие инвалидности), не может самостоятельно обратиться в суд, в связи с чем, и.о. прокурора в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании помощник прокурора Шимановского района Амурской области Коломыцина Т.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просит их удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Соистец Анкудинова В.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещалась надлежащим образом, судебная корреспонденция возвращена в суд за истечением срока хранения.
Представитель ответчика администрации г. Шимановска Селина А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора Шимановского района Амурской области согласна, привела доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие соистца.
Выслушав помощника прокурора и представителя ответчика, заслушав свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьями 1, 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является государственным органом, единой Федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституций Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор, в том числе, рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба (часть 1 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Согласно части 4 названного Федерального закона, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ) установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона №196-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью понимается дорожная деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ).
В силу пункта 9 статьи 6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно пункту 1 статьи 13 названного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, помимо прочего, относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
На основании статей 17, 18 указанного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Таким образом, действующим законодательством на администрацию г. Шимановска как на орган местного самоуправления возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения общего пользования и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года №402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ.
Согласно разделу 6 Классификации в состав работ по содержанию автомобильных дорог по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода входят: поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах; планировка откосов насыпей и выемок, исправление повреждений с добавлением грунта и укрепление засевом трав; поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб и мостов).
Требования к уровню летнего содержания дорог общего пользования, устанавливаются введенным в действие приказом Росстандарта от 11 августа 2015 года №1120-ст «ГОСТ 33180-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания» (далее - ГОСТ 33180-2014).
Согласно пункту 6.1, приложению А (таблице А.1) ГОСТ 33180-2014, содержащих требования к состоянию полосы отвода, земляного полотна, разделительной полосы, обочин, полос безопасности дорог, не допускается поверхностное скопление воды, вызванное недостаточным или обратным уклоном, наличием деформации и разрушений, нарушением работы элементов водоотвода (дренажа, водопропускных труб, водоотводных канав), наличие размытых, заиленных, заросших травой или кустарником водоотводных сооружений, необеспечение продольного уклона элементов водоотвода.
В силу пункта 7.1, таблицы 2 ГОСТ 33180-2014 отсутствие водоотвода на проезжей части не допускается.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Шимановского района Амурской области поступило обращение Анкудиновой В.И. - собственника частного домовладения по адресу: <адрес>, указавшей на подтопление ее приусадебного земельного участка по причине скопления дождевых вод в отсутствие системы водоотведения.
Согласно акту, составленному помощником прокурора Шимановского района Коломыцыной Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка дороги по <адрес> по обращению Анкудиновой В.И., в ходе которой установлено, что дорога, расположенная от перекрестка <адрес> – <адрес> до <адрес>, в нарушение пункта 7.1 таблицы 2 ГОСТ 33180-2014 не имеет водоотвода, отсутствуют водоотводные канавы, что также подтверждается фототаблицей спорного участка дороги.
Из ответа администрации г. Шимановска от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) адресованного прокурору Шимановского района следует, что <адрес> включена в реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Шимановска. Согласно техническому паспорту <адрес> относится к категории дорог – проезды второстепенные. В соответствии с муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по ЖКДХ и Г администрации г. Шимановска и Муниципальным казенным предприятием г. Шимановска «Городское хозяйство», по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) проведены дорожные работы согласно техническому заданию ДД.ММ.ГГГГ. Комитетом по ЖКДХ и Г администрации г. Шимановска готовится проект договора для заключения с подрядчиком по устройству водоотведения (<адрес> – <адрес>) в 2022 году.
Согласно сообщению КУМС администрации г. Шимановска от ДД.ММ.ГГГГ, автомобильная дорога «<адрес>» общего значения числится в реестре муниципальной собственности г. Шимановска.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО1 суду показала, что ее мать Анкудинова В.И. имеет в собственности земельный участок по адресу: <адрес>. На протяжении двадцати лет их семья пользовалась данным земельным участком, сажали огород. В июне 2018 года из-за сильных дождей смыло картофель на данном земельному участке. Они сразу же, в этот же день, т.е. ДД.ММ.ГГГГ написали обращение в администрацию г. Шимановска. Через месяц получили ответ, однако никаких действий со стороны администрации произведено не было. В 2019 году ситуация повторилась. Они неоднократно обращались письменно в администрацию, просили принять меры по водоотведению дороги. До настоящего времени ничего не изменилось, никаких действий со стороны администрации не предпринято. Вода идет с <адрес>, с <адрес>, собирается по <адрес> и идет в огороды. Дорога по <адрес> ни разу не грейдировалась. До 2018 года водоотводная канава напротив их участка была, однако в настоящее время она фактически отсутствует, заросла травой и сравнялась с землей.
Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиком, что отсутствие водоотвода на участке догори общего пользования местного значения от <адрес> до <адрес> препятствуют надежному водоотведению дождевых и талых вод с проезжей части дороги, что свидетельствуют о непринятии администрацией города Шимановска в течение длительного периода времени мер по содержанию системы водоотвода указанной части автомобильной дороги.
Сведений о том, что существующая система водоотведения в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей от <адрес> до <адрес>, находится в надлежащем состоянии и выполняет в полной мере свои функции по отводу сточных (дождевых) вод, администрацией города Шимановска не представлено.
С учетом указанных обстоятельств, выявленные недостатки в содержании элементов системы водоотведения автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей от <адрес> до <адрес>, нарушают права Анкудиновой В.И., в интересах которых прокурор в суд с настоящим исковым заявлением, поскольку влекут причинение вреда имуществу Анкудиновой В.И. Данная ситуация недопустима и подлежит устранению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Рассматривая вопрос о периоде времени, который истец просит предоставить ответчику для выполнения работы по устройству водоотвода на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения от <адрес> до <адрес>, – до ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что данный срок является разумным, отвечающим интересам сторон, а также достаточным для проведения мероприятий по выполнению указанных работ.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: