Дело № 12-209/2023 УИД 74MS0018-01-2023-003446-44
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 30 ноября 2023 года
Тракторозаводский районный суд города Челябинска в составе судьи Макаренко О.В.,
при секретаре судебного заседания Лебединской А.Е.,
рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – директора общества с ограниченной ответственностью УК «Дом Строй Сервис» Митрофановой А. В. на постановление мирового судьи судебного участка № 8 Тракторозаводского района г.Челябинска по делу об административном правонарушении от 29 сентября 2023 года, которым общество с ограниченной ответственностью УК «Дом Строй Сервис» (ОГРН 1117451003823), привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей;
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Тракторозаводского района г. Челябинска от 29 сентября 2023 года общество с ограниченной ответственностью УК «Дом Строй Сервис» (далее по тексту - ООО УК «Дом Строй Сервис») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей. Из содержания постановления следует, что юридическое лицо ООО УК «Дом Строй Сервис» допустило невыполнение в установленный срок (до 30 мая 2023 года) предписания должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства в части обслуживания многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Челябинск, ул. Карпенко, 10А.
Законный представитель юридического лица – директор ООО УК «Дом Строй Сервис» Митрофанова А.В. обратилась в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с жалобой на указанное постановление мирового судьи, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указала, что срок давности привлечения к административной ответственности ООО УК «Дом Строй Сервис» на момент вынесения постановления истек, а так же выявление нарушения требовали значительных временных затрат, в связи с чем не были устранены в срок, в июле 2023 года все работы были выполнены.
Законный представитель и защитник юридического лица, а так же представитель ГУ «ГЖИ» в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещенными.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного постановления.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Судом установлено следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 894 от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предписание об устранении нарушений обязательно для исполнения всеми должностными лицами, гражданами, юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы последних, осуществляющими свою деятельность.
В силу ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ч. 24.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные ч. 4.1 настоящей статьи.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 (далее – Положение).
В соответствии с п. 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 3.1 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных ч. 7 ст. 162 и ч. 6 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подп. «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании во взаимосвязи с приведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации к числу лицензионных требований относится соблюдение правил, установленных в соответствующей сфере деятельности, в том числе Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 890.
Требования Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года №170, согласно преамбуле, определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности содержания жилищного фонда, технической инвентаризации, и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Таким образом, лицензионными требованиями является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает, в том числе, и соблюдение Правил, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, а также минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 890.
Как следует из материалов дела, 25 апреля 2023 года, на основании Решения Первого заместителя начальника Главного управления от 24 апреля 2023 года № 23-161 был проведен внеплановый инспекционный визит в отношении ООО УК «Дом Строй Сервис» по адресу: г. Челябинск, ул. Карпенко, 10А.
По результатам проведения внепланового инспекционного визита ООО УК «Дом Строй Сервис» было выдано предписание от 25 апреля 2023 года № 23-161, состоящее из 2-х пунктов мероприятий (работ), подлежащих исполнению в целях устранения причин и последствий допущенных нарушений.
В соответствии с пунктами №№ 1.1. 2.1 названного предписания ООО УК «Дом Строй Сервис» надлежало в многоквартирном доме по указанному адресу в срок до 30 мая 2023 года:
- выполнить работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- восстановить целостность штукатурно-окрасочного слоя стен, потолка и пола в подъездах №1 и 2- выполнить ремонт цокольной части и бетонной отмостки в местах повреждения.
26 июня 2023 года на основании задания Первого заместителя начальника Главного управления от 26 июня 2023 года, Главным управлением проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде выездного обследования по указанному адресу.
В ходе выездного обследования был выполнен осмотр многоквартирного дома, в части оценки деятельности контролируемого лица на предмет наличия (отсутствия) фактов исполнения нения пунктов №№ 1.1, 2.1 предписания от 25 апреля 2023 года № 23-161.
По результатам проведенною обследования был установлен факт неисполнения ООО УК «Дом Строй Сервис» пунктов №№ 1.1, 2.1 предписания от 25 апреля 2023 года № 23-161.
07 июля 2023 года на основании Решения первого заместителя начальника Главного управления от 05 июля 2023 года № 23-406 был проведен внеплановый инспекционный визит в отношении ООО УК «Дом Строй Сервис» по указанному адресу.
В ходе проверки ранее выданного предписания № 23-161 выявлено, что п. 1.1 по выполнению работ по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов - выполнен; выявлены нарушения целостности штукатурно-окрасочного слоя стен, потолка и пола; п. 2.1 по восстановлению целостности штукатурно-окрасочного слоя стен, потолка и пола в подъездах № 1 и 2 - не выполнен.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного части 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
Ввиду невыполнения в установленный срок предписания, в отношении ООО УК «Дом Строй Сервис» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Совершение ООО УК «Дом Строй Сервис» данного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:
- сведениями, изложенными в протоколе № 23-406-3 об административном правонарушении от 10 июля 2023 года (л.д. 5-9);
- предписанием № 23-161 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства РФ от 25 апреля 2023 года (л.д. 11-13);
- предписанием № 23-406 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства РФ от 07 июля 2023 года (л.д. 14-15);
- актом внепланового инспекционного визита от 07 июля 2023 года (л.д. 16-18);
- протоколом осмотра от 07 июля 2023 года (л.д. 19-39);
- решением о проведении внепланового инспекционного визита от 05 июля 2023 года (л.д.40-43);
- мотивированным представлением от 05 июля 2023 года (л.д. 44-45);
- актом обследования объекта от 26 июня 2023 года (л.д.52-58);
- заданием на проведение контрольного (надзорного) мероприятия от 26 июня 2023 года (л.д.59-60);
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО УК «Дом Строй Сервис» (л.д. 61-82).
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Состав ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ является формальным и, в данном случае, объективная сторона заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, то есть для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта невыполнения требований предписания.
Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих выполнению ООО УК «Дом Строй Сервис» установленных законом обязанностей, в материалах дела не имеется.
Довод защиты о том, что на для приведения дома в нормативное состояние требуется значительный временной промежуток, не влечет признание вынесенного предписания незаконным и не исключает наличие в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Характер совершенного ООО УК «Дом Строй Сервис» административного правонарушения, объектом посягательства которого являются установленные законом правоотношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также неисполнение требования государственного органа об устранении нарушений лицензионных требований, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.
Состав правонарушения, предусмотренный ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в непринятии надлежащих мер по устранению нарушений законодательства.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела, приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень опасности конкретного деяния, оснований для признания правонарушения малозначительным нет.
Доказательства, представленные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО УК «Дом Строй Сервис» проверены и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 названного Кодекса.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, каждое из которых обладает признаками относимости, допустимости и достоверности, в своей совокупности явились достаточными для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, а также для обоснованного вывода о доказанности вины ООО УК «Дом Строй Сервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, на момент рассмотрения дела срок привлечения ООО УК «Дом Строй Сервис» к административной ответственности не истек.
Доводы жалобы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, и в целом направлены на переоценку исследованных при рассмотрении дела об административном правонарушении доказательств.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении мировым судьей не допущено.
Определяя наказание, суд первой инстанции учел имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, и принял решение о назначении ООО УК «Дом Строй Сервис» наказания, в пределах санкции ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.8 КоАП РФ, с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, являющегося, по мнению суда, соразмерным содеянному.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено, оснований для прекращения дела об административном правонарушении не имеется. Принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.7 КоАП РФ судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – директора общества с ограниченной ответственностью УК «Дом Строй Сервис» Митрофановой А. В. на постановление мирового судьи судебного участка № 8 Тракторозаводского района г.Челябинска по делу об административном правонарушении от 29 сентября 2023 года оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи судебного участка № 8 Тракторозаводского района города Челябинска по делу об административном правонарушении от 29 сентября 2023 года – без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его оглашения.
Судья О.В. Макаренко