Дело № 2-4085/2023
УИД 35RS0010-01-2023-003084-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 19 июня 2023 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Папушиной Г.А.,
при секретаре Бабушкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Фрязиново» к Жукову Д. А. о взыскании задолженности,
установил:
акционерное общество «Фрязиново» (далее -АО «Фрязиново») обратилось в суд с иском к наследственному имуществу ФИО1 о взыскании задолженности.
Требования мотивировало тем, что АО «Фрязиново» является управляющей организацией, выполняющей работы и оказывающей услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>. У собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> образовалась задолженность по внесению платы за содержание жилого помещения за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2022 года.
С учетом уточненных исковых требованиях в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просило взыскать с ответчика задолженность по оплате за жилое помещение за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2022 года в размере 30 980 рублей 02 копейки, пени в размере 5 258 рублей 01 копейка, расходы по оплате государственной пошлины.
Определением суда от 17 апреля 2023 года, внесенным в протокол предварительного судебного заседания, из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, исключен Жуков Д.А. и привлечен к участию в деле в качестве ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ЗАО «Банк Вологжанин».
В судебном заседании представитель истца АО «Фрязиново» по доверенности Закрепина Т.Г. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Жуков Д.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен по месту регистрации. Его представитель по ордеру адвокат Садовник Л.Н., назначенный судом на основании статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с заявленными требованиями не согласился, полагал, что истцом пропущен срок исковой давности.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2, ЗАО «Банк Вологжанин», нотариус Кудрякова А.Н. в судебное заседание не явились, о дате и времени заседания извещены. Ранее в судебном заседании ФИО2 пояснила, что проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в права наследования после смерти ФИО1 не вступала.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и собранные по нему доказательства, приходит к следующему.
В силу требований статьи 210 Гражданского кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на собственнике жилого помещения лежит бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с положениями статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства или изменение его условий не допускаются.
Согласно части 1 статьи 153, части 4 статьи 154 ЖК РФ, части 1 статьи 155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за отопление, горячее водоснабжение; плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии со статьёй 1113 ГК РФ со смертью гражданина открывается наследство.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 ГК РФ).
Как следует из пункта 1 статьи 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу пункта 1 статьи 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323 ГК РФ). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 58, 59, 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (статья 418 Гражданского кодекса Российской Федерации), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства; смерть должника не является обстоятельством, влекущим досрочное исполнение его обязательств наследниками; например, наследник должника по кредитному договору обязан возвратить кредитору полученную наследодателем денежную сумму и уплатить проценты на нее в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа; поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> являлась ФИО1
Согласно записи акта о смерти № от 12 мая 2020 года ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Наследником, принявшим наследство после смерти ФИО1, является ее сын- Жуков Д.А. (заявление о принятии наследства от 05 ноября 2020 года).
Наследственное имущество состоит из квартиры, расположенной по адресу: <адрес> кадастровым номером №.
Согласно ответу АО «Банк СГБ» от 11 апреля 2023 года на имя ФИО1 открыты следующие счета: счет банковской карты №, остаток денежных средств по состоянию на 07 мая 2020 года и по состоянию на 10 апреля 2023 года составляет 0 рублей 00 копеек; номинальный счет №, остаток денежных средств по состоянию на 07 мая 2020 год составлял 0 рублей 59 копеек, по состоянию на 10 апреля 2023 года составляет 16 902 рубля 41 копейку.
Из ответа АО «Банк Вологжанин» следует, что на имя ФИО1 открыт карточный счет №, остаток денежных средств на 07 мая 2020 года составляет 6 240 рублей 21 копейку, по состоянию на 18 апреля 2023 год составляет 6 254 рубля 75 копеек.
Таким образом, собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> после смерти ФИО1, является Жуков Д.А. с даты принятия наследства (05 ноября 2020 года).
Согласно расчету задолженности за период с января 2020 года по декабрь 2022 года у собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> образовалась задолженность за содержание общедомового имущества в размере 30 980 рублей 02 копейки, при этом поступившие платежи в марте и мае 2020 года зачтены истцом в счет погашения долга за январь и февраль 2020 года.
Расчет задолженности судом проверен, является верным, обоснованным.
Факт ненадлежащего исполнения потребителем обязанностей по оплате коммунальной услуги в вышеуказанном размере подтвержден материалами дела.
Разрешая исковые требования, суд учитывает, что согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума от 27 июня 2017 года № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» и статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение, а в силу статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом) (п.34 Пленума).
Пункт 35 Пленума разъясняет, что наследник, подавший заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство без указания основания призвания к наследованию, считается принявшим наследство, причитающееся ему по всем основаниям.
Таким образом, наследником ФИО1, принявшим наследство является ее сын Жуков Д.А.
Под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (статья 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства.
Поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что заявленная к взысканию сумма задолженности не превышает стоимость принятого наследником наследственного имущества, кадастровая стоимость которого, согласно имеющейся в материалах дела выписке из ЕГРН, составляет 1 255 245 рублей 28 копеек, установив факт ненадлежащего исполнения обязательств по оплате за содержание общедомового имущества, на основании указанных выше норм права, суд полагает возможным взыскать с ответчика Жукова Д.А. задолженность за период с 01 марта 2020 года по 31 декабря 2022 года в размере 30 980 рублей 02 копейки.
В ходе рассмотрения дела стороной ответчика было заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате задолженности за содержание жилого помещения январь, февраль 2020 года.
В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».
В своем постановлении Пленума Верховный Суд Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» в абз. 2, 3 пункта 59 разъяснил, что сроки исковой давности по требованиям кредиторов наследодателя продолжают течь в том же порядке, что и до момента открытия наследства (открытие наследства не прерывает, не пресекает и не приостанавливает их течения). Требования кредиторов могут быть предъявлены в течение оставшейся части срока исковой давности, если этот срок начал течь до момента открытия наследства.
Из материалов дела следует, что за период с января 2020 года по 31 декабря 2022 года образовалась задолженность в размере 32 797 рублей 20 копеек, платежи поступившие в марте и мае 2020 года истцом были зачтены в счет погашения долга за январь и февраль 2020 года, следовательно, у собственника жилого помещения образовалась задолженность в размере 30 980 рублей 02 копеек за период с 01 марта 2020 года по 31 декабря 2022 года.
Принимая вышеизложенные обстоятельства по делу, а также период задолженности с 01 марта 2020 года по 31 декабря 2022 года, периодичность оплаты коммунальных услуг (10 числа каждого месяца), срок исковой давности 3 года и дату обращения с настоящим иском в суд 21 марта 2023 года, суд приходит к выводу, что истцом срок исковой давности за данный период не пропущен.
В соответствии со статьей 155 части 14 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно расчету истца пени за просрочку внесения платы за содержания жилья за период с 21 января 2021 года по 02 мая 2023 года составляет 5 258 рублей 01 копейка.
Расчет проверен судом, является арифметическим верным, соответствующим положениям постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2022 года № «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 и 2023 годах», устанавливающего, что с 01 августа 2022 года до 01 января 2024 года пени за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, коммунальные услуги, взносов на капремонт начисляют и уплачивают исходя из минимальной ключевой ставки Банка России, выбранной из двух величин: ставки, действовавшей на 21 января 2021 год (7,5 % годовых), или ставки на день фактической оплаты (исполнения обязательства), а также постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», предусматривающего установления моратория в отношении неустойки, подлежавшей начислению в период с 06 апреля 2020 года до 01 января 2021 года за несвоевременное (неполное) исполнение обязательства по оплате коммунальных ресурсов.
На основании изложенного с Жукова Д.А. подлежит взысканию пени за просрочку внесения платы за содержание жилого помещения за период с 21 января 2021 года по 02 мая 2023 года в размере 5 258 рублей 01 копейка.
В связи с удовлетворением исковых требований, на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика Жукова Д.А. в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 287 рублей 14 копеек.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
взыскать с Жукова Д. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серия №, <данные изъяты>, в пользу акционерного общества «Фрязиново» ОГРН 1103525009070, задолженность по уплате за жилое помещение за период с 01 марта 2020 года по 31 декабря 2022 года в размере 30 980 рублей 02 копейки, пени за период с 21 января 2021 года по 02 мая 2023 года в размере 5 258 рублей 01 копейка, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 287 рублей 14 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд Вологодской области, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.А.Папушина
Мотивированное решение изготовлено 26.06.2023.