Дело № г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 декабря 2020 года <адрес>
Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего Магомедова А.М., при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об установлении факта отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним ребенком,
установил:
ФИО2 обратилась в Тарумовский районный суд с заявлением об установлении факта отсутствия родительского попечения над ней на момент достижения ее совершеннолетия со стороны отца ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ и матери ФИО1 с 01.06.2000г., обосновывая свои требования следующем. На сегодняшний день ФИО2 обратилась в орган опеки и попечительства для получения необходимых льгот, где ей пояснили, что требуется решение суда об отсутствии родительского попечения надо ней на день совершеннолетия. В связи, с чем обращается в суд в своих интересах.
Установление факта отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним и совершеннолетним ребенком необходимо для определения и подтверждения социально-правового статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, и состоящего на учете органа опеки и попечительства. Другим способом установить факт отсутствия родительского попечения в соответствии с действующим законодательством не представляется возможным, связи с чем, просим суд удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебное заседание заявитель ФИО2 надлежащим образом извещенная в судебное заседание не явилась, направив заявление в котором заявленные требования поддержала и просила о рассмотрении деле без ее участия.
Представитель заинтересованного лица – отдела опеки и попечительства администрации МР «<адрес>». В судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, в удовлетворении заявленных требований не возражала.
Суд, исследовав материалы настоящего гражданского дела, оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, считает требования заявителя ФИО2 обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Положениями ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьёй 10 Федерального закона РФ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » за защитой своих прав дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны и ( попечители ), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном законом порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 3, 4, 5 "Конвенции о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ), ратифицирована Постановлением ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1559-I) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Государства - участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и, в соответствующих случаях, членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществление им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса РФ дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, суд рассматривает в порядке особого производства.
Часть 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса РФ содержит определение юридических фактов как фактов, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Данные факты подтверждаются соответствующими документами (различными свидетельствами, справками, записями актов гражданского состояния и т.д.).
Суды могут принимать заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и рассматривать их в порядке особого производства, если, согласно закону такие факты порождают юридические последствия; установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве судом; заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение.
Перечень фактов, содержащихся в статье 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим. Суд вправе рассматривать дела и об установлении иных фактов, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
В соответствии со ст.2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки указанной категории граждан. В соответствии со ст.1 ФЗ от 21.l2.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» это дети - сироты, лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или детей от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 18.05.2009г. № «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» назначение и выплата денежных средств про изводится на содержание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой проживающих на территории РД, родители которых неизвестны или не в состоянии лично осуществлять воспитание в случае предусмотренных законодательством.
Из исследованного в ходе судебного заседания копии решения Тарумовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГг., следует, что ФИО5, 1970г.р. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней– ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Из копии постановления № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении опеки и назначении пособия на содержание ФИО2 и ФИО6, видно, что учитывая, что отец ФИО7 лишен родительских прав, а мать ФИО8 является инвалидом второй группы, нуждаются в постороннем уходе им назначен опекун ФИО10, и пособия на их содержание.
Из копии справки серии МСЭ-006 № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что выдана на имя ФИО9,1959 г.р., о том, что она является инвалидом второй группы.
Как видно из представленных документов, и не оспаривалось представителем органа опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» над ФИО2 до ее совершеннолетия было установлено опекунство, основанием которого было лишение отца родительских прав, и наличие у матери инвалидности второй группы, что лишало ее возможности полноценно реализовать права как матери.
Установление факта отсутствия родительского попечения над ребенком имеет юридическое значение, поскольку при установлении указанного юридического факта у несовершеннолетних возникает право на получение денежных средств на содержание ребенка оставшегося без попечения родителей. Для назначения денежных средств как основание необходимо судебное решение об установление факта отсутствия родительского попечения над ребенком.
С учетом указанных обстоятельств, суд требования заявителя – ФИО2 об установлении факта отсутствия родительского попечения над ней до совершеннолетия, считает обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199, 268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил: заявление ФИО2 об установлении факта отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним ребенком удовлетворить.
Установить факт отсутствия родительского попечения над ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на момент достижения совершеннолетия со стороны отца ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по решению суда о лишении родительских прав, и матери ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ в связи с ее болезнью, то есть с момента установления опеки над ребенком.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД путем подачи апелляционной жалобы через Тарумовский районный суд РД в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий