Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1122/2023 ~ М-558/2023 от 04.04.2023

Дело №2-1122/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 мая 2023 года                                 город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи                                Казацкого В.В.,

при секретаре                                                           Штурба В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балаклавского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к ГУП Севастополя «Государственный автозаправочный комплекс», Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о возложении обязанности совершить определенные действия, -

установил:

Прокурор Балаклавского района города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГУП города Севастополя «Государственный автозаправочный комплекс», Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района в связи с осуществлением надзора в сфере государственной собственности выявлены нарушения при использовании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в ГУП города Севастополя «Государственный автозаправочный комплекс». Установлено, что в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя №463-РП от 29.05.2015 года (с изм. от 28.08.2015 года №725-РП) за ГУПС «ГАЗК» на праве хозяйственного ведения закреплено защитное сооружение, а именно, укрытие и нефтебаза, расположенные по адресу: г. Севастополь, <адрес>. Проверка показала, что состояние указанных ЗС ГО оценивается как неудовлетворительное, поскольку готовность к переводу на режим защитных сооружений, а также необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не обеспечена. Поскольку ответчики указанные требования закона не выполнили, данное обстоятельство послужило основанием для обращения прокурора в суд.

Прокурор в судебном заседании требования искового заявления поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ГУП Севастополя «Государственный автозаправочный комплекс» в судебное заседание не явился, был уведомлен, причины неявки суду не сообщил, возражений или ходатайств на исковое заявление не предоставил.

Представитель ответчика Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, был уведомлен, причины неявки суду не сообщил, возражений или ходатайств на исковое заявление не предоставил.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд считает исковые требования частично обоснованными и такими, что подлежат частичному удовлетворению по следующим мотивам.

Согласно ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокуратурой Балаклавского района города Севастополя в связи с осуществлением надзора в сфере государственной собственности выявлены нарушения при использовании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в ГУП города Севастополя «Государственный автозаправочный комплекс».

В ходе проверки установлено, что состояние ЗС ГО, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, неудовлетворительное, поскольку готовность к переводу на режим защитных сооружений, а также необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, не обеспечена.

Распоряжением Правительства Севастополя №73-РП от 20.02.2015 года защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, закреплено за ГУП Севастополя «Городской автозаправочный комплекс» на праве хозяйственного ведения.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15.12.2002 года №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, приказом МЧС России от 21.07.2005 года №575 - Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.

Обстоятельства того, что спорные объекты гражданской обороны требуют ремонта и совершения действий, заявленных прокурором согласно требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов, никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривались.

30.06.2022 года прокуратурой Балаклавского района города Севастополя в адрес ГУП города Севастополя «Государственный автозаправочный комплекс» внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения законодательства в отношении защитных сооружений.

Согласно ответа ГУП города Севастополя «Городской автозаправочный комплекс» от 27.02.2023 года в настоящее время ГУП «ГАЗК» находится в тяжелом материальном положении, в связи с наличием задолженности по оплате обязательных платежей в бюджет и задолженности перед контрагентами. В связи с наличием задолженности ФССП по Республике Крым и городу Севастополю возбуждено исполнительное производство, в ходе которого судебными приставами наложен арест на имущество и счета предприятия. Так, провести какие-либо ремонтные работы и приобрести оборудование у ГУП «ГАЗК» в настоящее время отсутствует фактическая возможность. При изыскании финансирования будут приняты меры по поддержанию в надлежащем техническом состоянии защитного сооружения, находящегося на балансе предприятия.

До настоящего момента нарушения законодательства при использовании и эксплуатации защитных сооружений, указанные в исковом заявлении, не устранены, что не оспаривалось и участниками процесса.

Таким образом, судом достоверно установлен факт нарушений ответчиком ГУПС «ГАЗК» требований правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, закрепленных за ГУПС «ГАЗК» на праве хозяйственного ведения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон №28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона №28-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны, определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 года №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).

Согласно п. 1.2 Правил их требования должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

Статья 7 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», закрепляет принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласно которым мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 294 ГК РФ государственное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Однако вопреки п. 4.1.1 - 4.1.7, 4.2.1 - 4.2.6, 14.3.11, 4.4.1 - 4.4.5, 4.5.1 - 4.5.5 Правил не проводятся мероприятия по оценке технического состояния системы водоснабжения, канализации, электроснабжения, ограждающих конструкций и защитных устройств.

Не обеспечена сохранность и готовность ЗС ГО к приему укрываемых, не проводятся своевременное техническое обслуживание, ремонт и замена защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, что является нарушением п. 1.8 Правил.

В нарушение п. 3.2.10 Правил герметические двери не окрашены синтетическими красками в серый цвет, элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны не окрашены в соответствующие цвета (в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых, в зеленый - водопроводные трубы).

Допущен окрас резиновых деталей уплотнения на защитно-герметических дверях.

Помещения санузлов не закрыты и не опечатаны, не проводятся периодические осмотры и ремонты, что является нарушением п. 3.2.24 Правил.

В защитном сооружении отсутствует обозначение при входе, (прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см. Надписи - черного цвета. Высота букв - 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см), а также отсутствуют обозначения направления в защитное сооружение гражданской обороны по всей территории в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке), в нарушение п. 6.2.1, 6.2.3 Правил.

Выявленные нарушения ставят под угрозу безопасность неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора к ГУПС «ГАЗК» о возложении обязанности по устранению указанных нарушений подлежит удовлетворению.

В то же время, в соответствии с п. 2.3 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя основными задачами Департамента являются осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона №28-ФЗ предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В соответствии с частью 1 статьи 126 ГК РФ, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, в этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (абзац второй пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Статьями 294, 295 ГК РФ определяющими права и обязанности собственника и предприятия в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в хозяйственное ведение имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05 января 1998 года №3 «О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.

Таким образом, обладатели права хозяйственного ведения с момента его возникновения обязаны самостоятельно и нести расходы на содержание этого имущества.

Принимая во внимание, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное в городе Севастополе по <адрес> на основании распоряжения Правительства города Севастополя №73-РП от 20 февраля 2015 года переданы ГУПС «ГАЗК» на праве хозяйственного ведения, то с учетом действующего законодательства обязанность по содержанию спорного защитного сооружения возложена на указанное предприятие.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора в части возложения на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности профинансировать расходы по устранению ГУПС «ГАЗК» нарушений, связанных с использованием защитных сооружений удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья -

решил:

Иск удовлетворить частично.

Обязать ГУП Севастополя «Государственный автозаправочный комплекс» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, привести защитные сооружения, расположенные по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в соответствие с законодательством о гражданской обороне, а именно:

- провести мероприятия по оценке технического состояния системы водоснабжения, канализации, электроснабжения, ограждающих конструкций и защитных устройств;

- обеспечить сохранность и готовность ЗС ГО к приему укрываемых (провести техническое обслуживание, ремонт и замену защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования);

- окрасить герметические двери синтетическими красками в серый цвет, элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны окрасить в соответствующие цвета (в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых, в зеленый - водопроводные трубы);

- заменить резиновые детали уплотнения на защитно-герметических дверях;

- закрыть и опечатать помещения санузлов, провести периодические осмотры и ремонты;

- разместить в защитном сооружении обозначение при входе (прямоугольник белого цвета размером не менее 50 х 60 см. Надписи - черного цвета. Высота букв - 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см), а также обозначения направления в защитное сооружение гражданской обороны по всей территории в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке).

В удовлетворении исковых требований к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 29 мая 2023 года.

Судья                                 В.В.Казацкий

2-1122/2023 ~ М-558/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Балаклавского района г. Севастополя
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
ГУП города Севастополя "Государственный автозаправочный комплекс"
Суд
Балаклавский районный суд города Севастополя
Судья
Казацкий Владимир Владимирович
Дело на странице суда
balaklavskiy--sev.sudrf.ru
04.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2023Передача материалов судье
04.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.10.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.10.2023Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
05.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее