УИД 75RS0029-01-2022-002255-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2023 г г. Нерчинск
Нерчинский районный суд Забайкальского края
В составе:
председательствующего, судьиПомулевой Н.А.,
при секретаре Плотниковой С.В.,
С участием
Представителя процессуального истца-помощника прокурора Нерчинского района Долговой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
материалы гражданского дела № 2-86/2023 по иску Прокурора Нерчинского района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Арсентьевой Е.А., Арсентьева А.А., Арсентьевой М.С. к администрации муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплат на приобретение жилого помещения, утраченного в результате ЧС, обязании включить в список граждан, лишившихся жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение выплат на приобретение жилья, обязании произвести выплату на приобретение жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Арсентьевой Е.А., Арсентьева А.А., Арсентьевой М.С. обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование своих требований указал следующее.
Прокуратурой района по обращению Арсентьевой Е.А. по вопросу оказания материальной помощи, в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, проведена проверка.
В ходе проверки установлено, что в феврале 2022 года на территории Нерчинского района участились случаи подтопления жилых домов в связи с естественным выходом подземных вод на земную поверхность (разливом подземного родника), в связи с чем на основании постановления администрации муниципального района «Нерчинский район» от 19.02.2022 № 6 на территории района введен режим чрезвычайной ситуации.
Так, 04 февраля 2022 года произошло подтопление жилого дома, расположенного по адресу: ..., принадлежащего на праве собственности Арсентьеву А.А., Арсентьевой Е.А., Арсентьевой М.С.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 12.05.2022 жилое помещение по адресу: ... признано аварийным, степень износа составляет 79%.
В соответствии с постановлением администрации муниципального района «Нерчинский район» от 07.02.2022 № 04 жилой дом, расположенный по адресу ..., входит в границы зон чрезвычайной ситуации.
Вместе с тем, в настоящее время лица, зарегистрированные и проживающие по указанному адресу, в список граждан имеющих право на получение выплат на приобретение жилья, не включены.
В связи с чем прокурор в интересах Арсентьевой Е.А., Арсентьева А.А., Арсентьевой М.С. просит суд признать за Арсентьевой Е.А., Арсентьевым А.А., Арсентьевой М.С. право на получение выплаты на приобретение жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края в 2021 году; обязать администрацию муниципального района «Нерчинский район» включить Арсентьеву Е.А., Арсентьева А.А., Арсентьеву М.С. в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а так же в результате террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по муниципальному району «Нерчинский район» Забайкальского края; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести Арсентьевой Е.А., Арсентьеву А.А., Арсентьевой М.С. выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021г. № 362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями»; обратить решение к немедленному исполнению в соответствии ч.1 ст.212 ГПК РФ в целях реализации прав на получение социальных выплат, как лиц, находившихся в зоне чрезвычайной ситуации, пострадавших в результате наводнения и нуждающихся в материальной поддержке.
Судом назначено судебное заседание с участием сторон.
В судебное заседание материальные истцы Арсентьева Е.А., Арсентьев А.А. в не явились, просили дело рассмотреть без их участия.
Представитель ответчика Администрации муниципального района «Нерчинский район» Артемьева И.М. в судебное заседание не явилась, представив суду письменное заявление о том, что не возражает против удовлетворения исковых требований, одновременно просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, с согласия представителя процессуального истца, приступил к рассмотрению дела при имеющейся явке.
В судебном заседание представитель процессуального истца Долгова В.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Заслушав прокурора, исследовав имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст.1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (статья 1 Федерального закона № 68-ФЗ).
Пунктом 1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 этой же статьи).
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 № 1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Судом установлены следующие обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для разрешения спора.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. № 46 в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18 июня 2021 года на территории муниципального района «Нерчинский район» введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края от 07 февраля 2022 года № 04 «О введении в границах территории муниципального района «Нерчинский район» режима чрезвычайной ситуации» в зону подтопления вошло жилое помещение, расположенное по адресу ....
Из материалов дела судом установлено следующее:
Жилое помещение, расположенное по адресу: ..., принадлежит Арсентьевой Е.А., Арсентьевву А.А., Арсентьевой М.А. на праве общей долевой собственности (л.д.12-20).
Истцы Арсентьева Е.А., Арсентьев А.А., Арсентьева М.С. зарегистрированы в жилом помещении.
Жилое помещение по адресу: ... пострадало в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями.
Арсентьевой Е.А. в установленном законом порядке были поданы в Администрацию МР «Нерчинский район» соответствующие документы на получение социальной поддержки для улучшения состояния жилого помещения.
21.09.2021 межведомственной комиссией администрации муниципального района «Нерчинский район» по результатам обследования жилого помещения по адресу ... дано заключение о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения.
Не согласившись с данным заключением, Арсентьева Е.А. обратилась в экспертное учреждение.
Как следует из п.3 Постановления Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362, установлен предельный срок оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, введенной постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 года № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями», 31 декабря 2022 года включительно. Таким образом, данная программа действует на момент подачи истцами настоящего искового заявления.
Согласно пункта 4 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, утвержденных Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021г. №362 жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
- граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11? Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
- граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подп.1 п.4 Правил, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп.3).
Согласно пункта 28 Правил, размер выплаты на приобретение или строительство жилых помещений рассчитывается исходя из следующей нормы общей площади жилого помещения, причитающегося взамен утраченного жилого помещения: для одиноко проживающих граждан - 33 кв. метра, но не более общей площади утраченного жилого помещения; на семью из 2 человек - 42 кв. метра, но не более общей площади утраченного жилого помещения; по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Согласно положениям статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает и настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального законодательства от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии п. 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021г. №362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил предусматриваются, в том числе следующие меры социальной поддержки: предоставление выплат гражданам, утратившим жилые помещения, на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений, а также предоставление выплат гражданам, утратившим жилые помещения, на строительство ими жилых помещений.
По смыслу вышеприведенных нормативно-правовых актов, государством гарантируется предоставление выплат гражданам на приобретение жилых помещений, включенным в соответствующие списки, подготовленные органами местной исполнительной власти и утвержденные высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые имели жилое помещение и проживали в нем на законных основаниях, и которое было утрачено в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. При этом жилое помещение, в котором проживали граждане, претендующие на предоставление выплат, должно быть для них единственным и постоянным местом жительства на день возникновения чрезвычайной ситуации.
Право на получение социальной выплаты носит заявительный характер, предусматривающий обращение гражданина с заявлением о включении его в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение мер государственной поддержки. При этом перечень оснований для отказа во включении в названный список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Пунктом № 2 Постановления Правительства Забайкальского края от 14.09.2021г. №362, установлен предельный срок для представления гражданином, жилое помещение которого утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, режим которой введен постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 года № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» заявления и документов на оказание ему мер социальной поддержки, 1 декабря 2021 года включительно.
Как следует из п.3 Постановления Правительства Забайкальского края от 14.09.2021г. №362, установлен предельный срок оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, введенной постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 года № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями», 31 декабря 2022 года включительно.
Судом установлено, что истцы постоянно проживали на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации; зарегистрированы по месту жительства в этом жилом помещении; жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации; у истцов в собственности иного жилого помещения не имеется, полученной мерой поддержки по обеспечению жильем в связи с утратой этого жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, истцы не воспользовались в полной мере, поскольку денежные средства полученные на капительный ремонт жилого помещения не реализованы, истцы обращались в орган местного самоуправления с заявлением о включении его в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и имеющих право на получение мер государственной поддержки.
Таким образом, данные юридически значимые обстоятельства, с которыми закон связывает возможность признания за гражданином права на получение выплат на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу ... результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году судом установлены.
При обращении с иском, прокурор просил суд обратить решение к немедленному исполнению.
Согласно статье 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Частью 1 статьи 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года №23 «О судебном решении» разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Поскольку решение суда по данной категории дел не входит в предусмотренный статьей 211 ГПК РФ перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, не было установлено в ходе судебного разбирательства, то оснований для обращения решения к немедленному исполнению в данном случае у суда не имеется.
Учитывая положения ст.56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований, оценив представленные истцом доказательства суд признает относимыми и допустимыми для рассмотрения дела, подтверждающими конкретные обстоятельства дела, исковые требования подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ суд
решил:
Иск Прокурора Нерчинского района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Арсентьевой Е.А., Арсентьева А.А., Арсентьевой М.С. к администрации муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплат на приобретение жилого помещения, утраченного в результате ЧС, обязании включить в список граждан, лишившихся жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение выплат на приобретение жилья, обязании произвести выплату на приобретение жилого помещения - удовлетворить частично.
Признать за Арсентьевой Е.А. (ИНН №), Арсентьевым А.А. ( ИНН № ), Арсентьевой М.С. ( свидетельство о рождении серии II№) право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу ... результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Обязать администрацию муниципального района «Нерчинский район» (ИНН 7513000739) включить Арсентьеву Е.А. (ИНН №), Арсентьева А.А. (ИНН №), Арсентьеву М.С. (свидетельство о рождении серии №) в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а так же в результате террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года по муниципальному району «Нерчинский район» Забайкальского края;
Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (ИНН 7536176217) произвести Арсентьевой Е.А. (ИНН № ), Арсентьеву А.А. ( ИНН №), Арсентьевой М.С. (свидетельство о рождении №) выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021г. № 362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями».
В удовлетворении требования об обращении решения суда к немедленному исполнению отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос, о правах и обязанностях, которых, был разрешен судом.
Апелляционные жалобы подаются в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нерчинский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий -
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2023 года.