копия
Дело № 2-2803/2021
16RS0046-01-2023-001808-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2023 года г. Казань
Вахитовский районный суд г. Казани
в составе председательствующего судьи Казаковой Л.Д.,
при секретаре Галимуллиной А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан (Татарстан)» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании решения недействительным, установлении группы инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан (Татарстан)» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании решения недействительным, установлении группы инвалидности, указав в обоснование требований, что ... года ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан» Минтруда России Бюро № 26 была проведена медико-социальная экспертиза в отношении истца, где согласно протоколу № ... от ... по результатам медико-социальной экспертизы, объективного осмотра больного, анализа представленных медицинских и медико-экспертных документов больного было принято решение - инвалидность не установлена.
Не согласившись с данным решением ФИО1 обратилась в ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан» Минтруда России.
Согласно протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина№ ... от ... в ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан» Минтруда России - экспертный состав № 1 на момент освидетельствования в ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан» Минтруда России Бюро № 26 также было принято решение - инвалидность не установлена.
Истец с вышеуказанными решениями от ... и от ... не согласна, считает их незаконными и необоснованными.
Истец указывает, что с ... года у нее диагностирован артериит Такаясу. При проведении медико-социальной экспертизы ответчиком не была учтена полная клиническая картина заболеваний истца, постоянно ухудшающееся состояние здоровья; не были проверены диагнозы, с которыми истец была направлена на медико-социальную экспертизу на соответствие их ее объективному состоянию; не была проведена количественная оценка степени выраженности нарушений и их совокупность по основному и сопутствующему заболеваниям; не было определено наличие влияния других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека; а также не имеется заключений кардиолога и ангиохирурга, как специалистов, необходимых для обследования больных с аутоиммунным заболеванием - Синдромом Такаясу.
В настоящее время данные заболевания привели к ухудшению ее жизнедеятельности.
Истец считает, что исходя из изложенных фактов и в соответствии с законодательством РФ имеются все основания для установления ей IIIгруппы инвалидности.
На основании изложенного истец просит признать недействительными:
- решение Бюро ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан» Минтруда России от ...;
- акт освидетельствования № ... от ...;
- справку № ... от ... об отказе в признании ФИО1 инвалидом, возложить на ответчика обязанность в установлении ей IIIгруппы инвалидности.
Истец о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, сведений о причинах неявки не представила.
Представитель ответчика ФКУ "Главное бюро МСЭ по Республике Татарстан (Татарстан)" Минтруда России" в судебном заседании иск не признал.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Как следует из материалов дела, решением ФКУ "Главного бюро МСЭ по Республике Татарстан (Татарстан)" Минтруда России" – бюро № 26 от ..., решениемФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан» Минтруда России - экспертный состав № 1 от ... истец не была признана инвалидом.
В ходе рассмотрения дела была назначена медико-социальная судебная экспертиза, проведение которой было поручено бюро МСЭ № 37 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда и социальной защиты Российской Федерации, по результатам проведения которой составлено заключение экспертов, в рамках которой эксперты пришли к следующим выводам:
«У ФИО1 при освидетельствовании Бюро МСЭ № 26 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан)» по состоянию на ... имелись стойкие нарушения функции сердечно-сосудистой системы, стойкие нарушения функции иммунной системы и системы крови, стойкие нарушение нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций. Степень нарушения указанных функций - незначительная, к ограничению основных категорий жизнедеятельности не приводят».
«По представленной медицинской, медико-экспертной документации выявленные у ФИО1 нарушения в состоянии здоровья на ... не имеют основания для признания её инвалидом.
«У ФИО1 при освидетельствовании Бюро МСЭ № 26 ФКУ «ГБ Медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан)» по состоянию на .... оснований для установления инвалидности не имелось».
Согласно пункту 3 статьи 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая данное заключение, суд учитывает компетентность экспертов в разрешении поставленных перед ним вопросов, стаж экспертной работы, достаточность исследовательского материала, правильность методики исследования, объективность эксперта.
Таким образом, суд, оценивая достоверность каждого доказательства, приходит к выводу, что вышеуказанное заключение бюро МСЭ № 37 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда и социальной защиты Российской Федерации является допустимым доказательством и может быть положено в основу настоящего решения.
В соответствии со статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Сомнений в правильности или обоснованности заключения бюро МСЭ № 37 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда и социальной защиты Российской Федерации, наличие противоречий не имеется.
В распоряжение экспертов представлены все материалы гражданского дела, дело медико-социальной экспертизы в отношении ФИО1
При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что ходатайств о проведении повторной иди дополнительной экспертизы сторонами в ходе рассмотрения дела не заявлялось.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат оставлению без удовлетворения, поскольку экспертные решения относительно наличия оснований для установления истцу инвалидности принимались экспертными комиссиями с полным изучением представленных медицинских документов о состоянии здоровья истца, которым в актах и протоколах освидетельствования дан исчерпывающий анализ, а также с учетом проведенных истцу дополнительных обследований.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд приходит к выводу, что содержание, информация о состоянии её здоровья,изложенные в диагнозах, с учетом установленного физического состояния истца, соотносится с критериями оценки состояния здоровья, изложенными в руководящих пособиях по медико-социальной экспертизе, содержание которых в количественных моментах было впоследствии закреплено в Приказе Минтруда России от 27.08.2019 N 585н, в связи с чем оснований сомневаться в выводах экспертов не имеется.
Личная оценка истцом своего состояния здоровья носит субъективный характер и сама по себе не может являться основанием для безусловного установления ему группы инвалидности.
Руководствуясь ст. ст. 56, 98, 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан (Татарстан)» Министерства труда и социальной защиты РФ о признании решения недействительным, установлении группы инвалидности оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Татарстан через данный суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Решение в окончательной форме
принято 28.09.2023 года
Судья подпись
Копия верна:
Судья Казакова Л.Д.