2-2712/2022
56RS0009-01-2022-003227-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2022 года г.Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе
председательствующей судьи Новодацкой Н.В.,
при секретаре Никитиной С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Зеленый город» об обязании разработать проект освоения лесов,
УСТАНОВИЛ:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране лесов в деятельности ООО Зеленый город», в ходе которой установлено, что между министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области и ООО «Зеленый город» заключены 2 договора аренды лесного участка: Договор <Номер обезличен> от 25.05.2018 расположенного в квартале 3 (83), части выдела 18, 23 Нежинское участковое лесничество ГКУ «Оренбургское лесничество» общей площадью 0,3 га для осуществления рекреационной деятельности; Договор <Номер обезличен> от 26.09.2018 расположенного в квартале 88 (8), часть выдела 16 Нежинского участковое лесничество ГКУ «Оренбургское лесничество» общей площадью 20 га для выращивание лесных, плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений.
Пользование указанным лесным участком осуществляет ООО «Зеленый город» непрерывно, на лесном участке расположены аншлаги, минерализованная полоса.
Пунктом 11 договора аренды <Номер обезличен> установлено, что арендатор обязан
в течении 6 месяцев с момента государственной регистрации договора
аренды в установленном порядке разработать и представить
в уполномоченный орган исполнительной власти Оренбургской области
государственную регистрацию проект освоения лесов. В срок не более 6 месяцев с момента государственной регистрации договора получить положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения
лесов. Пунктом 3.4 договора аренды <Номер обезличен> арендатор обязан осуществлять
меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии
законодательством РФ, проектом освоения лесов и приложением к
договору, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на переданном в аренду лесном участке в соответствии с законодательством PФ, проектом освоения лесов и приложением 6 к договору.
Обществом указанный лесной участок эксплуатируется непрерывно, на нем расположены аншлаги, минерализованная полоса, пункт сосредоточения
пожарного инвентаря.
Вместе с тем, в ходе осмотра пункта сосредоточения пожарного инвентаря (далее ПСПИ) по договору аренды лесного участка <Номер обезличен> установлено, что на момент проверки, в нарушении требований вышеуказанного законодательства, в ПСПИ ООО «Зеленый город» частично отсутствовали средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре (плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, 2 ранцевых лесных опрыскивателей, индивидуальные перевязочные пакеты). Также ООО «Зеленый город» допущено засорение территории лесного участка, складирование мусора (полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, пластиковое бутылки).
Коме того, объекты инфраструктуры установлены на лесном участке по договору аренды лесного участка <Номер обезличен> в отсутствие разработанного и
положительного заключения государственной экспертизы.
Просит суд обязать ООО «Зеленый город» в срок не позднее 01.09.2022 разработать проект освоения лесного участка общей площадью 0,3 га, расположенного в квартале 3 (83), части выдела 18, 23 Нежинское участковое лесничество ГКУ «Оренбургское лесничество» общей площадью 0,3 га для осуществления рекреационной деятельности.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Зеленый город» в срок не позднее 01.10.2022 года представить в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области разработанный проект освоения лесного площадью 0,3 га, расположенного в квартале 3 (83), части выдела 18, 23 Нежинского участковое лесничество ГКУ «Оренбургское лесничество», разработанный проект освоения лесного участка для получения положительных заключений государственной экспертизы.
Обязать ООО «Зеленый город» обеспечить наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с действующими нормативами, очистить арендованный участок по договору аренды <Номер обезличен> от г-сора (полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, пластиковое бутылки).
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ГКУ «Оренбургское лесничество», Министерство природных ресурсов Оренбургской области.
В судебном заседании представитель истца не присутствовал, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов Оренбургской области в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление в котором указал, что у ООО «Зеленый город» отсутствует проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в рамках договора аренды лесного участка от 25.05.2018 <Номер обезличен>.
Представитель третьего ГКУ «Оренбургское лесничество», в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране лесов в деятельности ООО Зеленый город», в ходе которой установлено, что между министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области и ООО «Зеленый город» заключены 2 договора аренды лесного участка: Договор <Номер обезличен> от 25.05.2018 расположенного в квартале 3 (83), части выдела 18, 23 Нежинское участковое лесничество ГКУ «Оренбургское лесничество» общей площадью 0,3 га для осуществления рекреационной деятельности; Договор <Номер обезличен> от 26.09.2018 расположенного в квартале 88 (8), часть зыдела 16 Нежинского участковое лесничество ГКУ «Оренбургское лесничество» общей площадью 20 га для выращивание лесных, плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений.
Пользование указанным лесным участком осуществляет ООО «Зеленый город» непрерывно, на лесном участке расположены аншлаги, минерализованная полоса.
Пунктом 11 договора аренды <Номер обезличен> установлено, что арендатор обязан
в течении 6 месяцев с момента государственной регистрации договора
аренды в установленном порядке разработать и представить
в уполномоченный орган исполнительной власти Оренбургской области
государственную регистрацию проект освоения лесов. В срок не более 6 месяцев с момента государственной регистрации договора получить положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения
лесов. Пунктом 3.4 договора аренды <Номер обезличен> арендатор обязан осуществлять
меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии
законодательством РФ, проектом освоения лесов и приложением к
договору, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на переданном в аренду лесном участке в соответствии с законодательством PФ, проектом освоения лесов и приложением 6 к договору.
Обществом указанный лесной участок эксплуатируется непрерывно, на нем расположены аншлаги, минерализованная полоса, пункт сосредоточения
пожарного инвентаря.
Вместе с тем, в ходе осмотра пункта сосредоточения пожарного инвентаря (далее ПСПИ) по договору аренды лесного участка <Номер обезличен> установлено, что на момент проверки, в нарушении требований вышеуказанного законодательства, в ПСПИ ООО «Зеленый город» частично отсутствовали средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре (плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, 2 ранцевых лесных опрыскивателей, индивидуальные перевязочные пакеты). Также ООО «Зеленый город» допущено засорение территории лесного участка, складирование мусора (полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, пластиковое бутылки).
Коме того, объекты инфраструктуры установлены на лесном участке по договору аренды лесного участка <Номер обезличен> в отсутствие разработанного и
положительного заключения государственной экспертизы.
На основании статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Согласно статье 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе.
Проект освоения лесов является главным документом, конкретизирующим деятельность арендатора на арендованном лесном участке.
В настоящее время у общества отсутствует проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в рамках договора аренды лесного участка от 25.05.2018 <Номер обезличен>.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Рослесхоза от 29.02.2012 <Номер обезличен>.
Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (пункт 3 Состава проекта освоения лесов).
Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности утверждены приказом Минприроды России от 09.11.2020 <Номер обезличен>.
Согласно пункту 8 Правил, лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны:
составлять проект освоения лесов;
осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
соблюдать условия договора аренды лесного участка, решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
осуществлять использование лесов для рекреационной деятельности способами и технологиями, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;
подавать ежегодно лесную декларацию;
представлять отчет об использовании лесов;
представлять отчет об охране лесов от пожаров;
представлять отчет о защите лесов;
-осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на предоставленном лесном участке;
соблюдать меры санитарной безопасности в лесах;
осуществлять мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов;
выполнять иные обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 19 ЛК РФ, мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Основания для выполнения мероприятий по сохранению лесов на лесных участках, предоставленных на праве аренды, у органа государственной власти отсутствуют.
Таким образом, выявленные прокурором нарушения нарушают не только условия договоров аренды, но и ряд основных принципов лесного законодательства, на которых базируются правоотношения в установленной сфере, а именно, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
Учитывая установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 01.12.2022 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 0,3 ░░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 3 (83), ░░░░░ ░░░░░░ 18.23 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░ 0,3 ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 01.10.2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,3 ░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 3 (83), ░░░░░ ░░░░░░ 18, 23 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ №23/18 ░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░.░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.10.2022