Дело № 2-148/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
село Верхневилюйск 24 мая 2022 года
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифорова А.А., при секретаре судебного заседания Егоровой Н.Е., с участием,
старшего помощника прокурора Верхневилюйского района Макаровой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхневилюйского района Слепцова П.Н. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Балаганнахский наслег» Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности установить дорожные знаки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхневилюйского района Слепцов П.Н. обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к администрации МО «Балаганнахский наслег» с вышеизложенными требованиями, указав, что прокуратурой Верхневилюйского района с привлечением специалистов ОГИБДД ОМВД России по Верхневилюйскому району была проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, по результатам которой установлено, что дорожные знаки «Главная дорога» и «Уступите дорогу» отсутствуют на пересечениях ул. Бооро с улицами: ул. Быччардан, на пересечении муниципальной дороги «Балаганнах», ул. Лекей, ул. Сээс Хаппытыана села Балаганах Верхневилюйского района, отсутствует знак «Главная дорога» на пересечении ул. Бооро и ул. Жендринского. Улица Бооро является главной дорогой по отношению ко всем указанным улицам (второстепенным дорогам). В связи с этим создается опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий с участниками дорожного движения, данные нарушения носят потенциально-опасный характер, которые могут привести к тяжким последствиям и требуют незамедлительного устранения для обеспечения безопасности участников дорожного движения. По выявленным нарушениям ранее в досудебном порядке прокуратурой района в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако требование прокуратуры фактически оставлено без удовлетворения. Указывая на изложенное, истец просит возложить обязанность на администрацию МО «Балаганнахский наслег» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить на территории МО «Балаганнахский наслег» в соответствии с требованиями действующего законодательства дорожные знаки: «Главная дорога» (знак 2.1 ГОСТ Р 52290-2004) и «Уступите дорогу» (знак 2.4. ГОСТ Р 52290-2004) в селе Балаганнах Верхневилюйского на пересечениях ул. Бооро с улицами: ул. Быччардан, на пересечении муниципальной дороги «Балаганнах», ул. Лекей, ул. Сээс Хаппытыана; «Главная дорога» (знак 2.1 ГОСТ Р 52290-2004) на пересечении ул. Бооро и ул. Жендринского.
Ответчик, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечил, ходатайством просит рассмотреть дело без их участия, исковые требования признают в полном объеме.
При указанных обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании старший помощник прокурора Макарова И.М. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Суд, выслушав старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 1 Закона № 196-ФЗ основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ст. 12 Закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2010 года № 802-З № 495-IV «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Саха (Якутия)» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается органами местного самоуправления.
Судебным следствием установлено, что прокуратурой Верхневилюйского района с привлечением специалистов ОГИБДД ОМВД России по Верхневилюйскому району была проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, по результатам которой установлено, что дорожные знаки «Главная дорога» и «Уступите дорогу» отсутствуют на пересечениях ул. Бооро с улицами: ул. Быччардан, на пересечении муниципальной дороги «Балаганнах», ул. Лекей, ул. Сээс Хаппытыана села Балаганах Верхневилюйского района, отсутствует знак «Главная дорога» на пересечении ул. Бооро и ул. Жендринского. Улица Бооро является главной дорогой по отношению ко всем указанным улицам (второстепенным дорогам).
По выявленным нарушениям прокуратурой района 22 марта 2022 года в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако данные нарушения по настоящее время фактически не устранены.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений установлены «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее по тексту – ГОСТ Р 52289-2019).
В соответствии с п. 5.3.1 ГОСТ Р 52289-2019 знаки приоритета применяют для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог.
Согласно п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019 знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.
В силу п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019 Знак 2.4 «Уступите дорогу» применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге.
Знак устанавливают перед выездами с грунтовых дорог на дорогу с твердым покрытием, а также в местах выезда на дорогу с прилегающих территорий, если признаки примыкающих дорог могут неоднозначно распознаваться водителями транспортных средств, выезжающих на главную дорогу в любое время суток. Знак 2.4 в этом случае может быть установлен при отсутствии знаков 2.1 или 2.3.1 - 2.3.7 на главной дороге по п. 5.3.5 ГОСТ Р 52289-2019.
Отсутствие вышеуказанных дорожных знаков создает реальную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий с участниками дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Верхневилюйского района в полном объеме.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд, с учетом объема, характера мероприятий, которые необходимо будет провести ответчику, считает требование прокурора об установлении срока для исполнения решения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разумным и считает необходимым установить указанный срок для исполнения решения суда.
При этом суд полагает, что при наличии соответствующих обстоятельств, а также достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения с момента его вступления в законную силу, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке ч. 1 ст. 203 ГПК РФ.
При подаче искового заявления в суд прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождаются также органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Слепцова П.Н. – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Балаганнахский наслег» Верхневилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить на территории МО «Балаганнахский наслег» в соответствии с требованиями действующего законодательства дорожные знаки: «Главная дорога» (знак 2.1 ГОСТ Р 52290-2004) и «Уступите дорогу» (знак 2.4. ГОСТ Р 52290-2004) в селе Балаганнах Верхневилюйского на пересечениях ул. Бооро с улицами: ул. Быччардан, на пересечении муниципальной дороги «Балаганнах», ул. Лекей, ул. Сээс Хаппытыана; «Главная дорога» (знак 2.1 ГОСТ Р 52290-2004) на пересечении ул. Бооро и ул. Жендринского.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца через Верхневилюйский районный суд.
Председательствующий судья: А.А. Никифоров