Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-481/2023 ~ М-415/2023 от 03.07.2023

Дело № 2-481\2023

УИД :05 RS0007-01-2023- 000610-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 июля 2023 года сел. Ботлих

Ботлихский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующей судьи Омаровой Ш.М., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-481\23 по иску ФИО2 <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению »Тиндинская средняя общеобразовательная школа » ФИО2 <адрес> и администрации муниципального района « <адрес>» РД о признании незаконным бездействие по непринятию мер к антитеррористической защищенности школы в части обеспечения охраны объектов ( территорий) сотрудниками частных охранных организаций, имеющих право создание ведомственной охраны,

Установил :

ФИО2 <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному казенному образовательному учреждению »Тиндинская средняя общеобразовательная школа » ФИО2 <адрес> и администрации муниципального района « <адрес>» РД о признании незаконным бездействие по непринятию мер к антитеррористической защищенности школы в части обеспечения охраны объектов ( территорий) сотрудниками частных охранных организаций, имеющих право создание ведомственной охраны,

ФИО2 <адрес> Республики Дагестан ( далее- ФИО3) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному казенному образовательному учреждению »Тиндинская средняя общеобразовательная школа » ФИО2 <адрес>( далее – МКОУ « Тиндинская СОШ») и администрации муниципального района « <адрес>» РД ( далее- администрации МР « <адрес>») о признании незаконным бездействие по непринятию мер к антитеррористической защищенности школы в части обеспечения охраны объектов ( территорий) сотрудниками частных охранных организаций, имеющих право создание ведомственной охраны.

В обосновании своих исковых требований он указывает следующее.

Прокуратурой ФИО2 <адрес> проведена проверка законодательства об антитеррористической безопасности и защищенности, охране жизни и здоровья детей в МКОУ «Тиндинская СОШ», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

В ходе проверки установлено, что в МКОУ «Тиндинская СОШ», которому присвоена 3 категория опасности, дополнительные мероприятия, предусмотренные пунктом 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» не приняты, в частности, не обеспечена охрана объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

По выявленным нарушениям закона прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МР «<адрес>» было внесено обобщенное представление об устранении нарушений требований антитеррористической защищенности образовательных организаций ФИО2 <адрес>, которое рассмотрено.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МР «<адрес>» направлено письмо о необходимости включения проект бюджета на 2023 год дополнительных финансовых средств, для обеспечения охраны образовательных организаций района частными охранными предприятиями.

Вместе с тем, МКОУ «Тиндинская СОШ» и администрацией МР «<адрес>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ меры по устранению выявленных нарушений законодательства, в части обеспечения охрана объектов (территорий) образовательных организаций сотрудниками частных охранных организаций, имеющих право на создание ведомственной охраны, не приняты.

Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму основывается на принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма; системности и комплексного использования политических информационно - пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности и др

Согласно Уставу МКОУ «Тиндинская СОШ» учредителем указанного образовательного учреждения является администрация МР «<адрес>».

На основании пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В силу пункта 3 части 1 статьи 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие сотрудников частных охранных организаций, имеющих право на создание ведомственной охраны нарушает права неопределенного круга лиц, включая учащихся, на охрану жизни и здоровья, ФИО2 не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ ФИО3 вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано ФИО3 только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

На основании изложенного просить признать незаконным бездействие МКОУ «Тиндинская СОШ» и администрации муниципального района «<адрес>» по непринятию мер к устранению нарушений требований антитеррористической защищенности школы; обязать МКОУ «Тиндинская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязать администрацию муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование работ для обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В судебном заседании зам. ФИО2 <адрес> РД ФИО5 исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме

В судебное заседание представитель ответчика - администрации муниципального района « <адрес>» РД, будучи надлежаще извещен, в судебное заседание не явился, по телефонограмме просил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии представителя ответчика администрации МР « <адрес>»РД

В судебное заседание представитель ответчика – директор МКОУ « Тиндинская СОШ » администрации МР « <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, по телефонограмме просил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии представителя МКОУ» Тиндинская СОШ»

Суд, выслушав зам. ФИО2 <адрес> РД ФИО5, и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

В силу с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона, образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее – Постановление).

Пунктом 6 Постановления установлено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.Согласно п. 14 Постановления всем объектам (территориям) присваивается категория опасности, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 13 настоящих требований.

В силу п. 25 Постановления в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;

б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , признающего такое присутствие обязательным.

Как следует из материалов дела, прокуратурой ФИО2 <адрес> РД проведена проверка законодательства об антитеррористической безопасности и защищенности, охране жизни и здоровья детей в МКОУ «Тиндинская СОШ», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

В ходе проверки установлено, что в МКОУ «Тиндинская СОШ», которому присвоена 3 категория опасности, дополнительные мероприятия, предусмотренные пунктом 25 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» не приняты, в частности: не обеспечена охрана объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Таким образом, охрана объекта образования, с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий относящегося к третьей категории опасности, в достаточной степени не обеспечивается

По выявленным нарушениям закона прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МР «<адрес>» было внесено обобщенное представление об устранении нарушений требований антитеррористической защищенности образовательных организаций ФИО2 <адрес>, которое рассмотрено.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации МР «<адрес>» направлено письмо о необходимости включения проект бюджета на 2023 год дополнительных финансовых средств, для обеспечения охраны образовательных организаций района частными охранными предприятиями.

Вместе с тем, МКОУ «Тиндинская СОШ» и администрацией МР «<адрес>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ меры по устранению выявленных нарушений законодательства, в части обеспечения охрана объектов (территорий) образовательных организаций сотрудниками частных охранных организаций, имеющих право на создание ведомственной охраны, не приняты.

Бездействие образовательного учреждения, связанное с непринятием соответствующих мер по обеспечению антитеррористической защищенности здания (территории) школы, нарушает право граждан на обеспечение безопасности, создает условия для возможного совершения террористических и иных противоправных действий, и тем самым создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, что не может оставаться без соответствующего прокурорского реагирования.

Выявленные нарушения способствуют беспрепятственному проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала, что не принятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.

Согласно Уставу МКОУ « Тиндинская СОШ » - бюджетное учреждение, учредителем которого является администрация муниципального района « <адрес>»

Финансовое обеспечение муниципального образовательного учреждения осуществляет его учредитель, он же является собственником имущества данного образовательного учреждения.

В силу ст.ст. 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона "Об образовании" муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом). Учредителем, осуществляющим финансирование образовательной организации, является администрация муниципального района « <адрес>»

Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного выше Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В правовой обеспеченности противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправлении.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму

Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие сотрудников частных охранных организаций, имеющих право на создание ведомственной охраны нарушает права неопределенного круга лиц, включая учащихся, на охрану жизни и здоровья, ФИО2 не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ ФИО3 вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано ФИО3 только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, конкретные обстоятельства дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования ФИО2 <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, вы ступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции или мировыми судьями, освобождаются.

Следовательно, администрация МР « <адрес> « освобождается от уплаты госпошлины.

В силу п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере – 300 рублей; для организаций – 6000 рублей.

ФИО2 <адрес> Республики Дагестан, обратившийся в суд с заявлением в интересах неопределенного круга в соответствии с п. 9 ч 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты госпошлины освобожден, то с ответчика МКОУ «Тиндинская СОШ », не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

Учитывая, что МКОУ «Тиндинская СОШ » не является коммерческой организацией, собственных доходов не имеет, финансируется учредителем администрацией МР «<адрес>», которая освобождена от уплаты госпошлины, а также, суд находит возможным освободить от уплаты госпошлины и МКОУ «Тиндинская СОШ ».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил :

Иск ФИО2 <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению »Тиндинская средняя общеобразовательная школа » ФИО2 <адрес> и администрации муниципального района « <адрес>» РД о признании незаконным бездействие по непринятию мер к антитеррористической защищенности школы в части обеспечения охраны объектов ( территорий) сотрудниками частных охранных организаций, имеющих право создание ведомственной охраны -удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального казенного образовательного учреждения »Тиндинская средняя общеобразовательная школа » » ФИО2 <адрес> и администрации муниципального района « <адрес> « Республики Дагестан, выразившееся в непринятии мер к устранению мер к антитеррористической защищенности школы в части обеспечения охраны объектов ( территорий) сотрудниками частных охранных организаций, имеющих право создание ведомственной охраны.

Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение »Тиндинская средняя общеобразовательная школа » до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций имеющих право создание ведомственной охраны.

Обязать администрацию муниципального района» <адрес>» Республики Дагестан до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование работ для обеспечения охраны МКОУ »Тиндинская средняя общеобразовательная школа » сотрудниками частных охранных организаций, имеющих право создание ведомственной охраны.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Ботлихский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения окончательного решения.

Окончательное решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Ш.М. Омарова

2-481/2023 ~ М-415/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Цумадинского района РД Джабраилов Д.А.
Ответчики
Администрация МР "Цумадинский район"
МКОУ "Тиндинская СОШ"
Суд
Ботлихский районный суд Республики Дагестан
Судья
Омарова Шумайсат Магомедовна
Дело на странице суда
botlihskiy--dag.sudrf.ru
03.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2023Передача материалов судье
04.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2023Судебное заседание
03.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2023Дело оформлено
12.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее