Дело №
УИД 21 RS 0№-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2021 года <адрес>
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Иванова С.В.
при секретаре ФИО4
с участием представителя ответчика ФИО5
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе (межрайонное) о признании решения незаконным
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе (межрайонное) о признании решения незаконным. Требования мотивированы тем, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) ввиду отсутствия 25-летнего специального стажа работы в сельской местности и поселках городского типа. Указывает, что её стаж работы в <адрес>ной больнице составляет 21 года 10 месяцев. Ссылаясь на положения абз. 2 п. 2 Постановления СМ ФИО1 №, действовавшего в спорный период, полагает, что исчисление выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений исчисляется как 1 год работы за 1 год и 3 месяца. С учётом индексации, её стаж составит 29 лет 1 месяц. Считает данное решение ГУ-Управления ПФР в Чебоксарском районе незаконным, ущемляющим ей пенсионные права. Просит признать отказа в назначении досрочной трудовой пенсии необоснованным, обязать ответчика включить период работы за выслугу лет 1 год работы как 1 год и 3 месяца с ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на день обращения, назначении выплаты пенсии с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истица ФИО3 не явилась, представив ходатайство о рассмотрении дела без её участия.
Представитель ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонного) по доверенности Филиппов Э.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, по изложенным в решении № от ДД.ММ.ГГГГ основаниям.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика, суд приходит к следующему.
В силу ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Частью 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Подпунктом «н» пункта 1, пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ и исчислении периодов работы в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Список 2002 года) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Правила 2002 года), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, могут применяться:
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список 1999 года) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Правила 1999 года), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (Список 1991 года), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, и само постановление Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее – Перечень 1959 года) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, (далее – Положение 1959 года), утвержденные постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Григорьева Л.В. обратилась в УПФ в Чебоксарском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) включило периоды работы Григорьевой Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в БУ Чувашской Республики «Чебоксарская центральная районная больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в календарном исчислении.
Истица считает, что указанный период работы должен быть включен в подсчёт стажа как 1 год работы за 1 год 3 месяца.
Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № и Списком 1991 года установлено, что исчисление сроков выслуги врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности производится из расчета один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца.
Пунктом 5 Правил 2002 года предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил 2002 года, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то названные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Поскольку льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), отсутствовали правовые основания для льготного исчисления периодов работы истца в Чебоксарской центральной районной больнице (впоследствии БУ «Чебоксарская ЦРБ» Минздрава Чувашии) при включении в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности для исчисления 25-летнего стажа работы в сельской местности.
Таким образом, учитывая, что на дату обращения истца в пенсионный орган ее специальный стаж лечебной деятельности в сельской местности составлял менее 25 лет, а также учитывая п. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3, не имеется правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), отсутствовали правововые основания для льготного исчисления периодов работы истца в Чебоксарской центральной районной больнице (впоследствии БУ «Чебоксарская ЦРБ» Минздрава Чувашии) при включении в специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности для исчисления 25-летнего стажа работы в сельской местности
Таким образом, ответчиком при исчислении стажа работы Григорьевой Л.В. периоды ее работы исчислены правильно на основании Постановления Правительства № от 22.09.1999г. и постановления Правительства №464 от 06.09.1991г. Требования истицы Григорьевой Л.Г. о включении период работы за выслугу лет 1 год работы как 1 год и 3 месяца с ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на день обращения, и назначении выплаты пенсии с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ, не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Учитывая, что на дату обращения истца в пенсионный орган ее специальный стаж лечебной деятельности в сельской местности составлял менее 25 лет, а также учитывая п.3 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №350-ФЗ, не имеется правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости по п.20 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Григорьевой Л.В. к ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии необоснованным, обязании включить период работы за выслугу лет 1 год работы как 1 год и 3 месяца с ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на день обращения, назначении выплаты пенсии с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд.
Судья С.В. Иванов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ