Судья: Смолова Е.К. Апел. гр./дело: 33 – 13455/2020
Номер дела суда первой инстанции 2-2093/2020
Апелляционное определение
г. Самара 17 декабря 2020г.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе: председательствующего Пинчук С.В.,
судей Ивановой Е.Н., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре Дождевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шумакова В.В. на решение Советского районного суда г.Самары от 28 сентября 2020г., которым постановлено:
«Исковое заявление Шумакова В.В. к ООО «Экостройресурс» о разрешении разногласий, возникших при заключении договора - оставить без удовлетворения.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н.,
объяснения истца Шумакова В.В. в поддержание доводов своей апелляционной жалобы,
возражения Краснопольского К.В. (представителя ответчика ООО «Экостройресурс») на доводы жалобы истца,
суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Истец – Шумаков В.В. обратился в суд с иском к ответчику ООО «Экостройресурс» о разрешении разногласий, возникших при заключении договора, ссылаясь на следующее.
Истец Шумаков В.В. проживает в индивидуальном жилом доме по адресу: <адрес>.
Ответчик является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами(ТКО).
ДД.ММ.ГГГГ. истец получил для подписания договор № от ДД.ММ.ГГГГ., предлагаемый к заключению ответчиком, на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При получении, договор не был подписан истцом, о чем в журнале регистрации ответчика было указано для составления протокола разногласий.
Указанный договор обязателен для заключения как истцом, так и ответчиком в соответствии с п.4 ст.24.7 ФЗ РФ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
По данным ответчика, договор является публичной офертой и считается заключенным с ДД.ММ.ГГГГ. вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя.
В начале ДД.ММ.ГГГГ истец обратился за письменной формой договора к ответчику.
Полученный для подписи договор имел существенные нарушения, на которые не рассчитывал истец при его заключении, а именно п.25 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением №1156.
По итогам рассмотрения истцом договора в течение срока, установленного абз.1 п.2 ст.445 ГК РФ, им составлен и направлен ответчику протокол разногласий в связи с существенными несоответствиями требованиям законодательства и вследствие чего невозможностью принятия условий договора в предложенной ответчиком редакции (нарушены пп. «в,г,з,к» п.25 Постановления №1156).
Так, в договоре не отражены:
-требования к качеству оказываемых услуг согласно п.148.22 Правил от 06.05.2011г. №354 РО по оказанию коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами;
-правила перерасчета услуги согласно п.148.44 Правил;
-не соблюден п.148.45 Правил;
-глава 5 договора не соответствует Правилам №354;
-главу 6 договора необходимо дополнить полным перечнем информации, указываемой в приложении к договору.
Типовой договор, предоставленный ответчиком, предлагается дополнить основополагающими нормативными документами, указанными в договоре.
Истец Шумаков В.В. (с учетом уточнения требований) просил суд урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № от ДД.ММ.ГГГГ.: Приложение №1 «Информация по предмету договора», и считать договор заключенным на условиях, изложенных в протоколе разногласий приложение 6.1.
Представитель ответчика ООО «Экостройресурс» - иск не признал.
Представитель третьего лица - Администрации Советского внутригородского района г.о. Самары - в письменном отзыве указал, что не является стороной заключенного между истцом и ответчиком договора; таким образом, Администрация Советского внутригородского района г.о.Самара в рамках своих полномочий не затрагивает права и интересы ни истца ни ответчика, оставляет вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Самарской области - в письменном отзыве указал, что санитарно-эпидемиологическими правилами вопросы заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) не регулируются, и не определяется порядок оказания жилищно-коммунальных услуг гражданам, в том числе по вывозу ТКО; в соответствии со ст.24.7 ФЗ РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуется ТКО и находятся места их накопления; порядок оказания коммунальных услуг по обращению с ТКО, в том числе в части заключения договоров об оказании услуг по обращению с ТКО, регламентирован Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008г. №641»; порядок предоставления коммунальных услуг, в том числе по обращению с ТКО регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. №354, в соответствии со ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации; контроль за исполнением указанных документов Управление не осуществляет; кроме того, согласно ст.8 ФЗ РФ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО; в соответствии с требованием п.2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.; решение об организации контейнерной площадки на территории муниципальных образований, в том числе на территории частного сектора, принимается органами местного самоуправления в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018г. №1039 «Об утверждении Правил благоустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра»; в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства РФ место накопления ТКО подлежит обязательному согласованию с органами местного самоуправления и внесению в реестр мест (площадок) накопления ТКО. Заключение на место (площадку) накопления ТКО для частного сектора по <адрес>, с учетом жилого <адрес>, Управлением не выдавалось, какие-либо материалы на вышеуказанную контейнерную площадку в Управление не поступали; подача заявок в адрес Управления с целью получения заключений на контейнерные площадки ТКО носит исключительно заявительный характер.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истцом Шумаковым В.В. ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об удовлетворении иска полностью по тем основаниям,
что до ДД.ММ.ГГГГ. собственником твердых бытовых отходов
являлась местная администрация, в связи с чем район частного сектора в границах <адрес> не был внесен в территориальную схему обращения с отходами,
что договора на оказание услуг по обращению с ТКО не заключен ввиду отсутствия предложения ответчика (Регионального оператора) о заключении такого договора,
что территориальная схема обращения с отходами формируется на основании заключенных с потребителями договоров,
что региональным оператором на территории индивидуальной жилой застройки по месту проживания истца не применен способ накопления ТКО децентрализованным способом в соответствии с пп. «в» п. 11 постановления Правительства Самарской области от 07.07.2020 г. № 471 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области»,
что невозможно применение положений пунктов Постановления № 1156 в части заключения договоров на обращение с ТКО к собственникам индивидуальных жилых домов,
что основная часть разногласий состоит именно в дополнении статей договора, в соответствии с положениями Правил №354.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема обращения с отходами).
Согласно п. 3.4 Постановления правительства РФ от 31.08.2018г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» (далее - Постановление № 1039) места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Согласно абз. 2 п. 4 Постановления Правительства РФ № 1156, Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 3, 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч. 1, 9 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ч. 5 ст. 30 ЖК РФ).
Из п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ следует, что условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пп. 1, 4, 5 ст. 426 Гражданского кодекса РФ договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) признается публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Отношения в сфере оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Из содержания п. 8(17) раздела I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее Правила обращения с твердыми коммунальными отходами) следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судом установлено, что истец Шумаков В.В. проживает в индивидуальном жилом доме по адресу: <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ. деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее ТКО) на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области - присвоен ООО «Экостройресурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 01.11.2018г.
Обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО и оплаты данных коммунальных услуг предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016г. №1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008г. №641».
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора были размещены на официальном сайте Регионального оператора 23.12.2018г. и одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (газета «Волжская Коммуна» от 25.12.2018г. №343 (30578)).
Согласно п.6 ст.157.2 Жилищного кодекса РФ заключение договора в письменной форме не требуется, но по заявлению потребителя договор в письменной форме может быть ему выдан.
Аналогичная позиции изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.10.2018г. №41963-АЧ/04, где указано, что договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
В адрес ответчика Регионального оператора от истца Шумакова В.В. поступило заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на бумажном носителе только лишь ДД.ММ.ГГГГ., а получил его Шумаков В.В. - ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что законодательство Российской Федерации определяет договор на оказание услуг по обращению с ТКО как публичный и в соответствии с п.4 ст.426 Гражданского кодекса РФ, Правительством Российской Федерации приняты специальные правила обращения с ТКО (Постановление №1156), которыми установлены сроки направления возражений потребителей на проект договора (пятнадцать рабочих дней), суд правильно признал, что истцом не соблюдены законные сроки направления протокола разногласий к договору на оказание услуг по обращению с ТКО.
Договор с потребителем услуги истцом Шумаковым В.В. вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ (на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора) - и считается заключенным истцом на условиях типового договора, в связи с чем урегулирование разногласий по уже заключенному договору невозможно.
В силу п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641".
Из вышеизложенного следует, что договор может быть дополнен, но не изменен и данные дополнения должны быть достигнуты соглашением сторон.
Учитывая, что истец Шумаков В.В. в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил, и принимая во внимание, что подготовленный ответчиком договор на оказание услуг соответствует типовой форме договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, не нарушает права истца, в связи с чем, суд обоснованно признал исковые заявленные не подлежащими удовлетворению.
Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им надлежащую правовую оценку, суд пришел к правильному выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать полностью.
Доводы апелляционной жалобы истца о невключении земельного участка в границах улиц <адрес> в Территориальную схему обращения с отходами Самарской области, не состоятельны, поскольку данные доводы голословны, документально не подтверждаются.
Доводы апелляционной жалобы истца Шумакова В.В. о том, что территориальная схема обращения с отходами формируется на основании заключенных с потребителями договоров судом апелляционной инстанции также не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат нормам действующего законодательства в сфере обращения с ТКО в целом и правовой природе публичного договора в частности.
Так, Региональный оператор осуществляет сбор отходов из мест накопления ТКО, определённых Территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, соответствующих требованиям, предъявляемым к сбору и транспортированию ТКО, санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (далее - СанПиН 2.1.7.3550-19), СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее - СанПиН 42-128-4690-88), а также Разделом VII Приложения № 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Доводы апелляционной жалобы истца Шумакова В.В. о том, что основная часть разногласий состоит именно в дополнении статей договора в соответствии с Правилами №354 судом апелляционной инстанции также не могут быть приняты во внимание, поскольку исходя из существа регулируемых Постановлением № 354 правоотношений, следует, что содержащиеся в них правовые нормы носят императивный характер и обязательны для исполнения Региональным оператором вне зависимости от наличия этих норм в типовой форме договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
При этом, отсутствие в типовой форме договора на оказание услуг по обращению с ТКО положений указанных истцом пунктов Правил № 354 не влечет ухудшения правового положения потребителей данной коммунальной услуги в целом и истца в частности. В случае возникновения обстоятельств, на регулирование которых направлены правила указанных правовых норм, у потребителей, как и Регионального оператора, сохраняется предусмотренный этими правилами объем прав и обязанностей, вне зависимости от включения данных правил в типовую форму договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Доводы апелляционной жалобы истца Шумакова В.В. об отмене решения суда сводятся к его несогласию с нормами действующего законодательства, выражающимся в отказе от реализации своих гражданских прав с целью возложения ответственности за свое бездействие на Регионального оператора, как на основание для отказа производить оплату оказанной надлежащим образом коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Решение суда является законным и обоснованным. Для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения по основаниям, указанным в статье 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Советского районного суда г. Самары от 28 сентября 2020г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шумакова В.В. - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия, и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение 3 месяцев.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
СУДЬИ: