Судья: Турбина Т.А. адм. дело N 33а-13914/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2023 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Мыльниковой Н.В. и Ромадановой И.А.,
при секретаре Алиеве Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-4030/2023 с апелляционной жалобе Шубнякова Игоря Анатольевича на решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителей административного истца Сколозубова А.Н. и Ильдюхина М.Н., поддержавших апелляционную жалобу, представителя прокуратуры Самарской области Никитиной Е.С., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
постановлением администрации г.о. Самара N 230 от 8 апреля 2022 г. по заявлению Департамента управления имуществом г.о.Самара в интересах местного населения установлен публичный сервитут в отношении части земельного участка (площадью 69 кв.м) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Самарская область, г.Самара, ул. Садовая с постоянным сроком действия в целях прохода и проезда через указанный земельный участок в соответствии со схемой границ действия публичного сервитута на кадастровом плане территории, согласно приложению (далее – Постановление N 230 от 8 апреля 2022 г.).
Шубняков И.А. 26 мая 2023 г. обратился в Ленинский районный суд г.Самары с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об отмене Постановления N 230 от 8 апреля 2022 г., публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером № и реконструкции автомобильного проезда между домами 25 и 21 по ул.Рабочей г.Самары.
В обоснование заявленных требований Шубняков И.А. указал, что ему на праве собственности принадлежит квартира N 2 в доме 25 по ул.Рабочей, установленный Постановлением N 230 от 8 апреля 2022 г. публичный сервитут нарушает интересы жильцов данного многоквартирного дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №. Так, после реконструкции въездная дорога между домами <адрес> будет иметь две полосы движения, ее ширина увеличится за счет придомовой территории дома № (в настоящее время перед домом имеется палисадник с пешеходным проходом, общая ширина от края дороги до стены <данные изъяты> составляет 4 метра, после реконструкции предполагается, что это расстояние уменьшится до 3,2 метра).
Ссылаясь на то, что сервитут установлен в интересах коммерческих организаций, расположенных в здании дома N 21А по <адрес> <адрес>, Шубняков И.А. просил удовлетворить заявленные требования.
Определением суда от 4 октября 2022 г. (том 1 л.д. 161-163) по ходатайству представителя Шубнякова И.А. по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Эксперт оценка», на разрешение экспертов судом поставлены следующие вопросы:
Каким образом на момент проведения экспертизы
осуществляется доступ автотранспорта к строению дома <адрес>?
2. Через какие земельные участки осуществляется подъезд автотранспорта к строению дома <адрес>?
3. Соответствует ли существующие варианты подъезда
автотранспорта к строению дома <адрес> требованиям нормативных документов к организации проездов, подъездов?
4. Возможны ли иные варианты подъезда автотранспорта к строению дома <адрес>, не нарушающие требования нормативных документов к организации проездов, подъездов?
5. Через какие земельные участки возможно обеспечить доступ автотранспорта к строению дома <адрес>?
В заключение эксперта ООО «Экспертоценка» ФИО1 №, составленного по итогам производства экспертизы с 6 октября 2022 г. по 7 ноября 2022 г. содержатся следующие выводы (том 1 л.д. 170-183):
по первому вопросу: на момент проведения экспертизы доступ автотранспорта к строению дома <адрес> осуществляется по существующему подъезду от ул.Рабочей через ворота 1 и ворота 2;
по второму вопросу: подъезд автотранспорта к строению дома <адрес> осуществляется через земельные участки с кадастровыми номерами №, № и №;
по третьему вопросу: существующие варианты подъезда автотранспорта к строению дома <адрес> не соответствуют требованиям нормативных документов к организации проездов, подъездов;
по четвертому вопросу: иные варианты подъезда автотранспорта к строению дома <адрес>, не нарушающие требования нормативных документов к организации проездов, подъездов невозможны;
по пятому вопросу: обеспечить доступ автотранспорта к строению дома <адрес> возможно через земельные участки с кадастровыми номерами №, № и №.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 21 декабря 2022 г. административное исковое заявление Шубнякова И.А. оставлено без удовлетворения (том 1 л.д. 221-226).
Определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 16 мая 2023 г. решение Ленинского районного суда г. Самары от 21 декабря 2022 г., дело возвращено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г.Самары в ином составе суда (том 2 л.д. 69-73).
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 30 августа 2023 г. административное исковое заявление Шубнякова И.А. оставлено без удовлетворения (том 2 л.д. 140-148 ).
В апелляционной жалобе Шубняковым И.А. ставится вопрос об отмене решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 августа 2023 г. как постановленного с нарушением норм материального права (том 2 л.д. 150-151, 158-161).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При исследовании обстоятельств настоящего дела районным судом установлено, что Шубняков И.А. является собственником квартиры N <адрес>, расположенном на земельном участке с кадастровым номером №.
23 мая 2022 г. Шубняков И.А. ознакомился с Постановлением N 230 от 8 апреля 2022 г. об установлении публичного сервитута в интересах местного населения в отношении части (площадью 69 кв.м) земельного участка с кадастровым номером № в целях прохода и проезда через указанный земельный участок в соответствии со схемой границ действия публичного сервитута на кадастровом плане территории, согласно приложению (том 1 л.д. 8-10).
В силу пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления может быть установлен публичный сервитут без изъятия земельного участка.
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются (пункт 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом Земельным кодексом Российской Федерации определен исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута. В частности, согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается, в том числе для прохода или проезда через земельный участок.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Признавая оспариваемое постановление законным и обоснованным, суд первой инстанции, проанализировав приведенные выше положения действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, в их совокупности и взаимосвязи, учитывая положения Устава г.Самары, основываясь на установленных по делу обстоятельствах и представленных сторонами доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 КАС РФ, верно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением процедуры и порядка его принятия, опубликования. Публичный сервитут установлен для общих целей (муниципальных и общественных нужд), для прохода и проезда неограниченного круга лиц через обремененный сервитутом земельный участок (его часть); площадь сервитута находится в границах данного автомобильного проезда, по которому организовано движение между <адрес>. Процедура утверждения публичного сервитута, исходя из целей, и оснований его установления не нарушена. Судом первой инстанции с целью проверки наличия альтернативных путей прохода или проезда с учетом обстоятельств конкретного дела и указанных целей, назначена и проведена судебная землеустроительная экспертиза, согласно выводам эксперта иные варианты подъезда автотранспорта к <адрес>, не нарушающие требования нормативных документов к организации проездов, подъездов, невозможны, существующие варианты подъезда автотранспорта к <адрес> не соответствуют требованиям нормативных документов к организации проездов, подъездов.
Основания и мотивы, по которым суд пришли к данным выводам, поставленным под сомнение в апелляционной жалобе, доказательства, принятые судом во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении, судебная коллегия суда апелляционной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
При данных обстоятельствах решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 августа 2023 г. отмене, а апелляционная жалоба Шубнякова И.А. удовлетворению, не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шубнякова И.А. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 25 декабря 2023 г.
Председательствующий:
Судьи: