Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
08 ноября 2022 года г. Комсомольск-на-Амуре
Судья Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Устьянцева-Мишнева О.О. рассмотрев протест первого заместителя прокурора города Комсомольска-на-Амуре В.Ю. Таболина на постановление № 5-504/2022-31 мирового судьи судебного района «Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» на судебном участке № 31 от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.27 КоАП РФ в отношении Кузьминой Ю. А., (дата) года рождения, уроженки г. Комсомольска-на-Амуре (адрес), зарегистрированной и проживающей по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, (адрес), работающей в Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной плате в должности председателя,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № 5-504/2022-31 мирового судьи судебного района «Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» на судебном участке № 31 от 03 октября 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренным, ч. 2 ст. 13.27, в отношении председателя Комсомольской-на-Амуре контрольно счетной палаты Кузьминой Ю. А. прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Полагая незаконным вынесенное постановление с протестом обратился первый заместитель прокурора города Комсомольска-на-Амуре В.Ю. Таболин, который просит постановление мирового судьи № 5-504/2022-31 о прекращении производства по делу, предусмотренном часть 2 статьи 13.27 КоАП РФ отменить, ссылаясь на то, что не размещение информации о факте проведения контрольного мероприятия является самостоятельным основанием для привлечение виновного лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Каунова Е.В. протест поддержал в полном объеме, дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в нем, просила отменить обжалуемое постановление. В дополнение к ранее приведенным доводам незаконности принятого постановления мирового судьи указала, что Регламентом не предусмотрена процедура продления срока проведения контрольных мероприятий, таким образом, полагает, что нарушен срок размещения в сети интернет информации, что ограничивает доступ к освещению деятельности муниципальных органов.
Председатель Комсомольской-на-Амуре контрольно счетной палаты Кузьмина Ю.А. в судебном заседание просила постановление мирового судьи о прекращении производства по делу оставить без изменения.
Выслушав доводы прокурора по протесту, пояснения привлекаемого к административной ответственности лица, изучив доводы жалобы и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 265 Бюджетного кодекса РФ, Уставу города Комсомольска-на-Амуре, Положению о Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палате, утвержденному решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 13.10.2021 №131, Комсомольская-на-Амуре счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля города Комсомольска-на-Амуре, органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9 Положения о Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палате, утверждённого решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 13.10.2021 №131 деятельность котрольно-счетной палаты по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля осуществляется в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетной палатой составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетной палаты составляется отчет. При проведении экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетной палатой составляется отчет. Отчеты по результатам контрольного и экспертно-аналитического мероприятия направляются руководителям органов местного самоуправления.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 07.02.2011N 6-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" регулируется принцип открытости деятельности контрольно-счетной палаты, согласно которому контрольно-счетные органы в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликовывают в своих официальных изданиях или других средствах массовой информации информацию о проведенных контрольных и экспертно- аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах. Контрольно-счетные органы ежегодно подготавливают отчеты о своей деятельности, которые направляются на рассмотрение в законодательные (представительные) органы. Указанные отчеты контрольно-счетных органов опубликовываются в средствах массовой информации или размещаются в сети Интернет только после их рассмотрения законодательными (представительными) органами. Опубликование в средствах массовой информации или размещение в сети Интернет информации о деятельности контрольно-счетных органов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и регламентами контрольно-счетных органов.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет" является одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" организация доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.
К обязательной категории информации, подлежащей размещению в сети Интернет, установленной в п. 5 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", относится информация о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях.
Таким образом, Контрольно-счетная палата, являясь органом местного самоуправления, обязана размещать в сети Интернет информацию о своей деятельности, в том числе о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах.
Между тем, Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации и деятельности контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" не содержат конкретных сроков размещения информации о деятельности органов местного самоуправления. Положения статьи 9 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" являются бланкетными нормами, отсылая к правовому регулированию органов местного самоуправления.
Положение о Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палате, утвержденный решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 13.10.2021 №131 также не содержит сроков размещения информации о деятельности Контрольно-счетной палаты.
Согласно ст. 10 Положения о Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палате, утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 13.10.2021 №131 Контрольно-счетная палата при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Хабаровского края, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего муниципального финансового контроля.
Стандарты внешнего муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий утверждаются распоряжением председателя контрольно-счетной палаты в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации
Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СВМФК «Общие правила проведения контрольного мероприятия» утвержден 01.11.2019. Согласно пункту 1.2. СВМФК его целью является установление общих правил и требований при осуществлении КСП контрольных мероприятий.
Контрольное мероприятие является формой внешнего муниципального финансового контроля (пункт 2.1. СВМФК).
Контрольное мероприятие проводится в соответствии с планами работы Контрольно-счетной палаты (п. 3.1 СВМФК).
Организация контрольного мероприятия включает следующие этапы подготовительный, основной и заключительный. Датой начала и окончания основного этапа контрольного мероприятия определяется программой контрольного мероприятия Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты. Датой окончания контрольного мероприятия является дата утверждения председателем Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты отчета о результатах проведенного контрольного мероприятия (п. 3.2 СВФМК).
Результатом проведения подготовительного этапа является подготовка и утверждение программы проведения контрольного мероприятия (п. 3.3 СВФМК).
Результатом проведения основного этапа является составление акта (п. 3.4 СВФМК), который является основой для подготовки отчета о результатах контрольного мероприятия (п. 5.9 СВФМК).На заключительном этапе контрольного мероприятия осуществляется подготовка и утверждение отчета о результатах проведенного контрольного мероприятия. Отчет должен содержать выводы и предложения (рекомендации), подготовленные на основе анализа и обобщение материалов соответствующих актов по результатам контрольного мероприятия. Подготавливается при необходимости проект предписания, представление, информационные письма и обращения КСП в правоохранительные органы (п. 3.5 СВФМК).
В соответствии с Регламентом Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты, утвержденным распоряжением председателя от 09.08.2019 (далее по тексту - Регламент), действовавшим на момент возбуждения дела об административном правонарушении, по результатам контрольного мероприятия составляется отчет, который подписывается председателем Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты (п. 4.3.1).
Согласно ч.8 ст. 4 Положения о Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палате, утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 13.10.2021 №131, в контрольно- счетной палате образуется коллегия, которая рассматривает наиболее важные вопросы деятельности контрольно-счетной палаты, включая вопросы планирования и организации ее деятельности, методологии контрольной деятельности. Компетенция и порядок работы коллегии определяются настоящим Положением и Регламентом контрольно-счетной палаты
Согласно ст. 15 Положения о Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палате, утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 13.10.2021 №131 коллегия контрольно-счетной палаты рассматривает на своих заседаниях, в том числе Регламент контрольно-счетной палаты и изменения в него; отчет о деятельности контрольно-счетной палаты; стандарты внешнего муниципального финансового контроля, методические рекомендации по осуществлению контрольной деятельности; итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. По результатам рассмотрения вопросов на заседании коллегии контрольно-счетной палаты принимаются решения, которые оформляются протоколами.
Согласно пункту 3.2.6. Регламента, в обязательном порядке в повестку заседания Коллегии Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты включаются вопросы, в том числе о результатах проведённых контрольных мероприятий, о ходе проводимого контрольного мероприятия.
Коллегия осуществляет свою работу в форме заседаний, которые проводятся по мере необходимости (п. 3.2.2 Регламента).
По результатам рассмотрения вопросов, отнесённых к компетенции Коллегии, принимаются следующие решения, в том числе: рекомендовать доработать отчет, рекомендовать внести изменения в отчёт (п. 3.2.10 Регламента).
Решения, принятые Коллегией, являются обязательными для должностных лиц и сотрудников Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты (п. 3.2.11 Регламента).
Итоги заседания Коллегии оформляются протоколом и рассылаются членам Коллегии и иным должностным лицам (п. 3.2.12 Регламента).
Таким образом, вопреки доводам постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, по смыслу названных выше норм муниципального права в их взаимосвязи контрольное мероприятие как одна из форм осуществления внешнего муниципального финансового контроля оканчивается не составлением акта, а отчётом, который после рассмотрения его на заседании Коллегии Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты, и после возможной доработки, утверждается председателем Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты.
Согласно пункту 7.1 Регламента опубликование в средствах массовой информации и размещение на официальном сайте органов местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре в информационно-коммуникационной сети Интернет информации о деятельности Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты осуществляется с учетом следивших требований: в частности, информация о проведенных мероприятиях представляется только после утверждения их результатов председателем Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты, более того, информация о проведенных контрольных мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также принятых по ним решениях и мерах, размещается в сети Интернет не позднее 35 рабочих дней после утверждения отчета о деятельности Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты Комсомольской-на-Амуре городской Думой.
Регламентом Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты, утвержденным распоряжением председателя от 26.08.2022, изменен порядок размещения указанной информации: последняя подлежит размещению только после утверждения отчета о проведенном контрольном мероприятии председателем Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты в срок не позднее 10 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведенном мероприятий (часть 3 статьи 21 Регламента).
В соответствии с ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемых правонарушений является право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Объективная сторона административного правонарушения ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ заключается в нарушении обязанности размещения информации о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления в сети Интернет.
Довод протеста первого заместителя прокурора, что не размещение информации о факте проведения контрольного мероприятия является самостоятельным основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, не может судом быть признан состоятельным. Поскольку на момент возбуждения дела о административном правонарушении ((дата)) контрольное мероприятие в отношении МДОУ детский сад (№) и в отношении МДОУ детский сад (№) окончены (дата) в день утверждения отчетов по результатам проведенных контрольных мероприятий председателем Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты Кузьминой Ю.А. после рассмотрения отчетов на заседании Коллегии Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты (дата), о чем в материалы дела представлен протокол (№) от (дата) заседания Коллегии Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты и собственно отчеты с соответствующими визами.
Согласно представленным скриншотам с официального сайта органов местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре информация о проведённых контрольных мероприятиях в отношении МДОУ детский сад (№) и в отношении МДОУ детский сад (№) размещена в сети Интернет (дата), в день утверждения отчетов председателем КСП в соответствии с установленным порядком размещения указанной информации, приведенным выше.
Контрольное мероприятие в отношении МУП СККО не было окончено: как следует из объяснений председателя Кузьминой Ю.А. и представленных ею материалов (программы контрольного мероприятия, служебной записки, программы на продление контрольного мероприятия) основной этап контрольного мероприятия продолжается в форме составления акта, который впоследствии будет являться основной для составления отчета о контрольном мероприятия в отношении МУП СККО.
Информация о контрольном мероприятий в отношении МУП СККО не относится к категории допустимой к размещению, поскольку контрольное мероприятие в отношении МУП СККО продолжается.
Указанные в Плане работы Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты на 2022 год сроки исполнения мероприятий не являются пресекательными, указаны в качестве периодов, разбитых по месяцам с учетом равномерности их распределения, рациональности распределения трудовых ресурсов и периодичности проведения мероприятий на объектах (пункты 2.4, 3.6, 4.1. Положения о КСП).
Оснований для переоценки установленных при рассмотрении дела обстоятельств не имеется. При производстве по делу юридически значимые обстоятельства судьей определены правильно, процессуальных нарушений норм КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не допущено.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в действия Комсомольской-на-Амуре контрольно-счётной палаты по требованию о размещении в сети "Интернет" информации о деятельности органа местного самоуправления нарушений не было, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ событие административного правонарушения, вменяемого Кузьминой Ю.А., отсутствует.
Суд не принимает во внимание доводы прокурора, поскольку отсутствие продления сроков проверки не влияет на процедуру размещения информации в общем доступе после утверждения отчета Коллегией КСП.
Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении отвечает требованиям ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, оснований к его отмене или изменению, предусмотренных п.п.2-4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление № 5-504/2022-31 мирового судьи судебного района «Центральный округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» на судебном участке № 31 от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.27 КоАП РФ в отношении председателя Комсомольской-на-Амуре контрольно-счетной палаты Кузьминой Ю. А. – оставить без изменения, а протест первого заместителя прокурора города Комсомольска-на-Амуре В.Ю. Таболина – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано, опротестовано в девятый кассационный суд общей юрисдикции лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5 КоАП РФ.
Судья Устьянцева-Мишнева О.О.