Мотивированное решение составлено 20 октября 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2023 года город Ярославль
Ярославский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Пызикова Д.Г., при помощнике судьи Гусевой М.А., с участием старшего помощника военного прокурора Ярославского гарнизона майора юстиции Ананина О.И., представителя ответчика - адвоката Васильева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-46/2023 по иску военного прокурора Ярославского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации <данные изъяты>) к бывшему курсанту <данные изъяты> <данные изъяты> Киселеву Александру Алексеевичу о взыскании денежных средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку,
установил:
военный прокурор Ярославского гарнизона обратился в суд с иском, в котором указал, что Киселев согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2018 года № с 1 августа 2018 года был зачислен на первый курс <данные изъяты> назначен на воинскую должность курсанта и заключил контракт о прохождении военной службы на период освоения образовательной программы и на пять лет военной службы после получения высшего образования, приняв на себя обязательство возместить в случаях, предусмотренных законом, средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку.
При этом приказом начальника военного училища от 6 июля 2022 года № Киселев был отчислен из <данные изъяты> по нежеланию учиться и уволен с военной службы, а приказом от 7 июля 2022 № с ним расторгнут контракт о прохождении военной службы, он исключен из списков личного состава <данные изъяты> и всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат.
Учитывая, что расходы на оборону финансируются из средств федерального бюджета путем ассигнований средств федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающих реализацию мероприятий в области обороны, поэтому военный прокурор Ярославского гарнизона обратился с требованиями к ответчику, предъявляемыми в защиту интересов Российской Федерации.
В этой связи, поскольку ответчиком в добровольном порядке не были возмещены затраченные федеральным бюджетом на его военную и специальную подготовку средства, военный прокурор Ярославского гарнизона в исковом заявлении просил взыскать с Киселева в пользу военного училища в счет возмещения материального ущерба денежные средства в размере 332810 рублей 92 копеек.
Представитель военного училища, ходатайствовавший о рассмотрении дела в его отсутствие, и ответчик, ранее объявлявшийся в розыск, в ходе осуществления которого его нахождение не установлено, в суд не явились.
Помощник военного прокурора Ярославского гарнизона иск поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика - адвокат Васильев А.В., назначенный судом в соответствии со статьей 50 ГПК РФ ввиду отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого не известно, иск не признал и просил отказать в его удовлетворении.
Заслушав помощника военного прокурора, представителя ответчика и исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д», «д.1», «д.2», «е», «е.1» и «з» пункта 1, подпунктами «в», «г» (в связи с наличием у военнослужащего статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличием у военнослужащего непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращением в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений, уклонением военнослужащего от проверочных мероприятий и (или) сообщением им заведомо ложных анкетных данных, однократным нарушением военнослужащим взятых на себя предусмотренных контрактом о прохождении военной службы обязательств, связанных с защитой государственной <данные изъяты>, либо выявлением в результате проверочных мероприятий действий военнослужащего, создающих угрозу безопасности Российской Федерации), «д», «е.1», «е.2», «к» и «л» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
Согласно пункту 5 статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее - Положение), первый контракт о прохождении военной службы с военнослужащим, обучающимся в военно-учебном заведении по образовательной программе высшего образования, заключается на период освоения указанной образовательной программы и пять лет военной службы после получения высшего образования.
Из содержания пункта 1 статьи 4 Положения и Приложения № 1 к Положению следует, что в типовую форму контракта включается условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку гражданина, обучающегося в военном, образовательном учреждении профессионального образования, в случаях, предусмотренных Законом, а в подпункте «в» пункта 2 типовой формы контракта указывается размер подлежащих возмещению денежных средств.
При этом пункт 7.1 указанной статьи Положения предусматривает при заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях, разъяснения им порядка исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер указанных средств.
Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (далее -Методика) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года № 402 «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования».
В пункте 6 Методики отражено, что размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств, рассчитываемого федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, до 1 июля года заключения контракта по данным года, предшествовавшего заключению контракта, а пункт 7 Методики определяет, что граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.
Текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается для граждан, отчисленных из военных образовательных организаций, в том числе за нежелание учиться, в размере, рассчитанном по формуле: ТЗ = ФЗ х (ПЛО + ПМО/12), где: ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военной образовательной организации, тыс. рублей; ФЗ -фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. рублей в год; ПЛО - количество полных лет обучения в военной образовательной организации; ПМО - количество полных месяцев обучения, прошедших со дня зачисления в военную образовательную организацию (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 августа 2008 года № 434 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года № 402» утверждены Методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.
В силу пункта 22 данных Методик фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается военно-учебным заведением для каждой военной специальности и (или) специализации (группы военных специальностей и специализаций), по которым осуществляется подготовка в военно-учебном заведении, подписывается начальником вуза и ежегодно до 1 июля утверждается руководителем органа военного управления или соответствующим должностным лицом, имеющим в непосредственном подчинении военно-учебные заведения.
Причем, по смыслу вышеуказанных нормативных правовых актов исходной базовой составляющей расходов на военную и специальную подготовку курсантов является фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств (размер которого включается в контракт) за полный год обучения, а средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения курсантами обязанностей военной службы в период обучения, к фиксированному значению не относятся.
Киселев в период с 1 августа 2018 по 7 июля 2022 года проходил обучение в <данные изъяты> в качестве курсанта по <данные изъяты> <данные изъяты>, приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2018 года № с 1 августа 2018 года был зачислен на первый курс <данные изъяты>, назначен на воинскую должность курсанта с присвоением воинского звания <данные изъяты> Приказом начальника <данные изъяты> от 6 июля 2022 года № Киселев был отчислен из <данные изъяты> по нежеланию учиться и уволен с военной службы, а приказом от 7 июля 2022 года
№ с ним расторгнут контракт о прохождении военной службы, он исключен из списков личного состава <данные изъяты> и всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат.
При этом в период обучения 1 декабря 2019 года Киселев в установленном порядке заключил контракт о прохождении военной службы на период освоения образовательной программы и на пять лет военной службы после получения высшего образования, приняв на себя обязательство возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в размере 84973 рублей за год обучения.
Подписав контракт, Киселев добровольно взял на себя обязательства вернуть средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, в случаях, предусмотренных законом, размер которых рассчитывается по утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации методике.
Согласно представленному расчету с фиксированным значением суммы подлежащих возмещению средств в размере 84973 рублей, утвержденной уполномоченным воинским должностным лицом - главнокомандующим <данные изъяты> и внесенной в контракт о прохождении военной службы Киселева, общая сумма денежных средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку ответчика, составляет 332810 рублей 92 копейки.
Принимая во внимание вышеизложенное, у истца имеется законное основание для взыскания с Киселева денежных средств, затраченных на его военную и специальную подготовку, поэтому иск подлежит удовлетворению в условиях того, что оснований для уменьшения подлежащих взысканию денежных средств с учетом конкретных обстоятельств дела в отношении ответчика нет.
Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, суд исходит из следующего.
Статьей 103 ГПК РФ предписано, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, неосвобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4, 61.5 и 61.6 БК РФ, государственной пошлины, предусмотренной абзацами тридцатым и тридцать первым настоящей статьи) - по нормативу 100 процентов.
На основании абзаца 5 пункта 2 статьи 61.3 БК РФ в бюджеты городских округов с внутригородским делением подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины - в соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 БК РФ.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Так как суд пришел к выводу о полном удовлетворении исковых требований военного прокурора Ярославского гарнизона, освобожденного от уплаты государственной пошлины, то возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины в соответствии с вышеприведенными положениями ГПК РФ следует произвести за счет ответчика, взыскав с него в доход бюджета города Ярославля денежную сумму в размере 6528 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск военного прокурора Ярославского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации <данные изъяты> Министерства обороны Российской Федерации (ИНН №) к бывшему курсанту <данные изъяты> <данные изъяты> Киселеву Александру Алексеевичу (ИНН №) удовлетворить.
Взыскать с Киселева Александра Алексеевича:
в пользу <данные изъяты> в возмещение средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку, - 332810 (триста тридцать две тысячи восемьсот десять) рублей 92 копейки;
в доход бюджета города Ярославля в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины, - 6528 (шесть тысяч пятьсот двадцать восемь) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Ярославский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий