Дело №
№
Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Соль-Илецк 19 августа 2024 года
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Власенковой С.В.,
при секретаре Дмитриевой Е.А.,
с участием представителя истца помощника Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области Есютина К.В.,
представителя ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Оренбургской области Шарипова Р.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселения № 12» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области(ФКУ КП-12 УФСИН России по ОРенбургской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области (УФСИН России по Оренбургской области), Федеральной службе исполнения наказаний России (ФСИН России) об обязании обеспечить условия труда осужденных,
установил:
Оренбургский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование которого указал, что августе 2023 г. проведена проверка исполнения администрацией ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области требований уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения закона. В ходе проведенной проверки установлено, что не обеспечивается безопасность осужденных, привлекаемых к оплачиваемому труду на швейном производстве, т.к швейный цех расположен в подвальном этаже, организация производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов, в которых запрещена. Не обеспечивается безопасность осужденных и иных лиц, передвигающихся по территории КП-12 в зимний период времени о стороны скатной стороны крыш зданий, ввиду отсутствия системы снегозадержания и предотвращения его лавинообразного схода. Нарушение в части отсутствия системы снегозадержания КП-12 не устранены. Администрацией исправительного учреждения планировалось произвести расчет потребности систем снегозадержания, в результате осуществить закупку за счет средств дополнительного бюджетного финансирования. По факту размещения в подвальном помещении общежития отряда для осужденных производственных участков и хранения продукции и других предметов ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание начальнику ФКУ КП-12 для устранения нарушений требований пожарной безопасности, со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ однако в установленный срок нарушения не устранены. По выявленным нарушениям в адрес начальника ФКУ КП-12 вынесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений, которые до настоящего времени не устранены. Врио начальника КП-12 дан ответ по результатам рассмотрения представления, согласно которому устранить недостатки не представляется возможным ввиду того, что в КП-12 отсутствует помещение для организации швейного производства. Администрацией КП-12 направлено письмо в УФСИН России по Оренбургской области с просьбой произвести расчет по текущему ремонту здания «Птичник» с последующим ремонтом и перемещением швейного цеха. ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела надзорной деятельности профилактической работы по Соль-Илецкому ГО и Акбулакскому району Управления МЧС России по Оренбургской области выдано повторное предписание об устранении нарушений со сроком до ДД.ММ.ГГГГ В ходе проведенной проверки в КП-12 ДД.ММ.ГГГГ установлено, что указанные нарушения законов не устранены. На следующих зданиях: Трехэтажного общежития с подземным этажом площадью 2 614, 3 кв.м., <адрес>; двухэтажного общежития площадью 730, 5 кв.м., литер Е4; двухэтажного общежития площадью 702, 7 кв.м., <адрес>; двухэтажного общежития площадью 633, 9 кв. м, литер ЕЗ; трехэтажного общежития с подвалом площадью 1 109, кв.м., <адрес>; одноэтажного медпункта, клуба, столовой площадью 666, 5 кв.м., <адрес> одноэтажной бани, прачечной площадью 284, 8 кв.м., <адрес>, находящихся в собственности Российской Федерации, переданных в оперативное управление ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области, расположенных по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий городской округ, <адрес>, имеющих скатные крыши, не оборудованные системами снегозадержания для предотвращения его лавинообразного схода. Осужденные, отбывающие наказание в ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области, привлекаемые к оплачиваемому труду на швейном производстве, осуществляют свою трудовую деятельность в помещении швейного цеха, расположенного в подземном этажа Трехэтажного здания общежития с подземным этажом, <адрес>. Бездействие начальника КП-12 и в целом администрации КП-12, выразившееся в не устранении указанных нарушений закона, несет угрозу жизни и здоровью осужденным, привлекаемым к оплачиваемому труду в швейном цехе, расположенном помещении здания общежития для осужденных, находящегося в подземном этаже, а также осужденным, проживающим в общежитиях со скатными крышами, сотрудникам и работникам КП-12, выполняющих свои должностные обязанности на территории КП-12, иными лицам, находящимся на территории КП-12 возле зданий со скатными крышами в зимнее время.
Просит суд обязать ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области обеспечить условия труда осужденных, отбывающих наказание в ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области, привлекаемых к оплачиваемому труду на швейном производстве, а также хранение продукции, оборудования, мебели и других предметов, в зданиях (помещениях), соответствующих требованиям противопожарного законодательства в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области крыши следующих зданий находящихся у указанного исправительного учреждения в оперативном управлении: трехэтажного общежития с подземным этажом площадью 2614, 3 кв.м., <адрес>; двухэтажного общежития площадью 730, 5 кв.м., <адрес>; двухэтажного общежития площадью 702, 7 кв.м., <адрес>; двухэтажного общежития площадью 633, 9 кв. м, <адрес>; трехэтажного общежития с подвалом площадью 1 109, кв.м., <адрес>; одноэтажного медпункта, клуба, столовой площадью 666, 5 кв.м., <адрес>; одноэтажной бани, прачечной площадью 284, 8 кв.м., <адрес>, находящиеся по адресу: <адрес> <адрес>, имеющих скатные крыши, системами снегозадержания для предотвращения его лавинообразного схода, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца помощник Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> Есютин К.В., исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, по правилам главы 10 ГПК РФ. Представил письменное возражение, в котором указал, что ФКУ КП-12 является самостоятельным юридически лицом, учредителем которого является Российская Федерация, функции и полномочия которой осуществляет Федеральная служба исполнения наказания. При этом собственником имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России. Учреждение по своей организационно-правовой структуре является федеральным казенным учреждением, имеет статус исправительного учреждения и является некоммерческой организацией. В силу положений раздела 4 Устава, управление учреждением осуществляется ФСИН России, УФСИН России по Оренбургской области и руководство учреждения. При этом казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только если это право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы от указанной деятельности поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. При недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по оренбургской области в порядке установленном действующим законодательством.
Представитель ответчиков УФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России Шарипов Р.А. в судебном заседании возражал относительно заявленных требований к УФСИН России по Оренбургской области и ФСИН России, так как ФКУ КП-12 является самостоятельным казенным учреждением, у которого имеется финансовое обеспечение за счет деятельности казенного учреждения. В случае удовлетворения заявленных требований просим увеличить срок исполнения решения до 1 года, ввиду отсутствия финансирования, т.к для выделения денежных средств необходимо соблюдать определенный порядок, который предусмотрен законодательством.
Выслушав представителя истца, не возражавшего против увеличения сроков исполнения указанных недостатков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией РФ.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции рФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и, применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 УИК РФ осужденные имеют право на личную безопасность.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N? 69-Ф3 «О пожарной безопасности», к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится, в том числе разработка утверждаемых Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих противопожарный режим и определяющих требования к оснащению объектов защиты, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N? 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
На основании п. 1, пп. «б» п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N? 1479, настоящие Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности. На объектах защиты запрещается использовать чердаки, технические, подвальные, подземные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов, за исключением случаев, установленных нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с ч.ч. 1, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N? 384-Ф3 регламент о безопасности зданий и сооружений», объектом технического регулирования в указанном Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Указанный Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: 1) механической безопасности; 2) пожарной безопасности; 3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях; 4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях; 5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями; 6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; 7) энергетической эффективности зданий и сооружений; 8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
В соответствии с п.п. 4.8, 6.4.4.7, 9.11 СП 17.13330.2017. Свода правил. Кровли и актуализированной редакции СНиП II-26-76, утвержденного приказом Минстроя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N? 827/пр, при проектировании кровель необходимо предусматривать ограждения и специальные элементы безопасности, к которым относятся крюки для навешивания лестниц, элементы для крепления страховочных тросов и снегозадержания, ступени, подножки, стационарные лестницы и ходовые трапы, эвакуационные платформы, элементы молние защиты зданий и другие. Кроме основных деталей карниза, конька, водоотводящего лотка (желоба) кровля комплектуется также набором кровельных аксессуаров (уплотнителем конька, заглушкой, снеговым барьером и др.). На кровлях зданий с наружным неорганизованным организованным водостоком следует предусматривать снегозадерживающие устройства, которые должны быть закреплены к фальцам кровли (не нарушая их целостности), обрешетке, прогонам или несущим конструкциям крыши. Снегозадерживающие устройства устанавливают на карнизном участке над несущей стеной (0,6 - 1,0 м от карнизного свеса), выше мансардных окон, а также, при необходимости, на других участках крыши.
Аналогичные требования были указаны в ранее действующем Своде правил. Кровли. Актуализированная редакция. СНиП II-26-76, утвержденном приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N? 784.
На основании ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N? 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N? 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтомусущественные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно материалам дела, Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области проведена проверка исполнения администрацией ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области требований уголовно-исполнительного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения закона.
В ходе проверки выявлено нарушение в части не обеспечения администрацией КП-12 безопасности осужденных, привлекаемых к оплачиваемому труду на швейном производстве, так как швейный цех, в нарушение требований ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 13 УИК РФ, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N? 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пп. «б» п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N? 1479, расположен в подвальном (подземном, цокольном) этаже, организация производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов, в которых запрещена.
Также не обеспечивается безопасность осужденных и иных лиц, передвигающихся по территории КП-12 в зимний период со стороны скатной стороны крыш зданий, так как в нарушение требований ч. 1 ст. 10, ч. ст. 13 УИК РФ, п.п. 4.8, 6.4.4.7, 9.11 СП 17.13330.2017. Свода правил. Кровли и актуализированной редакции СНиП II-26-76, утвержденного приказом Минстроя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N? 827 пр, на скатных сторонах кровли крыш зданий, расположенных на территории КП-12 отсутствуют системы снегозадержания и предотвращения его лавинообразного схода.
Нарушение в части отсутствия системы снегозадержания для предотвращения лавинообразного схода снега также не устранено. Администрацией КП-12 планировалось произвести расчет потребности систем снегозадержания, по результаты которого осуществить закупку за счет средств дополнительного бюджетного финансирования.
По факту размещения в подвальном помещении общежития отряда для осужденных производственных участков и хранения продукции и других предметов ДД.ММ.ГГГГ за N? 59/1/1 выдавалось предписание начальнику КП-12 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, со сроками устранения до ДД.ММ.ГГГГ однако нарушение не устранены.
ДД.ММ.ГГГГ по выявленным нарушениям исполняющий обязанности Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях Оренбургской области в адрес начальника ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений действующего законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес спецпрокуратуры поступил ответ Врио начальника ФКУ КП-12 по факту нарушений требований законодательства, по результатам рассмотрения администрацией КП-12 устранить допущенные нарушения не представляется возможным, в связи с отсутствием в КП-12 помещения для организации в нем швейного производства, соответствующего требованиям законодательства. Администрацией КП-12 направлено письмо в УФСИН России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ за № с просьбой произвести расчет по текущему ремонту здания «Птичник», с последующим ремонтом и перемещением швейного цеха.
ДД.ММ.ГГГГ №-В/ПВП начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району Управления МЧС России по Оренбургской области Гаврилиным А.А., выдано повторное предписание об устранении нарушений обязательных требований со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области меры к устранению нарушений закона не приняты.
Поскольку нарушение ответчиком ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области законодательства о пожарной безопасности, правил противопожарного режима, регламента о безопасности зданий и сооружений, нашло свое подтверждение в судебном заседании, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения требований прокурора.
На основании положений статей 123.21, 123.22 ГК РФ, подпункта 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, учитывая, что Российская Федерация в лице ФСИН России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, а также функции ФСИН России как главного распорядителя средств федерального бюджета, данная обязанность должна быть возложена на ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области.
Принимая решение о возложении на ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области соответствующей обязанности, суд на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ и с учетом характера оспариваемого бездействия считает необходимым установить ответчику срок для исполнения возложенной на него обязанности до 30.12.2025г.
В удовлетворении иска к ФСИН России, УФСИН России по по Оренбургской области суд отказывает ввиду отсутствия правовых оснований для удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселения № 12» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Оренбургской области (ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области), Управлению Федеральной службе исполнения наказаний России по Оренбургской области (УФСИН России по Оренбургской области), Федеральной службе исполнения наказаний России (ФСИН России) об обязании обеспечить условия труда осужденных - удовлетворить частично.
Обязать ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области обеспечить условия труда осужденных, отбывающих наказание в ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области, привлекаемых к оплачиваемому труду на швейном производстве, а также хранение продукции, оборудования, мебели и других предметов, в зданиях (помещениях), соответствующих требованиям противопожарного законодательства в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ФКУ КП-12 УФСИН России по Оренбургской области оборудовать крыши следующих зданий находящихся у указанного исправительного учреждения в оперативном управлении: трехэтажного общежития с подземным этажом площадью 2614, 3 кв.м., <адрес>; двухэтажного общежития площадью 730,5 кв.м., <адрес>; двухэтажного общежития площадью 702,7 кв.м., <адрес>; двухэтажного общежития площадью 633,9 кв. м, <адрес> трехэтажного общежития с подвалом площадью 1 109, кв.м., <адрес>; одноэтажного медпункта, клуба, столовой площадью 666,5 кв.м., <адрес>; одноэтажной бани, прачечной площадью 284,8 кв.м., <адрес>, находящиеся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, имеющих скатные крыши, системами снегозадержания для предотвращения его лавинообразного схода, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении иска к ФСИН России, УФСИН России по Оренбургской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья п/п Власенкова С.В.
Решение в окончательной форме составлено 26 августа 2024 года.