5-1257/2022
УИД - 26RS0003-01-2022-000560-34
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24 августа 2022 года г. Ставрополь
Судья Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края Шандер Н.В.,
с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении - Акционерного общества Проектный институт «Ставрополькоммунпроект» - Затонского С. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда города Ставрополя, по адресу: г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 235, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества Проектный институт «Ставрополькоммунпроект», ОГРН №, юридический адрес : 355000, <адрес>,
установил:
Главным государственным инспектором отдела государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № в отношении Акционерного общества Проектный институт «Ставрополькоммунпроект» (далее - АО ПИ «Ставрополькоммунпроект») о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно названному протоколу Управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия 26.11.2021 на основании п. 6 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и в связи с распоряжением Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 16.11.2021 № 9 «Об утверждении программы проверок по контролю за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Нарзанная галерея», 1848 года по адресу: <адрес>, <адрес>» в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, проведен инспекционный визит вышеуказанного объекта.
По результатам контрольного (надзорного) действия - осмотра установлено, что в рамках проведения работ по реставрации и приспособлению для современного использования вышеуказанного объекта культурного наследия проводятся работы по демонтажу ветхой штукатурки с потолков, отбивки штукатурки со стен, ведутся работы по замене конструкций напольных покрытий, по проведению вычинок в каменной кладке фасада, по докомпоновке лицевой поверхности камня в местах выченок. Указанные работы проводятся подрядной организацией обществом с ограниченной ответственностью «СтройГарант», ОГРН №, расположенным по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>. Проведение указанных работ соответствует видам работ указанных в разрешении на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или выявленного объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ № (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ), выданного управлением ООО «СтройГарант».
Кроме того в рамках контрольного (надзорного) мероприятия инспекционный визит установлено, что подрядной организацией ООО «СтройГарант» в нарушении требований ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и требований «ГОСТ Р 56200-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Основные положения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.10.2014 № 1460-ст), при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия не обеспечено хранение журнала авторского надзора, который должен находиться непосредственно на объекте до момента окончания работ по его сохранению, представитель подрядной организации, ответственный за хранение журнала на объекте, не определен приказом по указанной организации.
Авторский надзор при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется АО ПИ «Ставрополькоммунпроект». Согласно п. 9.3 вышеуказанного ГОСТа журнал авторского надзора оформляется руководителем авторского коллектива перед началом проведения работ. Журнал пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется печатью и передается на ответственное хранение подрядной организации (генеральному подрядчику) на основании акта приема передачи документации на срок ведения работ. Представители подрядной организации, ответственные за хранение журнала на объекте, определяются приказом по указанной организации.
С целью оценки соблюдения контролируемым лицом АО ПИ «Ставрополькоммунпроект» обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, при осуществлении авторского надзора при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Нарзанная галерея», 1848 г., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в отношении АО ПИ «Ставрополькоммунпроект» в соответствии с приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении контрольного (надзорного) мероприятия внеплановая документарная проверка» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка, в рамках, которой осуществлено контрольное (надзорное) действие - истребование документов и запрошена у АО ПИ «Ставрополькоммунпроект» заверенная копия журнала авторского надзора, осуществляемого при проведении работ по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия федерального значения «Нарзанная галерея», и заверенная копия акта приема-передачи на ответственное хранение подрядной организации (генеральному подрядчику) журнала авторского надзора на срок ведения работ, согласно требований «ГОСТ Р 56200-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Основные положения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.10 2014 № 1460-ст).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес управления от АО ПИ «Ставрополькоммунпроект» поступили истребованные документы. Согласно записи в представленной копии журнала научного руководства и авторского надзора (при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия) работы по сохранению указанного объекта культурного наследия начаты ДД.ММ.ГГГГ. Контрольное (надзорное) мероприятие инспекционный визит, в рамках которого установлено, что подрядной организацией ООО «СтройГарант» при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия не обеспечено хранение журнала авторского надзора непосредственно на объекте до момента окончания работ по его сохранению, проведено ДД.ММ.ГГГГ. Однако журнал был передан представителю подрядчика для хранения непосредственно на объекте до момента окончания работ по его сохранению, только ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ установлено, что вышеуказанные нарушения допущены юридическим лицом АО ПИ «Ставрополькоммунпроект», в связи, с чем в отношении данного общества составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в Октябрьский районный суд города Ставрополя из Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия поступил материал в отношении Акционерного общества Проектный институт «Ставрополькоммунпроект» об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ указанный материал об административном правонарушении передан на рассмотрение по подведомственности в Кисловодский городской суд Ставропольского края.
Постановлением судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества Проектный институт «Ставрополькоммунпроект» прекращено в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление судьи Кисловодского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено с направлением дела на рассмотрение в Октябрьский районный суд г. Ставрополя.
Определением судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ дело в отношении АО ПИ «Ставрополькоммунпроект» об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принято к производству Октябрьского районного суда города Ставрополя с назначением его рассмотрения в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении АО ПИ «Ставрополькоммунпроект» – Затонский С. А. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не признал, просил о прекращении производства по данному делу, ссылаясь на отсутствие в действиях АО ПИ «Ставрополькоммунпроект» состава вменяемого административного правонарушения и поддержав доводы, приведенные в соответствующем письменном ходатайстве. Сослался на то, что при составлении протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ не было учтено, что согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ журнал авторского надзора и научного руководства за выполнением работ по капитальному ремонту объекта культурного наследия федерального значения «Нарзанная галерея», расположенного на территории Национального парка «Кисловодский», был передан подрядчику представителем АО ПИ «Ставрополькоммунпроект», в связи с чем, Общество не нарушало сроков передачи соответствующего журнала. Также при составлении указанного протокола не принято во внимание письмо подрядчика ООО «СтройГарант» от ДД.ММ.ГГГГ № о передаче обратно на хранение журнала авторского надзора и научного руководства, в связи с отсутствием свободно охраняемого помещения. Впоследствии АО ПИ «Ставрополькоммунпроект» снова передало журнал авторского надзора и научного руководств в ООО «СтройГарант» по акту передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание государственный инспектор отдела государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, надлежащим образом извещенный о времени и месте его проведения, не явился, сведений об уважительности причин неявки сужу не представил, ходатайств и заявлений, в том числе, об отложении судебного заседания, от него не поступало.
Суд полагает возможным рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав объяснения представителя лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В ст. 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены задачи законодательства об административных правонарушениях, к числу которых отнесены защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Согласно акту планового инспекционного визита №-ИВ-Ф от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в соответствии с распоряжением Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 16.11.2021 № 9 «Об утверждении программы проверок по контролю за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Нарзанная галерея», 1848 года по адресу: <адрес>, <адрес>» в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, установлено, что при проведении работ по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия не обеспечено хранение журнала научного руководства и авторского надзора, который должен находится непосредственно на объекте до момента окончания работ по его сохранению, представитель подрядной организации, ответственный за хранение журнала не объекте, не определен приказом по указанной организации (л. д. 25-29).
Как следует из акта внеплановой документальной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, журнал научного руководства и авторского надзора (при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия) передан представителю подрядчика ООО «СтройГарант» для хранения непосредственно на объекте до момента окончания работ по его сохранению, только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, АО ПИ «Ставрополькоммунпроект» нарушены обязательные требования ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и требования ГОСТ Р 56200-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Основные положения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.10.2014 № 1460-ст (л. д. 53-59).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия в отношении АО ПИ «Ставрополькоммунпроект» протокола № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом, использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Действительно, ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации характеризуется как действия (бездействие), совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях.
Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица, проводящие указанные работы, виновные в умышленном невыполнении или нарушении требования о получении разрешения на проведение работ.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
П. 2 ст. 1 названного Федерального закона определяет объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия; формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
Понятие сохранения объекта культурного наследия приведено в ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которой это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
Приказом Росстандарта от 30.10.2014 № 1460-ст утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56200-2014 «Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Основные положения», которым установлен общий порядок организации и осуществления научного руководства и авторского надзора на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации при проведении работ по их сохранению, за исключением работ по сохранению движимых объектов, относящихся к музейному фонду Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 указанного ГОСТ Р 56200-2014 авторский надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия осуществляется в целях обеспечения соответствия выполняемых работ на объекте разработанным проектным решениям.
Исходя из требований пункта 7.9 ГОСТ Р 56200-2014, в частности, обеспечивается контроль соответствия проводимых работ по сохранению объектов культурного наследия разработанным проектным решениям и нормативной документации в сфере сохранения объектов культурного наследия, а также строительным нормам и правилам в части, не противоречащей сохранению объектов культурного наследия.
В силу пункта 3.4 ГОСТ Р 56200-2014 документ, отражающий ведение автором проекта или членами авторского коллектива контроля за производством работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляемого в целях обеспечения соответствия выполняемых работ на объекте разработанным проектным решениям, и являющийся обязательным приложением к научно-реставрационному отчету обозначается как журнал научного руководства и авторского надзора.
В соответствии с требованиями пункта 9.1 ГОСТ Р 56200-2014 журнал научного руководства и авторского надзора, ведение которого осуществляется при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, должен находится непосредственно на объекте до момента окончания работ по его сохранению. Представители подрядной организации делают в журнале отметки о выполнении требований и указаний специалистов, осуществляющих научное руководство и авторский надзор, и несут ответственность за своевременное и качественное их выполнение (пункт 9.7 ГОСТ Р 56200-2014).
В вышеприведенном протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ зафиксированы объяснения генерального директора АО ПИ «Ставрополькоммунпроект» Ионова А.Ч., из которых следует, что «журнал авторского надзора и научного руководства ведется в соответствии с законом РФ с ДД.ММ.ГГГГ. Он был передан подрядчику согласно акту передачи журнала от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно письму подрядчика № от ДД.ММ.ГГГГ он возвратил на временное хранение журнал в АО ПИ «СКП» в ф-ле в <адрес>. Считает, что в действиях АО ПИ «СКП» отсутствует вина, поскольку АО ПИ «СКП» не отвечает за действия ООО «СтройГарант». Также Ионов А.Ч. просил приобщить к материалам дела заверенные копии акта от ДД.ММ.ГГГГ и письма № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СтройГарант».
В материалах дела представлены надлежащие заверенные копии указанных документов - акта от ДД.ММ.ГГГГ и письма № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «СтройГарант», которые обозрены судом в подлинниках в ходе судебного заседания.
Из данных документов следует, что действительно ДД.ММ.ГГГГ составлен акт передачи журнала авторского надзора и научного руководства, согласно которому представителем проектной организации ГИП АО ПИ «СКП» ФИО5, назначенным приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, передан пронумерованный, прошнурованный, скрепленный печатью и подписанный заместителем генерального директора АО ПИ «Ставрополькоммунпроект» ФИО5, действующим на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, журнал на 6 листах по авторскому надзору и научному руководству за выполнением работ по капитальному ремонту объекта культурного наследия федерального значения «Нарзанная галерея», расположенного на территории Национального парка «Кисловодский», и представителем подрядной организации - исполнительным директором ООО «СтройГарант» ФИО6 получен указанный журнал для подписания, заверки печатью и хранения до окончания строительства (л. д. 105-106).
В письме исх. № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя генерального директора начальника отдела ККМ АО ПИ «СКП» ФИО5 исполнительный директор ООО «СтройГарант» ФИО6 в связи с производством демонтажных работ и отсутствием свободного охраняемого помещения просит осуществить хранение журнала авторского надзора в офисе ККМ ПО ПИ «СИП» по адресу: <адрес>, и при необходимости внесения записей передавать вышеуказанный журнал ему, как ответственному за хранение (л. д. 107).
Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ, АО ПИ «Ставрополькоммунпроект» снова передало журнал научного руководства и авторского надзора подрядчику ООО «СтройГарант».
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что с момента начала проведения работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Нарзанная галерея», 1848 года по адресу: <адрес> – с ДД.ММ.ГГГГ соответствующий журнал научного руководства и авторского надзора был своевременно, в соответствии с требованиями действующего законодательства передан АО ПИ «Ставрополькоммунпроект» подрядчику ООО «СтройГарант», однако государственным инспектором Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия данный факт не принят во внимание, в том числе, при составлении протокола № от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд считает, что АО ПИ «Ставрополькоммунпроект» не подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава соответствующего административного правонарушения.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхпроизводство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного, производство по данному делу подлежит прекращению.
Руководствуясь пп. 2 п. 1 ст. 24.5, пп. 2 п. 1 ст. 29.9, ст. ст. 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества Проектный институт «Ставрополькоммунпроект» прекратить в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н. В. Шандер