Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-150/2024 (2-1411/2023;) ~ М-1568/2023 от 14.12.2023

Дело № 2-150/2024    УИД 23RS0027-01-2023-002721-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Лабинск                                 26 марта 2024 года

Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Аблаева С.С.,

при секретаре судебного заседания Дятловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов Краснодарского края к индивидуальному предпринимателю Васильеву В.Е. об обязании устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды,

установил:

Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю (далее - ИП) Васильеву В.Е. об обязании устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

В обоснование иска указано, что Министерством в целях реализации полномочий по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) был направлен запрос в ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» о предоставлении информации о наличии договоров на газоснабжение (с указание реквизитов договоров) и количество потребленного газа за 2022-2023 годы по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. По результатам полученного ответа установлены обстоятельства, создающие предпосылки для возникновения нарушений индивидуальным предпринимателем Васильевым Вячеславом Евгеньевичем (далее - ИП Васильев В.Е.) обязательных требований законодательства Российской Федерации в части невыполнения обязанности по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Согласно полученной информации установлено, что ИП Васильев В.Е., эксплуатирует объект - магазин, расположенный по адресу: <...>, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, который в соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) подлежит постановке на государственный учет в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду». В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» министерством в адрес ИП Васильеву В.Е. направлено предостережение от 10.08.2022 № 1.22/365 ПРЭ, содержащее информацию о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение). Должностным лицом министерства индивидуальному предпринимателю Васильеву В.Е. предостережение вручено лично под роспись 26.09.2022 года. При этом уведомление об исполнении предостережения или возражение в порядке, установленном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.12.2021 № 970 «Об утверждении положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)», в адрес министерства предоставлено не было. ИП Васильевым В.Е., заключен договор ### от 29.09.2017, ### от 25.11.2022 о подключении к сети газораспределения и осуществление получения природного газа для обеспечения хозяйственной и иной деятельности по адресу: Россия, <...>, объем газопотребления с 01.01.2022 года по 31.12.2022 года составил 2,864 тыс. куб.м., объем газораспределения с 01.01.2023 года по 31.05.2023 года составил 1,007 тыс. куб.м., что подтверждает наличие стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, в результате осуществления хозяйственной деятельности ИП Васильевым В.Е. осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (Азот (II) оксид, Углерод оксид, Азота диоксид (Азот (IV) оксид), Сера диоксид (Ангидрид сернистый), Бенз/а/пирен (3,4-Бензпирен) от стационарных источников, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р. При этом ИП Васильевым В.Е. не представлена в министерство заявка о постановке объекта на государственный учет, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, что грубо нарушает нормы законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Закона 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношений подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет (далее - заявка), которая подается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не позднее, чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (пункт 2 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ). Форма заявки утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.08.2022 № 532. Согласно пункту 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет. Критерии отнесения объектов HBOC к объектам I, И, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020. N*2 2398 (далее - Критерии). В силу пункта 4 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки обязаны осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта. Вопреки вышеприведенным требованиям ИП Васильевым В.Е. заявка о постановке на государственный учет объекта, эксплуатируемого и оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в уполномоченный орган не подана; объект, принадлежащий ей на установленном законом праве, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет не поставлен, что подтверждается отсутствием сведений о заявке и об объекте ИП Васильевым В.Е., зарегистрированных в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в государственной информационной системе, предназначенной для ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Бездействие ответчика способствует нарушению прав граждан, установленных статьей 42 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, в том числе их судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации). На основании изложенного истец просил суд: обязать индивидуального предпринимателя Васильева Вячеслава Евгеньевича в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда поставить на государственный учет, объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду расположенный по адресу: <...> (магазин).

    Судом был привлечен к участию в деле третьим лицом ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», поскольку в подготовке ответчик Васильев В.Е. указал, что он долгое время не пользуется газом, хотя природный газ присоединен трубопроводом к его указанному объекту недвижимости.

В судебное заседание третье лицо, а также истец и ответчик не явились, были извещены, от них поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, кроме ИП Васильева В.Е., который игнорирует вызовы в суд и был в суде только на подготовке.

Третьим лицом представлены убедительные материалы о том, что ответчик ИП Васильев В.Е. в данном и предыдущем году пользуется газом, и природный газ присоединен трубопроводом к его указанному объекту недвижимости.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, а также ответчика ИП Васильева В.Е., признав неуважительной его неявку.

Суд, исследовав материалы дела, представленные заявления и сведения, пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

По делу установлено, что в соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 № 1250, министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) осуществляет региональный государственный экологический надзор, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

В соответствии с Положением о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.12.2021 № 970 «Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)», предметом государственного экологического контроля является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному дологическому контролю (надзору).

Министерством в целях реализации полномочий по осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) был направлен запрос в ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» о предоставлении информации о наличии договоров на газоснабжение (с указание реквизитов договоров) и количество потребленного газа за 2022-2023 годы по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. По результатам полученного ответа установлены обстоятельства, создающие предпосылки для возникновения нарушений индивидуальным предпринимателем Васильевым Вячеславом Евгеньевичем (далее - ИП Васильев В.Е.) обязательных требований законодательства Российской Федерации в части невыполнения обязанности по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно полученной информации установлено, что ИП Васильев В.Е., эксплуатирует объект - магазин, расположенный по адресу: <...>, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, который в соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) подлежит постановке на государственный учет в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» министерством в адрес ИП Васильеву В.Е. направлено предостережение от 10.08.2022 <...>, содержащее информацию о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение).

Должностным лицом министерства индивидуальному предпринимателю Васильеву В.Е. предостережение вручено лично под роспись 26.09.2022 года.

При этом уведомление об исполнении предостережения или возражение в порядке, установленном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.12.2021 № 970 «Об утверждении положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)», в адрес министерства предоставлено не было.

Основным видом деятельности ИП Васильева В.Е. является торговля розничная санитарно-техническим оборудованием в специализированных магазинах (ОКВЭД- 47.52.5).

ИП Васильевым В.Е., заключен договор ### от 29.09.2017, ### от 25.11.2022 о подключении к сети газораспределения и осуществление получения природного газа для обеспечения хозяйственной и иной деятельности по адресу: Россия, <...>, объем газопотребления с 01.01.2022 года по 31.12.2022 года составил 2,864 тыс. куб.м., объем газораспределения с 01.01.2023 года по 31.05.2023 года составил 1,007 тыс. куб.м., что подтверждает наличие стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, в результате осуществления хозяйственной деятельности ИП Васильевым В.Е. осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (Азот (II) оксид, Углерод оксид, Азота диоксид (Азот (IV) оксид), Сера диоксид (Ангидрид сернистый), Бенз/а/пирен (3,4-Бензпирен) от стационарных источников, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р.

При этом ИП Васильевым В.Е. не представлена в министерство заявка о постановке объекта на государственный учет, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, что грубо нарушает нормы законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно статьям 1 и 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна основываться, в том числе на следующих принципах: обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; презумпция экологической опасности любой планируемой хозяйственной и иной деятельности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

К числу видов негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определено, что загрязняющее вещество это химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающие установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а также вредное воздействие на жизнь, здоровье человека.

Источниками выбросов являются сооружения, техническое устройство, оборудование, которое выделяет в атмосферный воздух загрязняющие вещества. Стационарными источниками являются источники выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Закона 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области

обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношений подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет (далее - заявка), которая подается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не позднее, чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (пункт 2 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ). Форма заявки утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.08.2022 № 532.

Согласно пункту 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

Критерии отнесения объектов HBOC к объектам I, И, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020. N*2 2398.

В силу пункта 4 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки обязаны осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.

Вопреки вышеприведенным требованиям ИП Васильевым В.Е. заявка о постановке на государственный учет объекта, эксплуатируемого и оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в уполномоченный орган не подана; объект, принадлежащий ей на установленном законом праве, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет не поставлен, что подтверждается отсутствием сведений о заявке и об объекте ИП Васильевым В.Е., зарегистрированных в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в государственной информационной системе, предназначенной для ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Бездействие ответчика способствует нарушению прав граждан, установленных статьей 42 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, в том числе их судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации).

Невыполнение ответчиком обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со статьей 46 ГПК РФ предоставляет государственному органу право обратиться в суд для защиты прав, свобод и законных интересов других лиц.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Министерства природных ресурсов Краснодарского края к индивидуальному предпринимателю Васильеву Вячеславу Евгеньевичу об обязании устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды – удовлетворить полностью.

Обязать индивидуального предпринимателя Васильева Вячеслава Евгеньевича <...> в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда поставить на государственный учет, объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду расположенный по адресу: <...> (магазин).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Лабинский городской суд.

Судья     С.С. Аблаев

Мотивированное решение изготовлено 26.03.2024 г.

2-150/2024 (2-1411/2023;) ~ М-1568/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Ответчики
ИП Васильев Вячеслав Евгеньевич
Другие
ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар»
Суд
Лабинский городской суд Краснодарского края
Судья
Аблаев Сергей Сергеевич
Дело на сайте суда
labins-gor--krd.sudrf.ru
14.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2023Передача материалов судье
15.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2024Подготовка дела (собеседование)
01.02.2024Подготовка дела (собеседование)
05.03.2024Подготовка дела (собеседование)
05.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2024Судебное заседание
26.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2024Дело оформлено
03.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее