УИД Номер
Дело № 12-65/2023
РЕШЕНИЕ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Таштыпский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи ФИО5, рассматривая в открытом судебном заседании жалобу защитника Главы администрации <адрес> на постановление заместителя начальника Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП России по <адрес> – старшего судебного пристава ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Главы администрации <адрес> Чебодаева Николая Васильевича к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП России по <адрес> – старшего судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ Глава администрация <адрес> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Главы администрации <адрес> ФИО3 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Указывая на то, что администрация, будучи должником по исполнительному производству, не имела возможности исполнить вступившее в законную силу решение суда, а именно - обеспечить жилым помещением ФИО4 по объективным, независящим от нее причинам. Ссылаясь на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ Номер-ЗРХ, указывает, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий муниципальным образованиям осуществляется только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из соответствующих бюджетов. Однако денежных средств на обеспечение граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно, дополнительные денежные средства в бюджете Республики Хакасия не предусмотрены. Министерство финансов Республики Хакасия и Министерство образования Республики Хакасия на обращения о предоставлении муниципальному образованию дополнительных денежных средств на обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан не реагируют, дополнительных денежных средств не выделяется. Свободного жилья на территории <адрес> в собственности муниципального образования <адрес> не имеется. Полагает, что вина Главы администрации <адрес> в не предоставлении жилого помещения отсутствует.
В судебное заседание защитник Главы администрации <адрес> ФИО3, не явилась, направила заявление о рассмотрении жалобы в ее отсутствие, доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Административный орган в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 17.15 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Основанием для привлечения административным органом должностного лица – Главы администрации <адрес> к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ послужило неисполнение последним требований судебного пристава-исполнителя, обязывающих исполнить требование, содержащееся в исполнительном листе по предоставлению ФИО4 жилого помещения по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа по гражданскому Номер
С такими выводами административного органа согласиться нельзя.
В соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. При этом, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Таштыпским районным судом ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство Номер-ИП, предметом которого являлось возложение на администрацию <адрес> обязанности предоставить ФИО4 жилое помещение на территории <адрес> Республики Хакасия по договору найма специализированного жилого помещения.
В связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа, ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
Судебным приставом – исполнителем ДД.ММ.ГГГГ выдано требование в срок ДД.ММ.ГГГГ об исполнении обязанности предоставить ФИО4 жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования.
В связи с неисполнением требования в установленный судебным – приставом исполнителем срок, ДД.ММ.ГГГГ в отношении Главы администрации <адрес> ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ и ДД.ММ.ГГГГ Глава администрации <адрес> привлечен к административной ответственности по названной статье.
При этом, в силу части 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация <адрес> в силу статей 1, 2 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ Номер-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» наделена государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей сирот, в том числе по предоставлению им жилых помещений за счет предоставляемых администрации субвенций из бюджета Республики Хакасия.
Согласно статьей 4 указанного Закона Республики Хакасия органы государственной власти Республики Хакасия при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий.
Ввиду недостаточности финансирования <адрес> неоднократно обращался в Министерство финансов Республики Хакасия, Министерство образования и науки Республики Хакасия с вопросом об увеличении размера субвенций, предусмотренных Законом Республики Хакасия на реализацию государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей сирот, в том числе по предоставлению им жилых помещений, во исполнение судебных решений. В обращении приводились списки детей–сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по решению судов, в которых также значится ФИО4
Из представленных в материалы дела документов следует, что на 2023 г. бюджету <адрес> были предусмотрены субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в сумме 28 086 264 руб., в том числе:
- 7 275 881,36 руб. на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений;
- 20 810 382, 64 руб. на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений либо на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, удостоверяемой сертификатом.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на вышеуказанные цели из республиканского бюджета Республики Хакасия поступили в сумме 2 776 666 руб. 67 коп.
Из справки руководителя МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации <адрес>» следует, что в муниципальной собственности <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ свободных жилых помещений, для предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.
Проведено 14 аукционов по приобретению жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам которых заключено 4 муниципальных контракта: на приобретение трех квартир в <адрес>, 1 квартира в <адрес>. 1 аукцион на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находится в стадии рассмотрении заявок. 9 аукционов не состоялось по причине отсутствия заявок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
В обоснование принятия исчерпывающих мер к исполнению решения суда и требований судебного пристава – исполнителя, представлены в материалы дела: обращения Главы муниципального образования к Министру образования и науки Республики Хакасия, Министру финансов Республики Хакасия датированные, в том числе, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
При вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что администрацией <адрес> в лице Главы предпринимались все возможные зависящие от неё меры для своевременного исполнения судебного решения. При отсутствии денежных средств, необходимых для осуществления указанного государственного полномочия из средств республиканского бюджета, не имела реальной возможности для исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
Об обратном, бесспорно свидетельствующем о виновном противоправном бездействии должностного лица, выразившемся в неисполнении содержащихся в названном выше исполнительном документе требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, административным органом обоснований не представлено.
При таких обстоятельствах административным органом не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено названное постановление по делу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Главы администрации <адрес> ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ подлежит отмене – за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено названное постановление.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
постановление заместителя начальника Межрайонного отделения по особо важным исполнительным производствам УФССП России по <адрес> – старшего судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Главы администрации <адрес> ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья ФИО5