Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1189/2022 ~ М-985/2022 от 19.07.2022

32RS0015-01-2022-001739-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Клинцовский городской суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Бондаренко Е.В.,

при секретаре Тимошенко А.П.,

рассмотрев 12 октября 2022 года в г. Клинцы Брянской области в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1189/2022 по исковому заявлению Карпенко Е. В. к ГУ - ОПФР по Брянской области о признании права на снижение пенсионного возраста,

УСТАНОВИЛ:

Карпенко Е.В. обратилась в суд с уточненным иском, в обоснование которого указывает, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию согласно Закону РФ №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Считает данное решение необоснованным.

Указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала на период обучения в зоне отселения - в <адрес>, что дает ей право на снижение возраста выхода на пенсию на 01 год 06 месяцев.

Кроме того, проживание в зоне проживания с правом на отселение более 18 лет дает ей право на снижение возраста выхода на пенсию на 05 лет.

На основании изложенного, просит признать за ней право на снижение возраста выхода на пенсию на 06 лет 06 месяцев согласно ст.ст. 32,33 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В судебное заседание истец Карпенко Е.В. не прибыла, представила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия.

В судебное заседание представитель ГУ - ОПФР по Брянской области не прибыл, представив письменный отзыв, в котором указал, что возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку суммирование величин уменьшения возраста за проживание в разных зонах радиоактивного загрязнения не предусмотрено Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Кроме того, указывает, что период обучения в зоне отселения в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в период проживания в зоне радиоактивного загрязнения, поскольку указанный период проживания носит временный характер. Также просил рассматривать дело без его участия.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, потери кормильца и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях и размерах.

Согласно ст. 28.1. ФЗ от 15.05.1991 г № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Гражданам, указанным в ст.13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1-10,16-18 ч.1 ст. 30 и пунктами 1-6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.

При достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях», при этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному из оснований.

Согласно ст. 32 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.

Согласно ст.33 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона «О страховых пенсиях », на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Частью первой статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9).

Пенсионное обеспечение указанных категорий граждан регулируется разделом 4 «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» вышеуказанного Закона и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Таким образом, Закон гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (ст.3 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») в частности путём назначения пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера, наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, в определённой степени носит компенсационный характер.

Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учётом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.

В судебном заседании установлено, что Карпенко Е.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ОПФР по Брянской области Карпенко Е.В. отказано в установлении пенсии по старости, также указано, что Карпенко Е.В. на дату обращения права на пенсию по старости согласно Закону РФ №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не имеет.

В зоне проживания с правом на отселение, как усматривается из Чернобыльского удостоверения , паспорта истца, Карпенко Е.В. проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проживает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что составляет более 18 лет и дает истцу право выхода на пенсию со снижением возраста на 05 лет.

Из вышеуказанного решения об отказе в установлении пенсии также усматривается, что период обучения Карпенко Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (зона отселения) не может быть включен в период проживания в зоне радиоактивного загрязнения, поскольку указанный период проживания носит временный характер. Сведений о постоянном проживании на территории указанной зоны не имеется.

Из диплома усматривается, что Карпенко Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты>.

Согласно справке <данные изъяты>» Карпенко Е.В. была зарегистрирован на период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>

Доводы ГУ-ОПФР о том, что вышеуказанный период обучения не может быть включен в период постоянного проживания в зонах радиоактивного загрязнения, поскольку указанный период проживания носит временный характер, не основаны на нормах права, поскольку в силу п. 109 Приказа Минтруда России от 04.08.2021 года №538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» определено, что постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренныхЗакономРоссийской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).

Вышеуказанный период проживания установлен в судебном заседании и подтвержден справкой с места жительства истца, где имеются сведения о регистрации Карпенко Е.В. в <адрес>.

Таким образом, проживание в зоне отселения в течение 03 лет 09 месяцев 20 дней, дает Карпенко Е.В. право выхода на пенсию со снижением возраста на 01 год 06 месяцев.

С учётом вышеизложенного, суд считает, что истец имеет право на суммирование льгот по уменьшению пенсионного возраста на 06 лет 06 месяцев согласно ст.ст. 32,33 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Карпенко Е. В. к ГУ - ОПФР по Брянской области о признании права на снижение пенсионного возраста – удовлетворить.

Признать за Карпенко Е. В. право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 06 лет 06 месяцев соответствии со ст.ст. 32,33 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Клинцовский городской суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Бондаренко

Мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

2-1189/2022 ~ М-985/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карпенко Елена Васильевна
Ответчики
Клиентская служба ОПФР в городском округе г. Клинцы
ОПФР по Брянской области
Суд
Клинцовский городской суд Брянской области
Судья
Бондаренко Елена Владимировна
Дело на сайте суда
klyncovsky--brj.sudrf.ru
19.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2022Передача материалов судье
19.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2022Подготовка дела (собеседование)
09.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.09.2022Судебное заседание
12.10.2022Судебное заседание
17.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2022Дело оформлено
26.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее