Судья: Воронкова Е.В. Гр. дело № 33-3595/2022
(№ 2-7723/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара 31 мая 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Катасонова А.В.,
судей Кривошеевой Е.В., Маликовой Т.А.,
при секретаре Корпуховой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Тян Кристины Викторовны на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 6 декабря 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Тян Кристины Викторовны к ТСЖ «104-А» об обязании принять показания, определении суммы оплаты за коммунальные услуги, исключении задолженности из начислений – оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кривошеевой Е.В., объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тян К.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ТСЖ «104-А» с требованиями об обязании принять показания, определении суммы оплаты за коммунальные услуги, исключении задолженности из начислений.
В обоснование своих требований истец указала, что она является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
С января 2019 года истец своевременно подавала показания приборов учета и оплачивала коммунальные услуги, не допуская просрочек или каких-либо нарушений.
В январе 2021 г. поданные истцом показания счетчиков не были приняты ответчиком. 15.01.2021 ею была получена досудебная претензия (исх. №1 от 12.01.2021) от ТСЖ с предложением о необходимости предоставления доступа для осмотра ОДИ (инженерного оборудования: стояков ГВС, ХВС, водоотведения, системы отопления) 15.01.2021 в 19:00.
В тот же день она предоставила письменный ответ о невозможности предоставить доступ в указанное ТСЖ время.
ТСЖ повторно в ее адрес отправили досудебную претензию (Исх. №2 от 15.01.2021), которую она получила по электронной почте 23.01.2021, поскольку ежедневно в электронную почту не заходит, по адресу регистрации ей извещение не направляли, в этот же день она вторично, письменно, направила ответ о невозможности предоставить доступ в указанное время, при этом сроки направления извещения ТСЖ «104-А» соблюдены не были.
24.01.2021 истцом были поданы показания счетчиков ГВС и ХВС за январь 2021 год, которые не были приняты ТСЖ, о чём ТСЖ уведомили ее по электронной почте 24.01.2021, а также уведомили истца о том, что будет произведен расчет по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5 на двух проживающих лиц, и запрошен акт постановки ИПУ на коммерческий учет, и паспорта на ИПУ.
25.02.2021 истцом в адрес ТСЖ направлено письмо (вх. №4 от 25.02.2021) в ответ на вышеуказанное письмо, с приложенными копиями паспортов ИПУ № и №, сопроводительными письмами, копии свидетельств о поверке от 17.03.2015, и актами поверки ИПУ от 20.01.2021. Ввод в эксплуатацию данных ИПУ (постановка на коммерческий учет) произведена 01.02.2019, о чем есть сведения на информационном ресурсе ТИС ЖКХ в открытом доступе, а также просьба принять показания ИПУ за январь и февраль 2021 г. и сделать перерасчет.
В отдельном письме, вх. №6 от 25.02.2021, истец пригласила председателя ТСЖ и представителя Администрации Автозаводского района г.о. Тольятти для приемки и подписания акта выполненных ремонтно-строительных работ и завершении переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме 03.03.2021 в 09:00 (местного времени), и осмотра ОДИ (инженерного оборудования: стояков ГВС, ХВС, водоотведения, системы отопления), вх. № 5 от 25.02.2021.
03.03.2021 был произведен осмотр ИПУ, ОДИ, произведены снятия показаний счетчиков ГВС и ХВС, на осмотре присутствовали: председатель ТСЖ ФИО6, представитель ТСЖ ФИО7, представитель Администрации Автозаводского р-на г.о. Тольятти ФИО8, собственник Тян К.В. и свидетель ФИО2, был составлен и подписан присутствующими акт осмотра. Представители ТСЖ утверждают, что акт ввода в эксплуатацию ИПУ (постановка на коммерческий учет) не предоставлен, потребовали снятия и забора пломб на экспертизу. Истец категорически не согласна с этим, т.к., во-первых, сведения о постановке на коммерческий имеются на информационном ресурсе ТИС ЖКХ в открытом доступе, во-вторых, согласно п. 81(8) Постановления Правительства РФ № 354, - перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета. Если пломбы нет, то показания считаются недействительными и оплата начисляется с применением повышающих коэффициентов. Снятие пломб противоречит правилам, и дает возможность бухгалтерии ТСЖ применить повышенный коэффициент 1,5. Акты поверки ИПУ от 20.01.2021 были предоставлены, а также представители ТСЖ утверждают, что трубы ОДИ замоноличены, в верхней части трубы ХВС имеется ржавчина. Данное утверждение не является правомерным, т.к., переустройство и (или) перепланировка помещения проведена в соответствии с проектом, разработанным в соответствии с санитарно-гигиеническими, противопожарными нормами и правилами, действующими на территории Российской Федерации. Повышенная влажность и конденсат на трубах и стенах отсутствует. То, что представителями ТСЖ названо «ржавчиной на трубе ХВС» является сварочным швом. С актом о завершении переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме № от 03.03.2021 председатель управления ТСЖ ФИО6 не согласилась по надуманным основаниям, не основанным на нормах закона.
11.03.2021 истцом в адрес ТСЖ направлено письмо, с повторной просьбой сделать перерасчет начислений за январь и февраль 2021 г. по показаниям счетчиков ХВС и ГВС, которое также было оставлено без движения. Представители ТСЖ утверждают, что у них отсутствуют акты ввода в эксплуатацию счетчиков ГВС и ХВС, что они не введены в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию данных ИПУ (постановка на коммерческий учет произведена 01.02.2019, о чем есть сведения на информационном ресурсе ГИС ЖКХ в открытом доступе. Квартира была приобретена 02.11.2018 с установленными и введенными в эксплуатацию счетчиками. Счетчик холодной воды №, 2008 года выпуска - поверка 17.03.2015 № (действительно до 17.03.2021, счетчик горячей воды №, 2015 года выпуска - первая поверка через 6 лет, т.е. январь 2021 год.
На оба счетчика была сделана поверка в установленные сроки, а именно 20.01.2021 - №, ХВ, свидетельство №; №, ГВ, свидетельство №. С февраля 2019 г. по декабрь 2020 г. во всех квитанциях начисление за горячую и холодную воду производится по показаниям ИПУ на ГВС и ХВС. Все показания счетчиков принимались бухгалтерией ТСЖ, а значит все документы на ИПУ находились в ТСЖ. Исходя из изложенного, 05.04.2021 истец обратилась к председателю ТСЖ с просьбой о предоставлении копии актов ввода в эксплуатацию ГВС и ХВС, ответа не последовало. С 01.05.2021 истец не проживает в данной квартире, о чем уведомила председателя ТСЖ письменно 30.04.2021 и является нанимателем квартиры по адресу: <адрес>. Истец считает действия ТСЖ «104-А» по превышению тарифов в платежных документах нарушающими ее права и законные и интересы.
В связи с вышеизложенным, с учетом уточнений, истец просила обязать ТСЖ «104-А» принять показания ИПУ с января по сентябрь 2021 год, определить сумму оплаты за коммунальные услуги, которая подлежит оплате Тян К.В. в пользу ТСЖ «104-А» в сумме 20 788,03 руб., в том числе:
- по оплате за холодную воду период январь - сентябрь 2021 г., в размере: 368, 32 (Триста шестьдесят восемь) руб. 32 коп.,
- по оплате за горячее водоснабжение период январь - сентябрь 2021 г., в размере: 115, 10 (Сто пятнадцать) руб. 10 коп.,
- по оплате за теплоноситель в ГВ период январь - сентябрь 2021 г., в размере: 515,32 (Пятьсот пятнадцать) руб. 32 коп.,
- по оплате за водоотведение период январь - сентябрь 2021 г., в размере: 401,10 (Четыреста один) руб. 10 коп.
Исключить из начислений задолженность в сумме: 59 673,93 (Пятьдесят девять тысяч шестьсот семьдесят три) руб. 93 коп., в том числе:
- по оплате за холодную воду период январь - сентябрь 2021 г., в размере: 10 743,57 (Десять тысяч семьсот сорок три) руб. 57 коп.,
- по оплате за горячее водоснабжение период январь - сентябрь 2021 г., в размере: 6046,79 (Шесть тысяч сорок шесть) руб. 79 коп.,
- по оплате за теплоноситель в ГВ период январь - сентябрь 2021 г., в размере: 27280,04 Двадцать семь тысяч двести восемьдесят руб. 04 коп.,
- по оплате за водоотведение период январь - сентябрь 2021 г., в размере: 13875,18 Тринадцать тысяч восемьсот семьдесят пять руб. 18 коп.,
- а также пени и почтовые расходы за период январь - сентябрь 2021 г., в размере: 1457,80 (Одна тысяча четыреста пятьдесят семь) руб. 80 коп.
Судом постановлено указанное выше решение, на которое истцом Тян К.В. принесена апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, в связи с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, и как постановленное при неверном применении норм материального права.
Представитель истца Тян К.В. Ботярова Г.И. в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила ее удовлетворить.
Представитель ответчика ТСЖ «104-а» Уланов С.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, об уважительности причин неявки не сообщили.
В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Тян К.В. является собственником однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 02.11.2018 с ФИО13
При заключении договора ФИО13 были предоставлены справки об отсутствии задолженности по паевым взносам и иным взносам за жилое помещение.
Также истцу были переданы оригиналы следующих документов: свидетельства о поверке на счетчики холодного и горячего водоснабжения от 17 марта 2015 г., оригиналы паспортов на счетчики. Ввод в эксплуатацию данных ИПУ (постановка на коммерческий учет) произведена 01.02.2019, о чем есть сведения на информационном ресурсе ГИС ЖКХ в открытом доступе, однако в настоящее время на сайте данные сведения отсутствуют, поскольку согласно пояснениям представителей ответчика были внесены ошибочно.
Квартира была приобретена 02.11.2018 с установленными счетчиками. Счетчик холодной воды №, 2008 года выпуска - поверка 17.03.2015 г. № (действительно до 17.03.2021, счетчик горячей воды №, 2015 года выпуска - первая поверка через 6 лет, т.е. январь 2021 год.
На оба счетчика сделана поверка в установленные сроки, а именно 20.01.2021 - №, ХВ, свидетельство №; №, ГВ, свидетельство №.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, с февраля 2019 г. по декабрь 2020 Тян К.В. подавались показания приборов учета, расчет потребления коммунальных ресурсов происходил на основании поданных показаний.
В январе 2021 г. поданные истцом показания счетчиков ТСЖ «104-А» (далее - ТСЖ) приняты не были.
15.01.2021 г. Тян К.В. была получена досудебная претензия (исх. №1 от 12.01.2021) от ТСЖ с предложением о необходимости предоставления доступа для осмотра ОДИ (инженерного оборудования: стояков ГВС. ХВС, водоотведения, системы отопления) 15.01.2021г. в 19:00.
В тот же день истец предоставила письменный ответ о невозможности предоставить доступ в указанное ТСЖ время.
ТСЖ повторно в ее адрес отправили досудебную претензию (Исх. №2 от 15.01.2021), которую она получила по электронной почте 23.01.2021.
23.01.2021 Тян К.В. направила ответ о невозможности предоставить доступ в указанное время.
24.01.2021 истцом были поданы показания счетчиков ГВС и ХВС за январь 2021 год, которые не были приняты ТСЖ, о чём ТСЖ уведомило ее по электронной почте 24.01.2021, а также уведомило истца о том, что будет произведен расчет по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5 на двух проживающих лиц, и запрошен акт постановки ИПУ на коммерческий учет, и паспорта на ИПУ.
25.02.2021 истцом в адрес ТСЖ направлено письмо (вх. №4 от 25.02.2021) в ответ на вышеуказанное письмо, с приложенными копиями паспортов ИПУ № (2008) и № (2015), сопроводительными письмами, копии свидетельств о поверке от 17.03.2015 и актами поверки ИПУ от 20.01.2021, а также просьба принять показания ИПУ за январь и февраль 2021 г. и сделать перерасчет.
03.03.2021 комиссией в составе представителей ТСЖ ФИО6 и ФИО10 и в присутствии собственника жилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес>, - Тян К.В. проведен осмотр и проверка индивидуальных приборов учета № (ХВС) и № (ГВС), установлено наличие пломб с указанием их номеров, сняты показания приборов учетов.
В этот же день, 03.03.2021, приемочной комиссией в составе представителей проектной организации ООО «Дедал» - ФИО11, ТСЖ «104-А» - ФИО6, администрации Автозаводского района г. Тольятти – ФИО12 при участии собственника Тян К.В. был составлен акт № о завершении переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, в соответствии с которым ремонтно-строительные работы по переустройству и (или) перепланировки квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, выполнены в соответствии с проектом переустройства и (или) перепланировки, соответствуют порядку проведения ремонтно-строительных работ по переустройству и (или) перепланировки помещений, соблюдены требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические требования, соответствуют строительным нормам и правилам.
11.03.2021 истцом в адрес ТСЖ направлено письмо, с повторной просьбой сделать перерасчет начислений за январь и февраль 2021 г. по показаниям счетчиков ХВС и ГВС, которое также было оставлено без исполнения.
05.04.2021 истец обратилась к председателю ТСЖ с просьбой о предоставлении копии актов ввода в эксплуатацию ГВС и ХВС. Ответа не последовало.
С 01.05.2021 истец не проживает в данной квартире, о чем уведомила председателя ТСЖ письменно 30.04.2021 г. и является нанимателем квартиры по адресу: <адрес>.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Тян К.В., суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 13), Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (ст.ст. 9, 13), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 (п.п. 56, 56(1), 81, 81(12)-81(14), установил, что истцом не были предоставлены ответчику сведения о том, что в ее квартире были приняты в установленном порядке в эксплуатацию индивидуальные приборы учета, и в связи с отсутствием сведений о вводе в эксплуатацию приборов учета, после проведенной проверки 05.03.2021, тем самым истцу было правомерно произведено доначисление в соответствии п. 42 Правил № 354.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и неправильном определении юридически значимых для дела обстоятельств.
В соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (п. 1).
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п. 2).
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 3).
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4).
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом, вследствие иных действий граждан и юридических лиц, а также вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий (пп.пп. 4, 8, 9).
В силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ).
В соответствии со ст. 157 ГК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 80 Правил № 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 (далее Правила № 354), учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно п. 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Согласно п. 81(3) Правил № 354 в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.
Пунктом 81(7) Правил № 354 установлено, что акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета (п. 81(8) Праивл № 354).
В соответствии с п. 82 Правил № 354 исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия,
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
В силу п. 83 Правил № 354 проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год,
Пунктом 85 Правил № 354 определено, что проверки, указанные в подпункте "е(1)" пункта 31, подпункте "г" пункта 32 и пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем и (или) гарантирующим поставщиком в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное:
а) исполнитель, а в случаях, установленных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующий поставщик направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, предусмотренным подпунктом "а" пункта 119 настоящих Правил, извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика к приборам учета;
б) потребитель обязан обеспечить допуск указанных в подпункте "а" настоящего пункта лиц в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить указанным лицам в срок не позднее 2 дней до даты проведения проверки, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило сообщение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки;
в) лица, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, обязаны провести проверку в указанные в подпункте "а" настоящего пункта дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки указанное лицо обязано незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном пунктом 85(1) настоящих Правил;
г) если потребитель не обеспечил допуск представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом "б" настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у указанных лиц отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, такие лица составляют акт об отказе в допуске к прибору учета;
д) лица, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, обязаны провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить допуск таких лиц в помещение для проверки.
Согласно п. 85(1) Правил № 354 указанные в пунктах 62, 81(11), 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.
Акты подписываются представителем исполнителя и включают следующие сведения:
а) дата, место, время составление акта;
б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;
в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;
г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя);
д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);
е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;
ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
В силу п. 85(2) Правил № 354 один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом.
В случае составления предусмотренного пунктом 85 настоящих Правил акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении 3 расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, в том числе указанного в акте, составленном в соответствии с пунктом 56(1), а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5 (п. 85(3) Правил № 354).
Представленными в материалах дела документами подтверждается, что первоначальный собственник квартиры №, расположенного по адресу: <адрес>, являлся ФИО13, принявший жилое помещение от застройщика по акту приема-передачи квартиры от 216.05.2015г. Согласно данному акту приема-передачи, ФИО13 принял квартиру с установленными индивидуальными приборами учета воды и электроэнергии: ГВС - №; ХВС - №; э/энергии - №.
В дальнейшем 02.11.2018г. ФИО13 продал истцу Тян К.В. указанную квартиру по договору купли-продажи, право собственности зарегистрировано 08.11.2018г.
Материалами дела, а именно квитанциями за период с февраля 2019 года по декабрь 2020 года, подтверждается, что плата за коммунальные услуги ГВС, ХВС и электроэнергию начислялась на основании передаваемых истцом показаний приборов учета: ХВС - №; ГВС - №; э/энергии - №.
В марте 2021 года, после проведения осмотра приборов учета, ответчик уведомил истца о том, что ввиду непредставления истцом акта постановки на коммерческий учет приборов учета истцу будут производиться начисления по Правилам № 354 и будут произведены перерасчет и доначисление платы по нормативу по количеству проживающих с повышающим коэффициентом 1,5 за период исковой давности, с ноября 2018 года.
Таким образом, ответчик возложил на истца ответственность за непредставление акта ввода в эксплуатацию приборов учета.
Вместе с тем, как следует из указанных выше пунктов 80, 81,81(7) Правил № 354, к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, такой прибор учета должен быть введен в эксплуатацию, о чем должен быть составлен в 2 экземплярах акт ввода прибора учета в эксплуатацию.
Представленные в материалах дела доказательства, а именно квитанции на оплату коммунальных услуг за период с февраля 2019 года по декабрь 2021 года подтверждают, что ответчиком передаваемые истцом показания приборов учета принимались к учету, плата за коммунальные услуги рассчитывалась исходя из показаний проборов учета.
Таким образом, материалами дела установлено, что ответчик в указанный период знал как об установленных в квартире истца индивидуальных приборах учета, так и о том, что расчет объема потребления коммунальных ресурсов происходит именно на основании передаваемых показаний, тем самым подтверждается факт ввода в эксплуатацию приборов учета: ХВС - №; ГВС - №.
Отсутствие у истца акта ввода в эксплуатацию не может свидетельствовать о допущении истцом нарушений учета объема потребляемых коммунальных ресурсов, поскольку второй экземпляр этого акта должен также хранится у исполнителя, в данном случае ТСЖ «104-А». Пояснениями представителей стороны ответчика подтверждено, что акт ввода в эксплуатацию установленных в квартире истца приборов учета у ТСЖ отсутствует, равно как и у истца.
Принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств исполнения возложенных на него пунктом 82 Правил № 354 обязанностей по проведению проверок состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, а также недостоверности передаваемых показаний приборов учета за период с февраля 2019 года по декабрь 2020 года, само по себе непредставление истцом акта ввода в эксплуатацию приборов учета при фактически сложившихся правоотношениях (принятие ответчиком показаний приборов учета и расчет стоимости потребленного объема коммунальных ресурсов на протяжении длительного периода времени), не может являться основанием для возложения на истца такой меры ответственности как перерасчет объема потребления исходя из норматива и доначисление платы за весь период владения истцом указанной выше квартирой, ввиду отсутствия недобросовестных действий истца.
При этом судебная коллегия учитывает, что проведенной в марте 2021 года проверкой приборов учета установлено, что приборы учета опломбированы, их номера соответствуют номерам, указанным в акте приема-передачи квартиры от 26.05.2015г., допустимость их использования и дальнейшая эксплуатация подтверждаются свидетельствами и актами о поверке, согласно которым следующий поверка должна быть проведена 19.01.2027г.
Кроме того, фактический ввод приборов учетов в эксплуатацию также подтверждается сведениями, размещенными на сайте ГИС ЖКХ, согласно которым приборы учета ХВС - № и ГВС - № были введены в эксплуатацию 01.02.2019г.
Ответы Государственной жилищной инспекции Самарской области о том, что установленные в квартире истца индивидуальные приборы учета на холодное и горячее водоснабжение не введены в эксплуатацию, сами по себе не опровергают установленных по делу обстоятельств, поскольку данные ответы основаны на информации, предоставленной ТСЖ «104-А». Однако, при установленных выше обстоятельствах, отсутствие у ответчика акта ввода в эксплуатацию не может достоверно указывать на неисполнение истцом возложенных на нее пунктом 81 Правил № 354 обязанностей.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение подлежит отмене, с постановлением по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, исходя из показаний индивидуальных приборов учета за период с января по сентябрь 2021 года, а также в части исключения начисленной задолженности за указанный период по нормативам в размере 59 673,93 руб.
При этом, судебная коллегия полагает, что требования истца об определении суммы задолженности по оплате коммунальных услуг в заявленном размере заявлены преждевременно, и удовлетворению не подлежат ввиду положений ст.12 ГК РФ, поскольку истцом попыток для взыскания задолженности не было предпринято за спорный период времени, указанный расчет ответчиком по показаниям приборов учета не производился, права в этой части ответчиком при заявленных истцом обстоятельствах не нарушались. Обязание ответчика принять показания приборов учета для расчета коммунальных услуг за спорный период времени восстановит нарушенные права истца, исходя из предмета и оснований заявленного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 6 декабря 2021 года – отменить.
Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Тян Кристины Викторовны к ТСЖ «104-А» об обязании принять показания, определении суммы оплаты за коммунальные услуги, исключении задолженности из начислений - удовлетворить частично.
Обязать ТСЖ «104-А» произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, в том числе за горячее и холодное водоснабжение за период с января по сентябрь 2021 года, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, исключив начисление задолженности за указанный период по нормативам в размере 59 673, 93 рублей.
Апелляционную жалобу Тян Кристины Викторовны – удовлетворить частично.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>