Дело № 12-125/2019
Р Е Ш Е Н И Е
04 октября 2019 года городской округ город Бор
Судья Борского городского суда Нижегородской области Копкина И.Ю., рассмотрев жалобу представителя Администрации городского округа г.Бор Нижегородской области Гельфановой Ю.И., действующей по доверенности, на постановление главного государственного инспектора городского округа город Бор Нижегородской области по пожарному надзору – начальника ОНД и ПР по городскому округу город Бор Кузнецова А.И. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Администрации городского округа г.Бор Нижегородской области,
У с т а н о в и л:
Постановлением главного государственного инспектора городского округа город Бор Нижегородской области по пожарному надзору – начальника ОНД и ПР по городскому округу город Бор Кузнецова А.И. № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского округа г.Бор Нижегородской области привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.2 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, представитель Администрации городского округа г.Бор Нижегородской области Гельфанова Ю.И. обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит постановление изменить, исключив указание на нарушения, изложенные в пунктах 1-19, 22-26 и снизить размер административного штрафа, указав в обоснование, что привлечено ненадлежащее лицо, поскольку территории населенных пунктов не являются объектами муниципальной собственности, не переданы на каком-либо праве администрации городского округа город Бор. Проверка также проведена в отношении ненадлежащего лица и является незаконной. Здания, сооружения, хозяйственные постройки, расположенные вблизи лесного массива, указанные в пунктах 1, 2, 5, 6, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 26 постановления № не относятся к муниципальной собственности. Земельные участки, на которых расположены объекты в обжалуемых пунктах постановления не находятся в муниципальной собственности. Администрация городского округа г.Бор не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в частной собственности, в т.ч. осуществлять какую-либо деятельность на таких участках (например, по вырубке зеленых насаждений или сносу жилых домов). Аналогичная позиция по пунктам 3, 4, 7-17 постановления, поскольку каждый сарай имеет владельца, именно последний должен соблюдать противопожарные нормы и правила. Администрация не является собственником или иным владельцем деревянных сараев, а также владельцем земельных участков, на которых они расположены. Также не представлено доказательств статуса объектов- временных строений, вида объектов – сараев, доказательств размещения указанных объектов самовольно и без надлежащих разрешений. В судебном заседании представителю Администрации городского округа г.Бор Нижегородской области Гельфановой Ю.И., действующей по доверенности, права, предусмотренные ст.25.5 ч.5 КоАП РФ разъяснены, ходатайство о приобщении к материалам дела копий решения Борского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, апелляционного определения Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, справок Департамента имущественных и земельных отношений администрации городского округа г.Бор от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамента финансов администрации городского округа г.Бор о местном бюджете от ДД.ММ.ГГГГ № – удовлетворено. Доводы жалобы последняя поддержала в полном объеме. Главный государственный инспектор городского округа город Бор Нижегородской области по пожарному надзору - начальник ОНД и ПР по городскому округу город Бор Кузнецов А.И., извещенный о дате и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явился. Ранее представил суду письменный отзыв (л.д.<данные изъяты>), согласно которого следует, что обжалуемое постановление вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, жалоба администрации – необоснованна и не подлежит удовлетворению. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав мнение участников производства по делу об административном правонарушении, обозрев материалы административного дела № по жалобе администрации городского округа город Бор, судья приходит к следующему: В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 и частями 3 - 8 статьи 20.4 данного Кодекса. Частью 2 вышеуказанной статьи устанавливает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима. В ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В этой же статье дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях. В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" на период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды, а также при введении особого противопожарного режима на территориях поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, на предприятиях осуществляются следующие мероприятия: а) введение запрета на разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, на топку печей, кухонных очагов и котельных установок; б) организация патрулирования добровольными пожарными и (или) гражданами Российской Федерации; в) подготовка для возможного использования в тушении пожаров имеющейся водовозной и землеройной техники; г) проведение соответствующей разъяснительной работы с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре. В силу статьи 30 Закона N 69 особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры). Таким образом, требования и дополнительные требования пожарной безопасности могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях правового регулирования. Судом установлено, что на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, изданного в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисова от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Нижегородской области была проведена внеплановая выездная проверка населенных пунктов администрации городского округа г.Бор Нижегородской области: <данные изъяты>, в ходе которой были выявлены нарушения требований нормативных документов по пожарной безопасности, что установлено актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: Останкинский территориальный отдел – <адрес>:
Для населенного пункта, расположенного в лесном массиве, не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарного разрыва до лесного массива не менее 30 метров) – объект строящийся жилой дом, расположен с левой стороны от въезда в деревню со стороны <адрес>, расстояние составляет 15 метров – ФЗ № 122-ФЗ от 22.07.2008г. ст.4 ч.4; Правила противопожарного режима в РФ п.78; СП 4.13130.2013 п.4.14.
Для населенного пункта, расположенного в лесном массиве, не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения – <адрес>; <адрес> (устройство противопожарного разрыва до лесного массива не менее 15 метров) - ФЗ № 122-ФЗ от 22.07.2008г. ст.4 ч.4; Правила противопожарного режима в РФ п.78; СП 4.13130.2013 п.4.14.
Редькинский территориальный отдел – <адрес>:
Временные строения (массив деревянных сараев) располагается на расстоянии менее 15 метров от детского сада «<данные изъяты>» по <адрес> (фактически 6 метров) - Правила противопожарного режима в РФ п.74.
Временные строения (массив деревянных сараев) располагается на расстоянии менее 15 метров от жилого <адрес> (фактически 5 метров) - Правила противопожарного режима в РФ п.74.
Ямновский территориальный отдел – <адрес>:
Для населенного пункта, расположенного в лесном массиве, не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарного разрыва до лесного массива не менее 15 метров) – объект жилой дом (бывшая школа), расположен непосредственно в лесном массиве, расстояние до крайнего жилого дома (въезд со стороны <адрес>) составляет 2 метра – ФЗ № 122-ФЗ от 22.07.2008г. ст.4 ч.4; Правила противопожарного режима в РФ п.78; СП 4.13130.2013 п.4.14.
Память Парижской Коммуны территориальный отдел – <адрес>:
Для населенного пункта, расположенного в лесном массиве, не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения – жилые дома (устройство противопожарного разрыва до лесного массива):
- <адрес> (строящиеся индивидуальные жилые дома) - не менее 30 метров;
- Первый квартал, жилые дома <адрес> – не менее 15 метров – ФЗ № 122-ФЗ от 22.07.2008г. ст.4 ч.4; Правила противопожарного режима в РФ п.78; СП 4.13130.2013 п.4.14.
Временные строения (массив деревянных сараев) располагается на расстоянии менее 15 метров от жилого дома <адрес> (фактически 11 метров) - Правила противопожарного режима в РФ п.74.
Временные строения (массив деревянных сараев) располагается на расстоянии менее 15 метров от жилого дома <адрес> (фактически 9 метров) - Правила противопожарного режима в РФ п.74.
Временные строения (массив деревянных сараев) располагается на расстоянии менее 15 метров от жилого дома <адрес> (фактически 12 метров) - Правила противопожарного режима в РФ п.74.
Временные строения (массив деревянных сараев) располагается на расстоянии менее 15 метров от жилого дома <адрес> (фактически 6 метров) - Правила противопожарного режима в РФ п.74.
Временные строения (массив деревянных сараев) располагается на расстоянии менее 15 метров от жилого дома <адрес> (фактически 10 метров) - Правила противопожарного режима в РФ п.74.
Временные строения (массив деревянных сараев) располагается на расстоянии менее 15 метров от жилого дома <адрес> (фактически 4 и 12 метров) - Правила противопожарного режима в РФ п.74.
Временные строения (массив деревянных сараев) располагается на расстоянии менее 15 метров от жилого дома <адрес> (фактически с левого крыльца вплотную, остальной массив на расстоянии 10 метров) - Правила противопожарного режима в РФ п.74.
Временные строения (массив деревянных сараев) располагается на расстоянии менее 15 метров от жилого дома <адрес> (фактически 12 метров) - Правила противопожарного режима в РФ п.74.
Временные строения (массив деревянных сараев) располагается на расстоянии менее 15 метров от жилого дома <адрес> (фактически 10 метров) - Правила противопожарного режима в РФ п.74.
Временные строения (массив деревянных сараев) располагается на расстоянии менее 15 метров от жилого дома <адрес> (фактически 12 метров) - Правила противопожарного режима в РФ п.74.
Временные строения (массив деревянных сараев) располагается на расстоянии менее 15 метров от общежития по <адрес> (фактически 4 метра) - Правила противопожарного режима в РФ п.74.
<адрес>
18. Для населенного пункта, расположенного в лесном массиве, не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарного разрыва до лесного массива не менее 15 метров) – со стороны дома <адрес> - ФЗ № 122-ФЗ от 22.07.2008г. ст.4 ч.4; Правила противопожарного режима в РФ п.78; СП 4.13130.2013 п.4.14.
Краснослободский территориальный отдел – <адрес>
19. Для населенного пункта д.Рябинки, расположенного в лесном массиве, не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарного разрыва до лесного массива не менее 15 метров) – с юго-восточной стороны жилые дома <адрес> (фактически вплотную) - ФЗ № 122-ФЗ от 22.07.2008г. ст.4 ч.4; Правила противопожарного режима в РФ п.78; СП 4.13130.2013 п.4.14.
<адрес>
20. Источник наружного противопожарного водоснабжения не оборудован площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилейц и забора воды в любое время года (естественный водоем по <адрес> около бывшей котельной) - Правила противопожарного режима в РФ п.80.
21. Источник наружного противопожарного водоснабжения не оборудован площадкой (пирсом) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (естественный водоем по <адрес>) - Правила противопожарного режима в РФ п.80.
<адрес>:
22. Для населенного пункта, расположенного в лесном массиве, не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарного разрыва до лесного массива не менее 15 метров) – жилые дома <адрес> - ФЗ № 122-ФЗ от 22.07.2008г. ст.4 ч.4; Правила противопожарного режима в РФ п.78; СП 4.13130.2013 п.4.14.
Линдовский территориальный отдел – <адрес>:
23. Для населенного пункта, расположенного в лесном массиве, не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарного разрыва до лесного массива не менее 15 метров) – строения (частные жилые дома и хозяйственные постройки), расположенные на земельных участках по <адрес> (участок №), непосредственно примыкают к лесному массиву - ФЗ № 122-ФЗ от 22.07.2008г. ст.4 ч.4; Правила противопожарного режима в РФ п.78; СП 4.13130.2013 п.4.14.
24. Для населенного пункта, расположенного в лесном массиве, не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарного разрыва до лесного массива не менее 15 метров) – строения (частные жилые дома и хозяйственные постройки), расположенные на земельных участках по <адрес> (участок №), расположены на расстоянии 5-10 метров до лесных насаждений - ФЗ № 122-ФЗ от 22.07.2008г. ст.4 ч.4; Правила противопожарного режима в РФ п.78; СП 4.13130.2013 п.4.14.
Кантауровский территориальны орган – <адрес>:
25. Для населенного пункта, расположенного в лесном массиве, не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарного разрыва до лесного массива не менее 15 метров) – северо-восточная часть населенного пункта <адрес> (индивидауальные жилые дома) непосредственно примыкают к лесному массиву - ФЗ № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ст.4 ч.4; Правила противопожарного режима в РФ п.78; СП 4.13130.2013 п.4.14.
<адрес>:
26. Для населенного пункта, расположенного в лесном массиве, не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарного разрыва до лесного массива не менее 30 метров) –индивидаульные жилые дома <адрес>, <адрес> - ФЗ № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ст.4 ч.4; Правила противопожарного режима в РФ п.78; СП 4.13130.2013 п.4.14.
По результатам проверки в отношении Администрации городского округа г.Бор Нижегородской области Главным государственным инспектором городского округа город Бор Нижегородской области по пожарному надзору - начальником ОНД и ПР по городскому округу город Бор Кузнецовым А.И. ДД.ММ.ГГГГ в присутствии представителя администрации городского округа г.Бор был составлен протокол № об административном правонарушении по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным инспектором городского округа город Бор Нижегородской области по пожарному надзору - начальником ОНД и ПР по городскому округу город Бор Кузнецовым А.И., по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении в отношении Администрации городского округа г.Бор Нижегородской области вынесено постановление № о признании Администрации городского округа г.Бор Нижегородской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Привлекая к административной ответственности администрацию городского округа г.Бор Нижегородской области главный государственный инспектор по г.Бор Нижегородской области по пожарному надзору указал, что в соответствии со ст.38 ФЗ от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества: руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Администрация городского округа г.Бор Нижегородской области имея возможность соблюдения установленных требований пожарной безопасности, мер по соблюдению их не приняло. Реализация соблюдения при эксплуатации зданий или помещений в них требований пожарной безопасности находилась в сфере полного контроля юридического лица. На протяжении длительного времени юридическим лицом не выполнялись необходимые меры противопожарной защиты и не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности в вышеуказанных населенных пунктах. В соответствии с п.10 ч.1 ст.16 ФЗ от 16.10.2003г. №131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Согласно ч.ч.1, 2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Выводы Главного государственного инспектора городского округа город Бор Нижегородской области по пожарному надзору - начальника ОНД и ПР по городскому округу город Бор Кузнецова А.И. при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, основаны на имеющихся в деле доказательствах: акте проверки, протоколе об административном правонарушении и иных доказательствах. Так, в силу статьи 20 Закона N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абзац 4 статьи 20 Закона N 69-ФЗ). Закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1). Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила). Частью 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до введения в действие технического регламента, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Свод правил 4.13130.2013, пунктом 4.14 которого определено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно- двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 метров.
Изложенные требования являются по своему характеру первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых в силу вышеуказанных правовых норм является обязанностью органа местного самоуправления, каковым выступает администрация г.Бор.
Вместе с тем требования СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», равно как и ранее действовавшего СНиП 2.07.01-89*, распространяются на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара, однако отделом надзорной деятельности по г. Бор ГУ МЧС России по Нижегородской области не представлено доказательств, когда построены объекты (здания и сооружения), от которых не соблюден противопожарный разрыв до лесного массива.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Так пунктом 74 Правил запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары. Временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.09.2016 N 947). На землях общего пользования населенных пунктов запрещается разводить костры, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме как в местах и (или) способами, установленными органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Пунктом 78 Правил предусмотрено, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
Органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (пункт 80 Правил).
Между тем, проверяя законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления, судья не может согласиться с позицией административного органа, осуществляющего пожарный надзор, относительно нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 5, 6, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 26 постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности.
Ограничившись констатацией выявленных нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 5, 6, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 26 и установлением объективной стороны правонарушения, административный орган не исследовал вопрос о наличии вины органа местного самоуправления в совершении вменяемого административного правонарушения в указанной части.
В силу ч.1 ст.38 ФЗ от 21.12.94 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ обязанность по соблюдению противопожарных и иных правил и нормативов лежит на собственниках земельных участков и землепользователях земельных участков, прилегающих к лесному массиву.
Доказательств того, что Администрация городского округа г.Бор является собственником или землепользователем земельных участков, на которых расположены объекты (здания и сооружения), от которых не соблюден противопожарный разрыв до лесного массива, в материалы дела не представлено как и не представлено сведений о том, что в силу норм Лесного кодекса РФ является собственником земель лесного фонда, и следовательно, вправе распоряжаться и осуществлять какую-либо деятельность на указанных участках, в том числе вправе самостоятельно произвести устройство противопожарного разрыва до лесного массива.
Таким образом, факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица – Администрации городского округа г.Бор Нижегородской области в остальной части, подтверждены совокупностью исследованных должностным органом доказательств, правильность которых сомнений не вызывает.
Порядок и процедура привлечения к административной ответственности по делу соблюдены. Административное наказание назначено Администрации городского округа г.Бор Нижегородской области в пределах санкции ч.2 ст.20.4 КоАП РФ. Однако заслуживает внимание довод представителя заявителя о том, что финансирование расходов администрации г.о.г.Бор осуществляется исключительно за счет средств бюджета городского округа город Бор, а также наличие финансовых трудностей привлекаемого к административной ответственности юридического лица, в связи с чем, просила снизить размер наказания. Согласно ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 названного Кодекса). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.3 ст.4.1 КоАП РФ). Тем не менее, применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в ч.1 ст.4.1 КоАП РФ общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным. При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства. В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации. С учетом изложенных выше правовых положений, обстоятельств, установленных по делу, отсутствия прямой вины Администрации, несоразмерности санкции последствиям правонарушения, суд считает возможным снизить размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, до 100 000 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7 и 30.9 КоАП РФ, судья, пересматривающий дело по жалобе,
Р Е Ш И Л:
Постановление Главного государственного инспектора городского округа город Бор Нижегородской области по пожарному надзору - начальника ОНД и ПР по городскому округу город Бор Кузнецова А.И. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Администрации городского округа г.Бор Нижегородской области изменить, исключив указание на нарушения, изложенные в пунктах 1, 2, 5, 6, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 26. Снизить размер административного штрафа, назначенного администрации городского округа г.Бор Нижегородской области в качестве наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ с 200 000 руб. до 100 000 руб. В остальной части постановление Главного государственного инспектора городского округа город Бор Нижегородской области по пожарному надзору - начальника ОНД и ПР по городскому округу город Бор Кузнецова А.И. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Администрации городского округа г.Бор Нижегородской оставить без изменения, жалобу представителя Администрации городского округа город Бор Нижегородской области Гельфановой Ю.И. без удовлетворения.
Судья - И.Ю.Копкина