№ 2-998/2021 УИД 52RS0012-01-2020-004797-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 мая 2021 года г.о.г. Бор Нижегородской области
Борский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Шабровой А.А., с участием помощника Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора Горбаневой Ю.С.,
при секретаре Тюковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа <адрес> об обязании обустроить места накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок),
установил:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, к Администрации городского округа <адрес> о возложении обязанностей по обустройству мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) в количестве 977 штук. В обоснование исковых требований прокурор указал на следующие обстоятельства.
Межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа <адрес>.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Накопление отходов допускается только на местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований. По информации Министерства экологии и природных ресурсов <адрес> в настоящее время на территории городского округа существует потребность в 997 контейнерных площадках. В результате проверки установлено, что в нарушение требований законодательства, на территории городского округа не в полной мере исполняются требования действующего законодательства по созданию мест (площадок) накопления ТКО, на сегодняшний день не обустроено 997 площадок для сбора ТКО. Уточнив исковые требования, прокурор просил суд возложить на администрацию городского округа <адрес> обязанность обустроить места накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) в количестве 977 штук в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Горбанева Ю.С. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов <адрес> Вахонина Е.В. поддержала позицию Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора.
Представителя ответчика - <адрес> Лезова Д.В. возражала против удовлетворения требований прокурора и пояснила, что, действительно, в настоящее время не в полной мере исполняется законодательство по созданию мест (плщадок) накопления ТКО. Администрацией были поданы сведения в Министерство экологии и природных ресурсов <адрес> о потребности в городском округе на 2021 год 509 штук, 2020 год 514, в настоящее время обустроена 41 площадка. Это вызвано недостаточным финансированием. В случае удовлетворения исковых требований, полагала, что для исполнения решения суда потребуется срок от полутора лет.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления ЖКХ и благоустройства администрации г.о.<адрес> Корзина И.А., МБУ «Управление благоустройства городского округа <адрес>» Хлопкова Е.П., поддержали позицию, изложенную представителем ответчика администрации городского округа <адрес>.
Представители Управления Роспотребнадзора по <адрес>, Департамента финансов администрации городского округа <адрес> в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
В соответствии с п.1 ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ч. 2 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, размещение отходов производства и потребления.
Согласно ч. 1 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 22 названного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ).
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
В силу ст. 21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч.1 ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 13.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
Согласно п.1.2 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ N 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Согласно п.2.1.4"СанПиН 42-128-4690-88.Санитарные правила содержания территорий населенных мест", для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Настоящие Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно п.3 Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.
Допускается приобретение контейнеров и бункеров непосредственно региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Выше указанное следует из положений Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 484.
Так, Основами предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Таким образом, региональный оператор вправе приобрести контейнеры и бункеры, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы.
Однако, следует иметь в виду, что Основы определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не могут устанавливать обязательные требования для регионального оператора в части обязанности приобретения контейнеров и бункеров для ТКО.
Следовательно, участие органов местного самоуправление в деятельности по накоплению ТКО, в том числе заключается и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 64 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены «СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", в соответствии с которыми контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно (пункт 8.2.4). Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (пункт 8.2.5).
Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.
Анализ исполнения законодательства в данной сфере показал, что администрацией городского округа <адрес> не в полной мере исполняются требования действующего законодательства по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
По информации Министерства экологии и природных ресурсов <адрес> в настоящее время на территории городского округа существует потребность в 1023 контейнерных площадках, а также соответствующих подъездных путях к ним, что в свою очередь негативно влияет на санитарно-эпидемиологическое и экологическое состояние муниципального образования, способствует несанкционированному складированию ТКО на не оборудованных для этого местах.
Отсутствие достаточного количества контейнерных площадок в городском округе <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и может привести к организации несанкционированных свалок.
В целях устранения допущенных нарушений действующего законодательства в адрес администрации городского округа <адрес> прокурором ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства №, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
Постановлением администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории городского округа <адрес>.
Органом местного самоуправления определена потребность в контейнерных площадках для накопления ТКО на ДД.ММ.ГГГГ год 514, на 2021 год 509.
Однако, в настоящее время из заявленного числа обустроена 41 площадка.
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
При таких обстоятельствах, требования прокурора суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ответчиком суду представлен контракт № на выполнение работ по созданию (обустройству) контейнерных площадок от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, учитывая принятые администрацией городского округа <адрес> меры по выполнению требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, суд считает возможным установить срок его исполнения - в течение года со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку исполнение решения может занять определенное количество времени.
При этом суд отмечает, что основной моделью накопления ТКО является накопление отходов в контейнерах, расположенных на оборудованных контейнерных площадках, что обеспечивает снижение расходов на накопление и вывоз отходов. В соответствии с требованиями п.ДД.ММ.ГГГГ СанПин 42-128-4690-88 запрещается применение «поквартирной» системы удаления твердых бытовых отходов, применение указанной системы возможно в виде исключения. Вместе с тем, организация контейнерных площадок не исключат возможности использовать другие модели накопления твердых коммунальных отходов при наличии экономической целесообразности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Возложить на администрацию городского округа <адрес> обязанность обустроить места накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) в количестве 977 штук в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в течение 1 года с моменты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья А.А. Шаброва