2-1362/2023
11RS0006-01-2023-002271-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Усинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Юхниной О.С.,
при секретаре судебного заседания Садыковой А.В.,
с участием помощника прокурора г.Усинска Умновой Б.О.,
рассмотрев 18 декабря 2023 года в г.Усинск Республики Коми в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калимуллина И. Р. к Администрации муниципального округа «Усинск» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного увечьем здоровью,
установил:
Калимуллин И.Р. обратился в суд с исковым заявлением к АМО «Усинск», в котором указал, что дд.мм.гггг. около ... возле торца ... он подвергся нападению бродячей собаки, у которой не было ошейника и хозяина рядом. После нападения он обратился в приемный покой ГБУЗ РК «УЦРБ», где его осмотрел врач, обработали рану, сделали антирабическую вакцину. Всего вакцину будут делать до февраля 2024г. (6 доз). От укуса, в процессе обработки раны и вакцинации он испытал физическую боль, испуг при передвижении по городу. Из-за назначенного графика вакцинации ему пришлось отпрашиваться с работы. Все это в совокупности причинило ему моральный вред. Просил суд взыскать с ответчика компенсацию причиненного морального вреда в размере 100000 руб.
В судебном заседании истец заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал. Пояснил, что направлялся домой в обеденное время, собака подскочила сзади и внезапно и укусила за левую ногу. У нее были клипсы в ушах, отсутствовал ошейник, и животное было очень грязным, когда-то белого окраса. Из этих признаков он сделал вывод, что собака – бесхозная. Чтобы пройти, он стал шуметь на нее пытаясь отогнать, но собака с остальными такими же не уходила с пути, продолжала рычать и проявлять агрессию. Ему пришлось уйти и добираться до дома в обход. Ранее он уже подвергался в этом месте нападению собаки. Вакцину по этой причине получает в увеличенной дозе, чувствует себя после каждого укола плохо (температура, озноб).
Ответчик – АМО «Усинск», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В своем отзыве АМО «Усинск» возражали против удовлетворения исковых требований. Указали, что согласно выписке из Журнала учета, заявок на отлов животных без владельцев по адресу: ... в ноябре 2023 не поступало. По информации МКУ «Городское хозяйство», ранее из пункта содержания животных без владельцев гражданкой Свидетель №1 были приняты 10 собак для содержания по адресу..., ..., то есть, вблизи места нападения собаки на истца. Исходя из этого, нельзя исключить тот факт, что вред истице мог быть причинен собакой, у которой имеется владелец. Поскольку АМО «Усинск» фактически исполнили возложенные на нее государственные функции по отлову и содержанию безнадзорных животных, по принятию соответствующих муниципально-правовых актов, причиненный вред не был результатом виновного бездействия ответчика.
Суд, заслушав объяснения истца, заключение помощника прокурора г.Усинска, полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению со снижением размера компенсации до разумных пределов, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Федеральным законом "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 27.12.2018 N 498-ФЗ установлено, что деятельность по обращению с животными без владельцев представляет собой деятельность, включающую в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом (ст.3)
Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя, в том числе, отлов животных без владельцев, в их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Методические указания по предотвращению причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан утверждаются Правительством Российской Федерации (ст.18).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся:
- установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них;
- установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;
- установление порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями;
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации (ст.7).
Законом Республики Коми от 01.12.2015 N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Постановлением Правительства РК от 30.01.2020 N 41 утвержден «Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Коми», в соответствие с которым, к исполнению мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев могут привлекаться в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, юридические лица и индивидуальные предприниматели (п.6).
С целью реализации требований действующего законодательства постановлением АМОГО «Усинск» от 20.12.2021 №2124 создано МКУ «Городское хозяйство» администрации МОГО «Усинск». Согласно пп.1 п.2.3 Устава учреждения, МКУ «Городское хозяйство» осуществляет деятельность по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа. Приказом УЖКХ АМОГО «Усинск» от 24.01.2022 №5 определен Порядок взаимодействия МКУ «Городское хозяйство» и УЖКХ АМОГО «Усинск» при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории МОГО «Усинск», в соответствии с которым, учреждение должно осуществлять плановый отлов животных без владельцев, в соответствии с планом-графиком, а также по обращениям граждан о покусах или агрессии.
В судебном заседании установлено, что дд.мм.гггг. Калимуллин И.Р. в обратился к врачу-травматологу-ортопеду с жалобой на . Бытовая травма. Укусила чужая собака. Обработано антисептиком. Перевязки через день. АДСМ 1.0. Нурофен при болях. Показан курс безусловной антирабической вакцины (КОКАВ 6 доз).
На дату рассмотрения дела истцу сделано 5 инъекций.
Исходя из выписки Журнала учета заявок на отлов животных без владельцев, в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. заявок на отлов собак в районе ..., в МКУ «Городское хозяйство» не поступало. Истец пояснил, что бродячие собаки там бегают давно, скорее всего, прибегают с Пионерного. О том, что можно куда-то обратиться по поводу отлова бродячих собак, ему не известно.
После поступления искового заявления в Усинский городской суд ответчик сведений о предпринятых мерах по поводу указанных в иске обстоятельств не представил.
Согласно объяснениям истца, собака имела клипсы в ушах, бегала без хозяина и без ошейника, была очень грязной, то есть, являлась бесхозяйной (бродячей), вела себя агрессивно, напала на Калимуллина И.Р. в отсутствие провокации с его стороны.
По запросу суда из МКУ «Городское хозяйство» г.Усинска поступили сведения на отловленных собак, переданных впоследствии Свидетель №1 Истец на фотографиях напавшую на него собаку не опознал. Свидетель №1, будучи вызванной в суд в качестве свидетеля, не явилась, о причинах неявки не сообщила. То есть, материалами дела и объяснениями истца не подтверждается нападение на Калимуллина И.Р. дд.мм.гггг. собаки Свидетель №1
Таким образом, в связи с ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления МО «Усинск» требований закона по обеспечению безопасности на территории МО «Усинск» в рамках переданных государственными органами Республики Коми полномочий по обращению с животными без владельцев, здоровью истца были причинены физические и нравственные страдания (моральный вред). Нравственные страдания выразились в пережитом испуге, неудобстве от процедуры вакцинации (необходимо отпрашиваться с работы). Физические – в боли от укуса, при обработке раны, при вакцинации, плохом самочувствии от самой вакцины, которая ему была назначена в увеличенной дозе, поскольку ранее на него уже нападали бродячие собаки в том же районе, и он уже делал вакцинацию.
Следовательно, требования истца о взыскании с ответчика в его пользу компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями статей 151, 1101 ГК РФ, суд определяет размер такой компенсации в сумме 50000 руб., считая ее обоснованной и соответствующей обстоятельствам, установленным в судебном заседании.
Руководствуясь статьями 198-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Калимуллина И. Р. к Администрации муниципального округа «Усинск» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного увечьем здоровью удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации муниципального округа «Усинск» в пользу Калимуллина И. Р. компенсацию морального вреда в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Усинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.С.Юхнина
Мотивированное решение составлено 19.12.2023
Председательствующий О.С.Юхнина