Дело № 2-2627/2023
УИД: 05RS0012-01-2023-003118-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Дербент 30 ноября 2023 года
Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Наврузова В.Г., при секретаре судебного заседания Салимовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес изъят> Морозова А.С. в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Исмиханову Рамизу Керимовичу о признании деятельности АГЗС «РИКОЙЛ», а также иных лиц по эксплуатации АГЗС «РИКОЙЛ», расположенной по адресу <адрес изъят> незаконной;
Обязании руководителя (иных уполномоченных лиц), привести осуществляемую деятельность АГЗС «РИКОЙЛ» по эксплуатации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, а именно:
- привести в соответствии с требованиями действующего законодательства расстояние от резервуаров СУГ и жидкого моторного топлива до стены общественного здания (школа);
- установить экран из негорючего материала высотой не менее 2 м между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом;
- привести в исправное состояние имеющуюся в помещениях АЗС система автоматической пожарной сигнализации;
- оснастить резервуары для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ);
- установить указатели направлений движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения;
- осуществлять наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ с ис-пользованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара;
- привести в исправное состояние стационарные системы водяного орошения предназначенные для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ;
- оборудовать территорию АЗС нормативным количеством первичных средств пожаротушения;
- на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, установить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- представить документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы, клапаны, вентили и др.);
- представить документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного топлива;
- представить декларация пожарной;
- допуск к работе на объекте осуществлять после прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
- устранить неисправность системы громкоговорящей связи на АЗС.
Обязании руководителя (иных уполномоченных лиц), привести осуществляемую деятельность АГЗС «РИКОИЛ» по эксплуатации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, а именно:
- обеспечить аварийную остановку технологического оборудования автозаправочной станции (не установлены электромагнитные клапана).
- провести аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций;
- заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно- спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями;
- устранить отклонение, от проектной документации выразившееся в установке дополнительного резервуара;
- установить сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно;
- привести к установленным требованиям сливо-наливные рукава;
- издать приказ резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварий и их последствий безопасности опасных производственных объектов;
- провести проверку средства измерений (манометры);
- провести текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале;
- провести контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств.
Приостановить деятельность АГЗС «РИКОИЛ», до устранения вышеуказанных нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес изъят> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Исмиханову Рамизу Керимовичу о признании деятельности АГЗС «РИКОЙЛ», расположенной по адресу <адрес изъят>, ул. <адрес изъят> незаконной и обязании ответчика привести осуществляемую деятельность по эксплуатации АГЗС в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В последующем уточнил исковые требования и просил суд:
Обязать руководителя (иных уполномоченных лиц), привести осуществляемую деятельность АГЗС «РИКОЙЛ» по эксплуатации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, а именно:
- привести в соответствии с требованиями действующего законодательства расстояние от резервуаров СУГ и жидкого моторного топлива до стены общественного здания (школа);
- установить экран из негорючего материала высотой не менее 2 м между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом;
- привести в исправное состояние имеющуюся в помещениях АЗС система автоматической пожарной сигнализации;
- оснастить резервуары для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ);
- установить указатели направлений движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения;
- осуществлять наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ с ис-пользованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара;
- привести в исправное состояние стационарные системы водяного орошения предназначенные для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ;
- оборудовать территорию АЗС нормативным количеством первичных средств пожаротушения;
- на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, установить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- представить документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы, клапаны, вентили и др.);
- представить документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного топлива;
- представить декларация пожарной;
- допуск к работе на объекте осуществлять после прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
- устранить неисправность системы громкоговорящей связи на АЗС.
Обязать руководителя (иных уполномоченных лиц), привести осуществляемую деятельность АГЗС «РИКОИЛ» по эксплуатации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, а именно:
- обеспечить аварийную остановку технологического оборудования автозаправочной станции (не установлены электромагнитные клапана).
- провести аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций;
- заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно- спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями;
- устранить отклонение, от проектной документации выразившееся в установке дополнительного резервуара;
- установить сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно;
- привести к установленным требованиям сливо-наливные рукава;
- издать приказ резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварий и их последствий безопасности опасных производственных объектов;
- провести проверку средства измерений (манометры);
- провести текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале;
- провести контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств.
Приостановить деятельность АГЗС «РИКОИЛ», до устранения вышеуказанных нарушений.
Исковые требования с учетом уточнений мотивированы тем, что во исполнения поручения прокуратуры Республики Дагестан от 15.08.2023 прокуратурой города 16.08.2023 с привлечением специалистов ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД и Кавказского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности АГЗС «РИКОИЛ», расположенной по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, принадлежащая ИП Исмиханову Р.К.
В ходе проверки АГЗС «РИКОИЛ» выявлены следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности:
- расстояние от резервуаров СУГ и жидкого моторного топлива до стены общественного здания (школа) составляет менее 60 метров, (фактически 40 метров) (таблица 5, СП 156.13130.2014);
- между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- имеющаяся в помещениях АЗС система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (п.54, Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); |
- резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматической;; предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- отсутствуют указатели направлений движения к источникам наружной противопожарного водоснабжения (п. 48 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
- наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара, (п.7.24 СП 156.13130.2014);
- стационарные системы водяного орошения предназначенные для обеспечение охлаждения наземного оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ находятся в неисправном состоянии (п.8.50 СП Г56.13130.2014);
- территория АЗС не укомплектована нормативным количеством первичных средств пожаротушения (п.389 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
- на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не мене; 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и ( Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- не представлены документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости трубопроводы, клапаны, вентили и др.) (п. 373 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
- не представлены документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного топлива (п. 7.10, СГ 156.13130.2014);
- не представлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федеральное» закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2021 года № 1479);
- система громкоговорящей связи на АЗС находится в неисправном состоянии (и. 6.34 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Указанные нарушения подтверждаются представленной информацией ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГО МЧС России по РД от 30.08.2023.
Также в ходе проверки специалистом Кавказского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору выявлены следующие нарушения законодательства при осуществлении деятельности автозаправочной станцией:
- в нарушении п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 24 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 530 не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции (не установлены электромагнитные клапана).
- в нарушении п. 1 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пи з) п. 228 и пи а) п. 229 ФНП в области промышленной безопасности № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» не представлены (отсутствуют) документы подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций.
- в нарушении п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не представлен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями.
- в нарушении ст. 8, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 9 ФНП «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» № 536 от 15.12.2020 при эксплуатации ОПО допущено отклонение, от проектной документации выразившееся в установке дополнительного резервуара (подземного или надземного) в котором находится СУГ.
- в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 93, 94 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 отсутствуют сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно
- в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 169 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 сливо-наливные рукава не отвечают установленным требованиям (не представлены результаты гидравлических испытаний сливо-наливных рукавов СУГ; на рукавах отсутствуют обозначения с датой проведенного испытания и датой последующего испытания).
- в нарушении ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не представлен приказ резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварий и их последствий.
- в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 86 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 средства измерений (манометры) эксплуатируются с истекшим сроком поверки; На циферблате или корпусе показывающих манометров отсутствует обозначенное значение, соответствующее рабочему давлению.
- в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 76 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 не проводится текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале.
- в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 92 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 не проводится контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств.
Указанные нарушения подтверждаются представленной информацией специалистом Кавказского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18.08.2023.
В ходе проверки АГЗС «РИКОИЛ» выявлены следующие нарушения требований градостроительного законодательства:
- автозаправочная станция построена рядом с общеобразовательным учреждением с западной стороны на расстоянии менее 50 м. и коммерческим объектам с северной и южной стороны на расстоянии менее 25 м., чем нарушены СП 156.13130.2014.
Указанные нарушения подтверждаются представленной информацией начальником управления архитектуры и градостроительства ГО «город Дербент» от 21.08.2023.
Согласно полученной информации начальника ЭГС г. Дербент МУ «Самурское» ООО «Газпром газораспределение Дагестан» и согласно акту обследования газопровода с выявленными нарушениями охранных зон № 1 от 17.08.2023 подземный газопровод среднего давления диаметром 104 мм проходил по границе АГЗС (расстояние 7 м.), что нарушает установленные нормы предусмотренные СП 62.13330.2011.
Просит суд уточненные исковые требования к ИП Исмиханову Р.К. и АГЗС «РИКОИЛ» о признании деятельности АГЗС «РИКОИЛ», а также иных лиц по эксплуатации АГЗС «РИКОИЛ», расположенной по адресу: РД, <адрес изъят>, незаконной и о приостановлении деятельности АГЗС «РИКОИЛ» и обязать устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, удовлетворить.
Стороны, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив и исследовав имеющиеся материалы дела, доводы истца, в силу ч.2 ст.12 ГПК РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г.Дербента во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан от 15.08.2023 года прокуратурой города 16.08.2023 года с привлечением специалистов ОНД и ПР № 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД и Кавказского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности АГЗС «РИКОИЛ», расположенной по адресу: РД, <адрес изъят>, <адрес изъят> принадлежащая ИП Исмиханову Р.К.
Проведенной проверкой выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности:
- расстояние от резервуаров СУГ и жидкого моторного топлива до стены общественного здания (школа) составляет менее 60 метров, (фактически 40 метров) (таблица 5, СП 156.13130.2014);
- между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом отсутствует экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- имеющаяся в помещениях АЗС система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (п.54, Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»); |
- резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматической;; предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- отсутствуют указатели направлений движения к источникам наружной противопожарного водоснабжения (п. 48 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
- наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара, (п.7.24 СП 156.13130.2014);
- стационарные системы водяного орошения предназначенные для обеспечение охлаждения наземного оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ находятся в неисправном состоянии (п.8.50 СП Г56.13130.2014);
- территория АЗС не укомплектована нормативным количеством первичных средств пожаротушения (п.389 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
- на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не мене; 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и ( Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- не представлены документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости трубопроводы, клапаны, вентили и др.) (п. 373 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
- не представлены документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного топлива (п. 7.10, СГ 156.13130.2014);
- не представлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федеральное» закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2021 года № 1479);
- система громкоговорящей связи на АЗС находится в неисправном состоянии (и. 6.34 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Указанные нарушения подтверждаются представленной информацией ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГО МЧС России по РД от 30.08.2023.
Кроме того, в ходе проверки специалистом Кавказского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору выявлены следующие нарушения законодательства при осуществлении деятельности автозаправочной станцией:
- в нарушении п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 24 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 530 не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции (не установлены электромагнитные клапана).
- в нарушении п. 1 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пи з) п. 228 и пи а) п. 229 ФНП в области промышленной безопасности № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» не представлены (отсутствуют) документы подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций.
- в нарушении п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не представлен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями.
- в нарушении ст. 8, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 9 ФНП «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» № 536 от 15.12.2020 при эксплуатации ОПО допущено отклонение, от проектной документации выразившееся в установке дополнительного резервуара (подземного или надземного) в котором находится СУГ.
- в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 93, 94 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 отсутствуют сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно
- в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 169 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 сливо-наливные рукава не отвечают установленным требованиям (не представлены результаты гидравлических испытаний сливо-наливных рукавов СУГ; на рукавах отсутствуют обозначения с датой проведенного испытания и датой последующего испытания).
- в нарушении ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не представлен приказ резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварий и их последствий.
- в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 86 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 средства измерений (манометры) эксплуатируются с истекшим сроком поверки; На циферблате или корпусе показывающих манометров отсутствует обозначенное значение, соответствующее рабочему давлению.
- в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 76 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 не проводится текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале.
- в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 92 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 не проводится контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств.
Указанные нарушения подтверждаются представленной информацией специалистом Кавказского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18.08.2023.
В ходе проверки АГЗС «РИКОИЛ» выявлены следующие нарушения требований градостроительного законодательства:
- автозаправочная станция построена рядом с общеобразовательным учреждением с западной стороны на расстоянии менее 50 м. и коммерческим объектам с северной и южной стороны на расстоянии менее 25 м., чем нарушены СП 156.13130.2014.
Указанные нарушения подтверждаются представленной информацией начальником управления архитектуры и градостроительства ГО «город Дербент» от 21.08.2023.
Также согласно полученной информации начальника ЭГС г. Дербент МУ «Самурское» ООО «Газпром газораспределение Дагестан» и согласно акту обследования газопровода с выявленными нарушениями охранных зон № 1 от 17.08.2023 подземный газопровод среднего давления диаметром 104 мм проходил по границе АГЗС (расстояние 7 м.), что нарушает установленные нормы, предусмотренные СП 62.13330.2011.
В соответствии с п.92 Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива, техническое обслуживание измерительных приборов и средств автоматики безопасности выполняется с учетом эксплуатационной документации изготовителей.
Стороной ответчика не представлено доказательств организации технического обслуживания измерительных приборов и средств автоматики безопасности на АЗС станция газозаправочная автомобильная, с учетом эксплуатационной документации изготовителей, в связи с чем, данные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.95 Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива, проверка срабатывания устройств сигнализации и блокировки автоматики безопасности должна проводиться не реже одного раза в месяц.
В то время, как в соответствии с п. 2.3. Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, утвержденных Приказ Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116, записи о проведении предусмотренных производственными инструкциями и графиками осмотров оборудования, проверок исправности средств световой и звуковой сигнализации, контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств, работоспособности резервного оборудования, срабатывания приборов (устройств) автоматики безопасности и иных выполняемых персоналом работ (далее - проверка оборудования) должны отражать сведения о времени и результатах их проведения с указанием фамилий и должностей или специальностей лиц, проводивших проверку (согласно штатному расписанию эксплуатирующей организации), а также подтверждаться подписью лица из их числа, внесшего данную запись в журнал.
Форма журналов и порядок внесения в них записей о выявленных персоналом при осмотре и проверке работающего оборудования замечаниях (дефектах), не требующих его аварийной остановки, должны предусматривать ознакомление с ними лица (лиц), ответственного (ответственных) за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, для принятия мер к оперативному устранению с внесением последующей записи об устранении замечания лицом, выполнившим данные работы или осуществлявшим руководство их проведением, с указанием фамилии, должности (специальности), а также подтверждением факта устранения подписью ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования.
В соответствии со статьями 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности " разработан Свод правил 5.13130.2009, утвержденный приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 175, являющийся нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.
Настоящий свод правил устанавливает основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУЛ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Доказательств установления системы автоматической пожарной сигнализации, стороной ответчика не представлено.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ " О пожарной безопасности " под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности " оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:
1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре ;
3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;
4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;
5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;
6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;
Доказательств наличия системы оповещения при пожаре, стороной ответчика не представлено.
Ответчиком не представлены доказательства наличия устройства систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности надземного (наземного) оборудования с СУГ в случае пожара (ФЗ от 22.08. 2008 года N 123-ФЗ пункт 4 статьи 4, пункт 1 статьи 6; пункты 8.44, 8.50 СП 156.13130.2014 (до утверждения настоящего Свода правил пункт 24 прил. IV НПБ 111-98).
В соответствие со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.
Обеспечение о соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей являются одним из мероприятий по профилактике терроризма.
Статьей 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года № 116-ФЗ установлено, что объекты, в которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а так же возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.
В силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 года № 99-ФЗ деятельность по эксплуатации взрывопожароопасноных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербы, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Так правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в силу п.1 ст. 9 которого организация, эксплуатирующая опасные производственный объект, обязана: соблюдать положения данного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, а так же федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Приоритет мер предупреждения и профилактики терроризма согласно ст. 130 Федерального закона РФ Федеральный закон от 06.03.2006 года № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» является одним из основных принципов борьбы с терроризмом.
Деятельность АГЗС «РИКОИЛ» без обеспечения надлежащих мер безопасности и соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности создает реальные условия и возможность для совершения актов терроризма, что может повлечь тяжкие последствия в виде человеческих жертв и причинение существенного материального ущерба.
Таким образом, дальнейшая эксплуатация АЗС с нарушениями норм и правил пожарной безопасности может повлечь за собой человеческие жертвы, поскольку жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его (водители транспортных средств, сотрудники контролирующих органов и т.д.) подвергаются опасности.
В связи с чем, суд считает уточненные исковые требования к ИП Исмиханову Р.К. и АГЗС «РИКОИЛ» о признании деятельности АГЗС «РИКОИЛ», а также иных лиц по эксплуатации АГЗС «РИКОИЛ», расположенной по адресу: РД, <адрес изъят>, <адрес изъят> незаконной, о приостановлении деятельности АГЗС «РИКОИЛ» и обязать устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности подлежащие удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г.Дербента Морозова А.С. в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Мирзабекову Зауру Джабировичу удовлетворить.
Признать деятельность АГЗС «РИКОЙЛ», а также иных лиц по эксплуатации АГЗС «РИКОЙЛ», расположенной по адресу <адрес изъят> незаконной;
Обязать руководителя (иных уполномоченных лиц), привести осуществляемую деятельность АГЗС «РИКОЙЛ» по эксплуатации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, а именно:
- привести в соответствии с требованиями действующего законодательства расстояние от резервуаров СУГ и жидкого моторного топлива до стены общественного здания (школа);
- установить экран из негорючего материала высотой не менее 2 м между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом;
- привести в исправное состояние имеющуюся в помещениях АЗС система автоматической пожарной сигнализации;
- оснастить резервуары для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ);
- установить указатели направлений движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения;
- осуществлять наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ с ис-пользованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара;
- привести в исправное состояние стационарные системы водяного орошения предназначенные для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ;
- оборудовать территорию АЗС нормативным количеством первичных средств пожаротушения;
- на въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, установить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;
- представить документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы, клапаны, вентили и др.);
- представить документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного топлива;
- представить декларация пожарной;
- допуск к работе на объекте осуществлять после прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
- устранить неисправность системы громкоговорящей связи на АЗС.
Обязать руководителя (иных уполномоченных лиц), привести осуществляемую деятельность АГЗС «РИКОИЛ» по эксплуатации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, а именно:
- обеспечить аварийную остановку технологического оборудования автозаправочной станции (не установлены электромагнитные клапана).
- провести аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций;
- заключить договор на обслуживание с профессиональными аварийно- спасательными службами или с профессионально спасательными формированиями;
- устранить отклонение, от проектной документации выразившееся в установке дополнительного резервуара;
- установить сигнализаторы загазованности, которые должны находиться в работе круглосуточно;
- привести к установленным требованиям сливо-наливные рукава;
- издать приказ резерва финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации аварий и их последствий безопасности опасных производственных объектов;
- провести проверку средства измерений (манометры);
- провести текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале;
- провести контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств.
Приостановить деятельность АГЗС «РИКОИЛ», до устранения вышеуказанных нарушений,
Отменить меры по обеспечению иска принятые определением Дербентского городского суда Республики Дагестан от 08 сентября 2023 г. о запрете ИП Исмиханову Рамизу Керимовичу, а также иным лицам осуществлять деятельность по эксплуатации АГЗС «РИКОЙЛ», расположенной по адресу: <адрес изъят>.
Настоящее решение суда в силу ст.212 ГПК РФ в части снятия обеспечительных мер обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Дербентский городской суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Г. Наврузов
Мотивированное решение изготовлено 01.12.2023.
Дело № <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>