№ 7–185/2022
УИД 38RS0032-01-2022-002233-65
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск 28 июня 2022 г.
Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном жалобу Орлова Д.В. на постановление судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 29 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 29 апреля 2022 г. Орлов Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, Орлов Д.В. просит постановлением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 29 апреля 2022 г. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, заслушав Орлова Д.В. и его защитника Басову Н.И., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных установлена административная ответственность за участие в массовом одновременном пребывании граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание граждан в общественных местах повлекли нарушение санитарных норм и правил, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии с частями 1, 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утверждённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2004г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) отнесена к перечню заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и фиксированием новых вспышек заболеваний в разных странах, принимается комплекс мер по борьбе и нераспространению эпидемии. Согласно пункту 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16 октября 2020 г. № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъёма заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» лицам, находящимся на территории РФ, следует обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020г. № 15 (ред. 4 февраля 2022г.) утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», устанавливающие требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории РФ. Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 4.1 СП 3.1.3597-20). Пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 определено, что мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (в том числе использование медицинских масок), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239, определяющим меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ, возложена обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе, установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Указом Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020г. № 59-уг на территории Иркутской области с 20.00 часов 18.03.2020г. введён режим функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 1 Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19) (порядок передвижения на территории Иркутской области лиц и транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки, утвержденных Указом Губернатора Иркутской области от 12 октября 2020 № 279-уг (ред. от 25 февраля 2022 г.) «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», установлено, что лицам, находящимся на территории Иркутской области, необходимо использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания в соответствии с Методическими рекомендациями «МР 3.1.0140-18. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Неспецифическая профилактика гриппа и других острых респираторных инфекций. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10 декабря 2018 г.) либо их аналоги (далее - медицинские или гигиенические маски и т.п.), в том числе в общественных местах.
Как следует из материалов дела, что Орлов Д.В. с 17 часов 20 минут до 18 часов 00 минут 27 февраля 2022 г., находясь на набережной площади, напротив здания ИРГИРЕДМЕТ, расположенного по адресу: <адрес изъят>, добровольно принял участие в массовом одновременном пребывании граждан в общественном месте с единой целью публичного выражения мнения против проведения специальной операции Российской Федерации на территории Украины в защиту Донбасса, при этом находился без гигиенической маски для защиты органов дыхания, чем нарушил требования статьи 10 Федерального закона от 30 мата 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16 октября 2020 г. № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъёма заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», пункта 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20, утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-2020 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении, составленным с участием Орлова Д.В.; рапортами сотрудников ППСП ОБППСП МУ МВД России «Иркутское» ФИО5 и ФИО6; письмом начальника управления реализации общественных инициатив аппарата администрации города Иркутска от 28 февраля 2022 г. о том, что уведомление от Орлова Д.В. или иных лиц о проведении публичных мероприятий 27 февраля 2022г. в г. Иркутске у памятника «Бабр» и <адрес изъят> (площадь напротив здания ИРГИРЕДМЕТ), не поступало и не согласовывалось; актом осмотра видеозаписи, видеозаписью, фототаблицей приобщенной к акту осмотра видеозаписи и иными материалами дела.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Орлов Д.В. организовал массовое одновременное пребывание граждан в общественном месте, повлекшем нарушение санитарных норм и правил, без признаков уголовно наказуемого деяния.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судьёй районного суда соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт совершения Орловым Д.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не доверять данным доказательствам оснований не имеется, поскольку они согласуются между собой и в совокупности достаточны для признания достоверным описанного в постановлении о назначении наказания события административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Орлова Д.В. с соблюдением требований, предусмотренных статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным на то должностным лицом, и содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нём полно описано событие вменённого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.2-6).
Ссылка на составление протокола об административном правонарушении с нарушением срока, предусмотренного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отклоняется, так как в силу абзаца 3 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», нарушение установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протокола об административном правонарушении является несущественным недостатком протокола, поскольку этот срок не является пресекательным, с учетом соблюдения должностным лицом установленного части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения заявителя к административной ответственности.
Таким образом, протокол об административном правонарушении обоснованно признан допустимым доказательством по делу, исследован при рассмотрении дела, оценка ему дана в соответствии со статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложенные в протоколе сведения объективно подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств. Обстоятельств, порочащих данный документ как доказательство, не имеется.
Вывод судьи районного суда об организации Орловым Д.В. массового одновременного пребывания граждан в общественном месте, повлекшем нарушения санитарных норм и правил, без признаков уголовно наказуемого деяния, является правильным.
Дело об административном правонарушении в отношении Орлова Д.В. судьёй районного суда рассмотрено в рамках того обвинения, которое сформулировано должностным лицом полиции в протоколе об административном правонарушении. Новое обвинение Орлову Д.В. судьёй не формулировалось. Принцип равноправия и состязательности сторон при рассмотрении дела об административном правонарушении судьёй районного суда соблюдён.
Акт осмотра видеозаписи с мессенджера «Telegram» на канале «Нет войне! Иркутск!» сотрудником полиции составлен в рамках осуществления должностных обязанностей, причиной его составления послужило выявление факта совершения административного правонарушения, акт содержит сведения, имеющие значение для установления фактических обстоятельств по делу, судья районного суда правомерно положил его в основу обжалуемого постановления.
Представленная в материалы дела видеозапись исследована судьей районного суда в судебном заседании с участием Орлова Д.В. в совокупности с иными доказательствами по делу, содержание видеозаписи отражено в акте осмотра диска, указанному доказательству судьёй районного суда дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не согласиться с которой оснований не имеется.
Имеющиеся в деле рапорты сотрудников полиции исследованы и оценены судом в совокупности с другими материалами, в том числе видеозаписью несогласованного публичного мероприятия.
Относимость, допустимость и достоверность принятых судом доказательств сомнений не вызывают.
Вопреки мнению заявителя выводы суда первой инстанций об отсутствии предусмотренных законом оснований для участия в судебном заседании составивших рапорты сотрудников полиции, не противоречат положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не свидетельствуют о нарушении прав Орлова Д.В.
Поскольку совокупность представленных доказательств была достаточна для разрешения дела, судья районного суда правомерно рассмотрел дело на основании имеющихся материалов, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, какие-либо противоречия, которые могли бы поставить под сомнение изложенные в оспариваемом постановлении выводы о виновности Орлова Д.В. в совершении вменяемого правонарушения, из материалов дела не усматривается.
Утверждение о незаконности примененного к Орлову Д.В. административного задержания, не свидетельствует о нарушении прав последнего. Из смысла части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных следует, что возможность применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания связана, в частности, с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, поэтому применение к Орлову Д.В. этой меры не противоречит требованиям Кодекса Российской Федерации об административных.
Кроме того, из разъяснений пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» следует, что действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут быть оспорены лицом, к которому применены такие меры, законным представителем этого лица либо прокурором в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 КАС РФ.
Довод Орлова Д.В. в жалобе о том, что личность его была установлена посредством незаконного применения технологии распознавания лиц, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» он не давал согласие на обработку своих персональных данных, не влечет отмену или изменение состоявшегося судебного акта.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из обжалуемых судебных актов не усматривается, что при их постановлении были использованы доказательства, полученные с применением технологии, обрабатывающей биометрические персональные данные, и требующей согласия в письменной форме субъекта персональных данных на такую обработку.
Кроме этого, в силу прямого указания закона, запрет на обработку биометрических персональных данных без согласия субъекта персональных данных, имеет исключения, в частности в связи с осуществлением правосудия, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»), что не исключает возможность правомерной обработки биометрических персональных данных правоохранительными органами без согласия субъекта персональных данных в случаях, указанных в законе.
Иных доводов, которые могли бы опровергнуть выводы о виновности Орлова Д.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого акта, жалоба не содержит.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены постановления судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 29 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Орлова Д.В. не имеется.
Административное наказание назначено Орлову Д.В. в пределах части 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Орлова Д.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 29 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, оставить без изменения, жалобу Орлова Д.В. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья П.И. Слепнёв