Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-250/2021 (2-2754/2020;) ~ М-2604/2020 от 20.10.2020

Дело 2-250/21

УИД 54RS0**-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2021 года                        г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска

в составе:

Судьи                                                                                          Л.В. Кузьменко

При секретаре                                Д.Ю.Сенюшкиной

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора *** к ООО «Экология-Новосибирск», мэрии *** о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском к ООО «Экология-Новосибирск», указав, что прокуратурой проведена проверка Общества, в ходе которой установлено, что имеются несанкционированные места размещения отходов, которые не включены в перечень мест, предусмотренных схемой обращения с отходами, выявлены в период деятельности регионального оператора; прокурором внесено представление. Однако до настоящего времени несанкционированные места размещения отходов не ликвидированы, должных мер к установлению и уведомлению собственников земельных участок, ликвидации несанкционированных мест размещения отходов не принято.

В ходе судебного разбирательства по делу в качестве соответчика привлечена мэрия ***.

    С учетом уточнения исковых требования **** прокурор просил возложить на ООО «Экология-Новосибирск» обязанность со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора в порядке, установленном Правилами **, а именно: уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; обеспечить сбор, транспортирование, утилизацию и обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно с взысканием понесенных расходов в судебном порядке в случае необеспечения ликвидации мест размещения отходов собственником земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления от регионального оператора на земельном участке с кадастровым номером 54:35:032961 (координаты 55.058215,82.917379), расположенном по *** в ***, объемом 6 куб.м; на земельном участке с кадастровым номером 54:35:062530;:54 (координаты 54.962955, 82.827602), расположенном вблизи жилого *** в ***, объемом 2 куб.;

На мэрию *** возложить обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов: на земельном участке с кадастровым номером 54:35:000000:14663 (координаты 55.057525, 82.917775) под пешеходным мостом между домами 3/1 и 7 по *** в *** строительных отходов, распиленных веток деревьев, объемом, не менее 60 куб.м., твердых коммунальных отходов объемом 1 куб.м.; на земельном участке с кадастровым номером 54:35:073080:19 (координаты 55.020222 с.ш. 82.942994 в д.) по *** в *** объемом свыше 30 куб.м.; на земельном участке по *** в *** (координаты 55.004399 с.ш., 82.959765 в.д.) напротив жилого дома в овраге, объемом 10 куб.м..

В судебном заседании помощник прокурора уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ООО «Экология-Новосибирск» в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнениях.

Представитель ответчика мэрии *** в судебном заседании поддержали доводы отзывов.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское производство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст. 150 ГПК РФ непредставление доказательств и возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся доказательствам.

Согласно ст.11 Гражданского Кодекса РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. (ст.12 ГК РФ)

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из положений пункта 3 статьи 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Во взаимосвязи вышеуказанных положений, в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

В данном случае под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется, поскольку предполагается осуществление защиты нарушенных прав не конкретного лица, а неперсонифицированного круга лиц, характеризуемого количественной неопределенностью и защищаемой и как публичный (общественный) интерес и как частноправовой.

Реализация прокурором полномочий служит гарантией защиты прав неопределенного круга лиц.

Установлено, что прокуратурой *** проведена проверка, в ходе которой установлено, что имеются несанкционированные места размещения отходов, которые не включены в перечень мест, предусмотренных схемой обращения с отходами, выявлены в период деятельности регионального оператора.

ООО «Экология-Новосибирск» является региональным оператором на территории ***, который с **** осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Правовое регулирование в области обращения с отходами согласно пункту 1 статьи 2 Федерального Закона N 89-ФЗ от **** "Об отходах производства и потребления" осуществляется данным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми нормативными правовыми актами.

Согласно ст.24.6 Федерального Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предписанные статьей 5 и пунктом 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ, установило Правила N 1156, которыми осуществляется специальное правовое регулирование правоотношений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 17 Правил N 1156, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Пунктом 18 Правил N 1156 установлена обязанность собственника земельного участка самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от **** N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от **** N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от **** N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Федерального закона N 89-ФЗ).

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от **** N 607-с), если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования, которое в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по его надлежащему содержанию.

При этом, суд считает несостоятельными доводы прокурора о том, что ликвидировать несанкционированную свалку обязан региональный оператор.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В силу пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации и данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная схема устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока твердых коммунальных отходов от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания и не определяет механизм сбора твердых коммунальных отходов от мест их несанкционированного размещения. Права и обязанности регионального оператора не распространяются на потоки твердых коммунальных отходов, не определенных в территориальной схеме, то есть на правоотношения, связанные с вывозом твердых коммунальных отходов из мест их несанкционированного размещения.

Положения статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ не определяют механизм сбора твердых коммунальных отходов с места несанкционированного размещения отходов, поскольку оно не является местом накопления отходов в понимании, данном Федеральным законом N 89-ФЗ. При этом несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов не указывается в территориальной схеме в качестве места накопления отходов, в соответствии с которой обязан осуществлять свою деятельность региональный оператор.

    С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению в части, а именно, в части возложения обязанности на мэрию *** по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов: на земельном участке с кадастровым номером 54:35:000000:14663 (координаты 55.057525, 82.917775) под пешеходным мостом между домами 3/1 и 7 по *** в *** строительных отходов, распиленных веток деревьев, объемом, не менее 60 куб.м., твердых коммунальных отходов объемом 1 куб.м.; на земельном участке с кадастровым номером 54:35:073080:19 (координаты 55.020222 с.ш. 82.942994 в д.) по *** в *** объемом свыше 30 куб.м.; на земельном участке по *** в *** (координаты 55.004399 с.ш., 82.959765 в.д.) напротив жилого дома в овраге, объемом 10 куб.м..

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Возложить обязанность на мэрию *** в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов: на земельном участке с кадастровым номером 54:35:000000:14663 (координаты 55.057525, 82.917775) под пешеходным мостом между домами 3/1 и 7 по *** в *** строительных отходов, распиленных веток деревьев, объемом, не менее 60 куб.м., твердых коммунальных отходов объемом 1 куб.м.; на земельном участке с кадастровым номером 54:35:073080:19 (координаты 55.020222 с.ш. 82.942994 в д.) по *** в *** объемом свыше 30 куб.м.; на земельном участке по *** в *** (координаты 55.004399 с.ш., 82.959765 в.д.) напротив жилого дома в овраге, объемом 10 куб.м..

В удовлетворении иска в остальной части -отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд *** в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                Л.В.Кузьменко

    Решение принято в окончательной форме 17.08.2021

2-250/2021 (2-2754/2020;) ~ М-2604/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г.Новосибирска
Ответчики
Мэрия г. Новосибирска
ООО "Экология Новосибирск"
Другие
МКУ "Октябрьское"
МКУ "Центральное"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска
Судья
Кузьменко Лина Владимировна
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--nsk.sudrf.ru
20.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2020Передача материалов судье
27.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2020Судебное заседание
26.11.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.12.2020Судебное заседание
08.02.2021Судебное заседание
17.03.2021Судебное заседание
17.03.2021Судебное заседание
29.04.2021Судебное заседание
29.04.2021Судебное заседание
25.06.2021Судебное заседание
12.07.2021Судебное заседание
12.07.2021Судебное заседание
28.07.2021Судебное заседание
24.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2021Дело оформлено
03.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее