Дело № 12-183/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
01 апреля 2022 г. г. Биробиджан
Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Сладкова Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОГБУЗ «Противотуберкулезный диспансер» на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Биробиджану № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Стрельникова С.Г. от 04.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по г. Биробиджан УФСИН России по Хабаровскому краю и ЕАО Стрельникова С.Г. от 04.02.2022 ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» в лице заместителя главного врача Семешко Т.А. подал жалобу, в которой указал, что считает его подлежащим отмене по следующим основаниям. Учреждением были предприняты все зависящие от него действия и меры для исполнения решения Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 07.03.2017 по делу № (далее - Решение суда), однако отсутствие финансирования мероприятий по исполнению Решения суда не позволила его исполнить в полном объеме до настоящего времени. Определенный Решением суда объем работ требовал больших финансовых затрат, которые финансируются исключительно из бюджета Еврейской автономной области, поскольку ОГКУЗ является казенным областным учреждением, финансируемым из регионального бюджета. Частично решение суда исполнено. Пункт 4 Решения - в части включения в рацион лечебного питания при соблюдении стандартной диеты на одного человека в сутки (количество продуктов в граммах) пищевых продуктов: крахмал, горошек зелёный консервированный, кукурузу консервированную, колбасу варёную, зелень (лук, петрушку, укроп), фрукты свежие, соки фруктовые и овощные, кисломолочные напитки (кефир, йогурт, ряженка), желатин, варенный джем, мёд пчелиный, кофе, какао, икру кабачковую, молоко сгущённое, морепродукты (морскую капусту, икру рыбную), сельдь среднесоленую, кальмар, майонез, шиповник, - не исполнен в связи с тем, что Приказом Минздрава Российской Федерации от 21.06.2013 № 395н «Об утверждении норм лечебного питания» следующие продукты; икра кабачковая, молоко сгущённое, морепродукты (морская капуста, икра рыбная), сельдь среднесоленая, кальмар, майонез не включены в нормы лечебного питания, в связи с чем не закупаются и не применяются в лечебном питании пациентов. В части Решения суда провести комплекс работ по оценке технического состояния здания ОГКУЗ «Противотуберкулёзный диспансер», расположенного по адресу: ЕАО г. Биробиджан, ул. Московская, д. 28, - исполнено. В части Решения суда по техническому освидетельствованию здания хозяйственного блока, - исполнено, в здании хозяйственного блока проведена реконструкция. В части Решения суда по техническому освидетельствованию здания лечебно-административного корпуса Решение не исполнено в связи с тем, что данные работы предшествуют составлению проектной документации. Согласно действующему законодательству, до этапа проектирования проектировщиками проводится предпроектное обследование здания, которое должно подтвердить, что состояние здания, его отдельных частей и инженерных систем позволяет провести запланированные работы, в соответствии с эти обследованием проектная организация выбирает и обосновывает технические решения в проектной документации. Проектирование работ по капитальному ремонту лечебно-административного корпуса проведено заказчиком, - Управлением архитектуры и строительства правительства ЕАО, проект имеется. Работы по кап ремонту должны быть включены департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области в соответствующую Программу для определения поставщика и проведения работ. В настоящее время работы по кап ремонту ни в какую программу не включены. Проведение технического обследования здания при наличии проектной документации привело бы к необоснованному расходованию бюджетных средств, в связи с чем Учреждение не исполнило данный пункт Решения. Административный орган не принял во внимание представленные в ходе исполнительного производства документы. Учреждение полагает, что административным органом при принятии постановления по делу об административном правонарушении не были учтены положения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, предусматривающей основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении. В ходе исполнительного производства Учреждением представлялась переписка с 2017 года с управлением (департаментом) здравоохранения правительства ЕАО (главный распорядитель), из которой следует, что Учреждение просило выделить финансирование на приобретение указанных в Решении товаров и исполнение мероприятий Решения суда, однако Решение суда не исполнено не потому, что Учреждение не предпринимало попыток его исполнить, а в связи с отсутствием финансирования главным распорядителем (учредителем) мероприятий по исполнению решения. В связи с тем, что Учреждение является казенным, и у него, в силу законодательства, отсутствует какая либо приносящая доходы деятельность, то финансирование мероприятий по исполнению решения суда может быть осуществлено исключительно из бюджета ЕАО. Отсутствие финансирования и реальной возможности каким то образом повлиять на ситуацию, по мнению Учреждения, является объективно существующим обстоятельством, которое Учреждение не могло преодолеть при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась для исполнения решения суда. Отсутствие финансовых средств является для Учреждения непреодолимым препятствием, которое находится вне его контроля, поскольку каким то образом влиять на выделение бюджетных средств Учреждение не может, поскольку не обладает полномочиями главного распорядителя и является конечным получателем. Именно отсутствие финансирования сделало невозможным исполнение решения суда. При этом в материалах исполнительного производства имеются документы, доказывающие факт неоднократного обращения Учреждения к главному распорядителю о выделении финансовых средств на указанные цели. Таким образом Учреждение действовало с той степенью заботливости и осмотрительности, которая была необходима для исполнения решения суда. Однако в силу обстоятельств, не зависящих от Учреждения, находящихся вне контроля Учреждения, не могло их предотвратить. Невозможность исполнить Решение суда по объективным, не зависящим от Учреждения причинам, которые в силу установленной действующим законодательством ограниченности правового положения Учреждение не могло преодолеть, не должно рассматриваться как неисполнение, образующее субъективную сторону правонарушения, и влекущее привлечение к ответственности. Просили отменить постановление и прекратить производство по делу.
Представитель ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» Доброва С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала, суду дополнительно пояснила, что учреждение делает все возможное для исполнения решения суда.
Выслушав пояснения представителя привлекаемого лица, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно положениям ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из материалов дела следует, что обжалуемое постановление вынесено 04.02.2022 и жалоба поступила в суд 14.02.2022, в пределах установленного законом срока.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ст. 26.1 КоАП РФ, в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе в РФ» и ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьёй 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы (ч. 1).
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов (ч. 2).
В силу ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьёй 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1).
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (ч. 2).
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 07.03.2017 по гражданскому делу № требования прокурора города Биробиджана, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» о понуждении совершить определенные требования, удовлетворены.
На ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» возложена обязанность привести в соответствие с нормами СанПин 2.1.3.2630-10 «Сантирано-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» п.п. 10.8., 10.8.2. нормативное число больничных коек не более 2-х: в женской палате № 7 (дневное отделение); в мужской палате № 8 (дневное отделение), в палате № 4 (стационарное отделение); в палатах №№ 7, 8 дневного отделения, в палате № 4 стационарного отделения установить койки с соблюдением расстояния от коек до стен с окнами не менее 0,9 м, установить тумбочки по числу коек, оснастить медицинское учреждение следующим оборудованием: в стационарном отделении: -кровати функциональные 2-3 секционные - 1-. шт.; -прикроватный столик - 1шт.; -прикроватная тумба - 1шт.; в диагностическом отделении (кабинете): - аппарат рентгеновский стационарный на два рабочих места с
функциями рентгенографии и томографии, цифровой, с двумя цифровыми
детекторами - 1 шт.; в кабинете ультразвуковой диагностики: переносной ультразвуковой аппарат с комплектом датчиков для исследований - 1 шт.; диагностическая система для выполнения спировелооэргометрии с дозированной физической нагрузкой - 1 шт.; в кабинете функциональной диагностики: - электронный пневмотахометр с регистрацией петли поток-объем - 1 шт.; в отделении (кабинете) эндоскопии: автоматическая установка для дезинфекции эндоскопов - 2 шт.; воздуховод- 1 шт.; регидный бронхоскоп - 2 шт.; бронхоскопы (фибро-видео) - 4 шт.; видекостойка для проведения фибробронхоскопии - 1 шт.; гастроскопы (фибро-видео) -1 шт.; лампа бактерицидная - 3 шт.; наркозный аппарат- 1 шт.; вакуум-аспиратор - 5 шт., аргон-плазменный коагулятор - 1 шт.; пульсоксиметр - 1 шт.; система для подачи кислорода - 1 шт.; система для хранения эндоскопов - 1 шт.; - кресло для осмотра больного - 1 шт.; кушетка медицинская для осмотра больного высотой 80 см.- 1 шт.; шкаф медицинский - 1 шт.; столик манипуляционный - 1 шт., привести суточные нормы питания пациентов в соответствии ст. 17. ч.2. Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главы 1, раздела 14, п.14.9. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно: - хлеб пшеничный - 200 гр.; картофель - 428 гр.; капуста белокочанная - 275 гр.; морковь- 120 гр.; свекла - 94 гр.; огурцы, помидоры свежие, парниковые - 30,6 гр.; сухофрукты - 26 гр.; рыба свежая, свежемороженая (минтай) - 93,8 гр.; творог-81,5 гр.; сметана, сливки - 25 гр.; сыр - 16,0гр.; молоко - 300 гр.; томат-паста, томат-пюре - 5 гр.; молоко сухое - 5 гр.; сайра - 10 гр., ввести в рацион лечебного питания при соблюдении стандартной диеты на одного человека в сутки (количество продуктов в граммах) следующие пищевые продукты: крахмал, горошек зеленый консервированный, кукурузу консервированную, колбасу варенную, зелень (лук, петрушку, укроп), фрукты свежие, соки фруктовые и овощные, кисломолочные напитки (кефир, йогурт, ряженка), желатин, варенный джем, мед пчелиный, кофе, какао, икру кабачковую, молоко сгущенное, морепродукты (морскую капусту, икру рыбную), сельдь среднесоленую, кальмар, майонез, шиповник.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Сидичкиной И.М. от 20.04.2017 на основании исполнительного листа №, выданного Биробиджанским районным судом ЕАО, в отношении должника ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В данном постановлении установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения должником копии постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В установленный судебным приставом пятидневный срок требования исполнительного документа должником добровольно не исполнено. Документы, подтверждающие невозможность исполнения, либо подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в установленный срок, либо свидетельствующие о намерениях должника обжаловать судебное постановление, судебному приставу не представлены.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Мартынова В.О. от 20.12.2017 года с должника ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер», не исполнившего в добровольном порядке требования исполнительного документа, взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.. Одновременно вынесено соответствующее предупреждение и назначен новый срок для исполнения требований исполнительного документа.
Определением Биробиджанского районного суда ЕАО от 17.04.2018 года заявление ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» об отсрочке исполнения решения суда от 07.03.2017 года по иску прокурора города Биробиджана в интересах неопределенного круга лиц к ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер», правительству ЕАО, управлению здравоохранения правительства ЕАО о понуждении совершить определенные действия оставлено без удовлетворения.
Согласно требованию судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, должнику установлен срок для исполнения решения суда - до 15.05.2018 года.
Определением от 02.04.2021 ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» было отказано в предоставлении рассрочки исполнения решения суда.
На основании постановления судебного пристава исполнителя от 17.05.2021 предоставлен новый срок исполнения – до 24.05.2021.
01.12.2021 ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» вручено предупреждение.
Постановления судебного пристава исполнителя от 26.11.2021 предоставлен новый срок исполнения – до 05.12.2021. Данное постановление вручено 01.12.2021.
26.11.2021 ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» направлен запрос об исполнении решения суда.
Согласно ответа ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» от 03.12.2021 решение суда не исполнено в полном объеме.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения 04.02.2022 постановления о привлечении должника администрации к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО Стрельникова С.Г. от 04.02.2022 администрация муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15. КоАП РФ и назначен административный штраф в размере 30 000 рублей.
Проанализировав указанные обстоятельства, считаю вывод должностного лица о наличии в действиях ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, законным и обоснованным, поскольку факт совершения указанного административного правонарушения подтвержден совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Администрацией не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры, отвечающие принципам достаточности и эффективности (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования), к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Довод жалобы о том, что определенный решением суда объем работ требовал больших финансовых затрат и это свидетельствует об отсутствие вины в действиях лица не может служить основанием для отмены обжалуемого постановления.
Заявителем не представлено доказательств того, что исполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства, было невозможно по уважительным причинам, вследствие объективно препятствующих обстоятельств, находящихся вне контроля должника. Под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Отсутствие денежных средств и недостаточное финансирование не являются безусловным основанием для неисполнения решения суда и не свидетельствует о совершении должником всех зависящих от него мер по его исполнению, при этом, длительное неисполнение решения суда ставит под угрозу безопасность пребывающих в образовательном учреждении детей.
Совершенное администрацией административное правонарушение посягает на институт судебной власти и в соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства» (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»), в связи с чем органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ наступает за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Такое постановление в рассматриваемом случае было вынесено в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения этого постановления, администрацией не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, что образует состав указанного административного правонарушения.
Иных доводов, опровергающих законность и обоснованность постановления должностного лица жалоба не содержит.
Протокол об административном правонарушении от 03.02.2022 и постановление от 04.02.2022 в отношении ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» ответствуют требованиям КоАП РФ, вынесены уполномоченными должностными лицами в соответствии с их компетенцией, предусмотренных действующим законодательством, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде минимального размера административного штрафа 30 000 рублей.
Таким образом, оснований, влекущих отмену или изменение постановления, судом не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по городу Биробиджану № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Стрельникова С.Г. от 04.02.2022 о привлечение ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» к административной ответственности по ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу администрации ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.Г. Сладкова