Дело №
УИД 22RS0012-01-2024-000632-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июня 2024 года Славгородский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Косых С.И.
при секретаре Белкиной С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.О.В. к отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
К.О.В. обратилась в суд с названным иском к ОСФР по Алтайскому краю, указав в обоснование своих требований, что она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, продолжительность которой превышает 30 лет.
Истица отразила, что в связи с указанным обстоятельством она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, представив необходимые документы. Решением ОПФР от 15 сентября 2022 года ей было отказано в назначении пенсии на льготных условиях по причине отсутствия требуемых 30 лет лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения. При этом пенсионным органом в соответствующий льготный стаж не был зачтен период её работы с 01 ноября 1999 года по 11 сентября 2000 года в муниципальном предприятии «Славгородская центральная районная больница», а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках.
К.О.В. с решением пенсионного органа не согласна, отразив, что в оспариваемый период она работала в муниципальном предприятии «Славгородская центральная районная больница», где осуществляла лечебную деятельность в качестве медицинской сестры, при этом изменение наименования и организационно-правовой формы районной больницы не повлияли на характер ее трудовых обязанностей.
Также полагала, что периоды её нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в пенсионный фонд, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
На основании изложенного, К.О.В. просила суд: 1. Установить факт лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения за период с 01 ноября 1999 года по 11 сентября 2000 года; 2. признать периоды с 21.10.2013 по 23.11.2013, с 27.03.2013 по 29.03.2013, с 28.03.2018 по 30.03.2018 периодами лечебной деятельности и включить их в льготный медицинский стаж; 3. Обязать ОПФР по Алтайскому краю произвести начисление страховой пенсии с учетом восстановления льготного стажа, а именно с момента подачи заявления о назначении пенсии.
В дальнейшем истица уточнила заявленные требования (л.д.137-140), просила суд: 1. Обязать ответчика краю включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период её работы в качестве медицинской сестры муниципального предприятия «Славгородская центральная районная больница» с 01 ноября 1999 года по 11 сентября 2000 года, включая период нахождения на курсах повышения квалификации с 15 февраля 2000 года по 14 апреля 2000 года, а также периоды прохождения аттестации с 27 марта 2013 года по 29 марта 2013 года и с 28 марта 2018 года по 30 марта 2018 года. 2. Признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости на условиях, предусмотренных пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Представители ответчика и третьего лица - КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» в суд не явились, извещены надлежащим образом.
В направленном отзыве, представитель ответчика указал на необоснованность требований К.О.В., просил в иске отказать. Отразил, что истице правомерно было отказано в досрочном назначении страховой пенсии, поскольку период её работы в муниципальном предприятии «Славгородская центральная районная больница» с 01 ноября 1999 года по 11 сентября 2000 года не может быть включен в специальный стаж, так как возникновение права на досрочную страховую пенсию по старости с 01 ноября 1999 года законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в строго определенных организациях - учреждениях здравоохранения. Также полагал, что в льготный стаж не могут быть включены периоды командировок и повышения квалификации (л.д.115-118).
В судебном заседании К.О.В. поддержала доводы и требования уточненного иска. На основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает заявление в пределах уточненных требований.
Заслушав пояснения истицы, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу:
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п.5 статьи 30 ФЗ N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
В ходе судебного разбирательства установлено, что К.О.В. осуществляет лечебную деятельность по охране здоровья населения в том числе в качестве медицинской сестры с 12 августа 1996 года по настоящее время в Славгородской центральной районной больнице (л.д.10-13).
Ранее наименование Славгородской центральной больницы неоднократно изменялось (л.д.108). Так, постановлением администрации г.Славгорода № 60 от 04 марта 1993 года учреждение «Славгородская центральная районная больница» было преобразовано в муниципальное предприятие «Славгородская центральная районная больница» (л.д.14-19).
Постановлением администрации г. Славгорода № 678 от 12 сентября 2000 года была утверждена новая редакция Устава, в которой вышеуказанная больница стала именоваться как муниципальное учреждение здравоохранения «Славгородская центральная районная больница» (л.д.23-31).
С 21 сентября 2011 года названное учреждение стало именоваться МБУЗ «Славгородская центральная районная больница», а с ДД.ММ.ГГГГ - КГБУЗ «СЦРБ», которое является правопреемником муниципального предприятии «Славгородская центральная районная больница (л.д.54).
Как следует из представленных материалов, 08 сентября 2022 года К.О.В. обратилась в ОПФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью (л.д.90-92). 15 сентября 2022 года решением ОПФР по Алтайскому краю К.О.В. было отказано в назначении страховой пенсии (л.д.76-77). Отказ пенсионного органа в назначении пенсии был обоснован отсутствием у истицы требуемых 30 лет лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения. При этом ответчиком в стаж лечебной деятельности не был в т.ч. зачтен период работы истицы в муниципальном предприятии «Славгородская центральная районная больница» с 01 ноября 1999 года по 11 сентября 2000 года (в том числе курсы повышения квалификации с 15.02.2000 по 14.04.2000), как работа не в учреждении здравоохранения. Кроме этого, в специальный стаж работы истицы не были засчитаны дни командировок с 27.03.2013 по 29.03.2013, а также с 28.03.2018 по 30.03.2018.
Суд считает неправомерным отказ ответчика об исключении указанных периодов из специального медицинского стажа по следующим основаниям:
Согласно п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Согласно пункта 2 статьи 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 был утвержден «Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет". В соответствии с данным Списком, право на пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившего в силу с 1 ноября 1999 г., был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 01 ноября 1999 г.
Названным Списком были предусмотрены учреждения, в том числе больницы - центральная (городская, окружная, районная), а среди должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения указаны медицинские сестры.
Как установлено судом, в спорный период (с 01 ноября 1999 года по 11 сентября 2000 года) истица работала медицинской сестрой в стоматологической поликлинике, а также медицинской сестрой физиотерапевтического отделения муниципального предприятия «Славгородская центральная районная больница».
Работая в указанной должности, К.О.В. непосредственно занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения, была занята полный рабочий день, что подтверждается представленными суду доказательствами: справкой о медицинском стаже (л.д.52-54), справкой о должностных обязанностях (л.д.142).
Цели и предмет деятельности муниципального предприятия «Славгородская центральная районной больница» после его переименования в учреждение здравоохранения не менялись и до настоящего времени остались прежними - обеспечение населения города и района качественной, доступной, своевременной медицинской помощью, оказание профилактической, неотложной, экстренной медицинской помощи населению, проведение клинико - диагностических и бактериологических исследований др., из чего суд приходит к выводу о тождественности деятельности вышеуказанных медицинских учреждений.
При этом реорганизация и изменение организационно - правовой формы Славгородской центральной районной больницы не повлияли на характер трудовых обязанностей истицы, непосредственно связанных с лечебной деятельностью по охране здоровья населения.
Частью 1 статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Для отдельных категорий, в том числе для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Так, силу п. 2 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 73 указанного Закона, медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (ст. 79 Закона).
Во время нахождения работника на курсах повышения квалификации трудовые отношения с ним не прекращаются, за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы, перечисляются страховые взносы. Исходя из приведенных норм, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации и командировках в целях аттестации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в пенсионный фонд, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Факт нахождения истицы на курсах повышения квалификации в период с 15 февраля 2000 года по 14 апреля 2000 года, а также в командировке для прохождения аттестации с 27 марта 2013 года по 29 марта 2013 года, а также с 28 марта 2018 года по 30 марта 2018 года, подтверждается приказами работодателя, из которых следует, что за К.О.В. на указанные периоды сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата (л.д.133-135).
Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, а также в командировках в целях аттестации, приравниваются к работе, на время исполнения которой работник направлялся на курсы повышения и для аттестации, следовательно, исчисление стажа в данные периоды времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет иск, включает в стаж К.О.В. дающий ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на условиях, установленных п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, период её работы медицинской сестрой в стоматологической поликлинике, а также медицинской сестрой физиотерапевтического отделения муниципального предприятия «Славгородская центральная районная больница» с 01 ноября 1999 года по 11 сентября 2000 года, включая период нахождения на курсах повышения квалификации с 15 февраля 2000 года по 14 апреля 2000 года, а также периоды её нахождения в командировке для прохождения аттестации с 27 марта 2013 года по 29 марта 2013 года, а также с 28 марта 2018 года по 30 марта 2018 года.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
По сообщению пенсионного органа (л.д.126), в случае включения спорных периодов в медицинский стаж истицы, К.О.В. приобрела бы необходимый стаж (30 лет) лишь 05 января 2024 года, а поэтому суд считает, что именно с указанной даты у истицы возникло право на страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
При этом суд отмечает, что согласно ч. 1.1. статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В указанном приложении 7 определено, что в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в 2023 году и в последующем, пенсия назначается не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Таким образом, законом предусмотрено, что страховая пенсия по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" гражданам, приобретшим стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии в 2024 году, должна назначаться не с момента возникновения права, а не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию.
То есть право на назначение страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным. В связи с чем оснований для возложения на пенсионный орган обязанности назначить истице пенсию в настоящее время, не имеется.
Согласно ст. 98 ГПК РФ с ОПФР по Алтайскому краю в пользу истца надлежит взыскать судебные расходы, складывающиеся из оплаты государственной пошлины при подаче иска в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск К.О.В. удовлетворить.
Включить в стаж работы К.О.В., (ДД.ММ.ГГГГ г.р. паспорт гражданина РФ №), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период её работы медицинской сестрой стоматологической поликлиники, а также медицинской сестрой физиотерапевтического отделения муниципального предприятия «Славгородская центральная районная больница» с 01 ноября 1999 года по 11 сентября 2000 года, включая период нахождения на курсах повышения квалификации с 15 февраля 2000 года по 14 апреля 2000 года, а также периоды нахождения в командировке для прохождения аттестации с 27 марта 2013 года по 29 марта 2013 года и с 28 марта 2018 года по 30 марта 2018 года.
Признать за К.О.В. право на страховую пенсию по старости на условиях, предусмотренных пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 05 января 2024 года.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю в пользу К.О.В. расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2024 года.
Председательствующий: С.И. Косых