Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-12/2014 (2-419/2013;) ~ М-423/2013 от 12.12.2013

Дело № 2-12/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2014 года

Юрлинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Тружениковой Т.И.,

при секретаре Епишиной Н.А., с участием:

истицы Носковой Н.И.,

представителей ответчиков: администрации Усть-Зулинского сельского поселения – Топорковой Л.Г., администрации Юрлинского муниципального района – Отегова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску Носковой Надежды Ивановны к администрации Усть-Зулинского сельского поселения, администрации Юрлинского муниципального района о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности постановки семьи на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, возобновлении в очереди и выдачи сертификата на приобретение жилья в рамках программы «Обеспечение жильём молодых семей»,

у с т а н о в и л:

Носкова Н.И. обратилась в суд с данными требованиями, указывая, что 14 ноября 2013 года она обратилась в администрацию Усть-Зулинского сельского поселения с заявлением о постановке её семьи на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением № 96 от 28.11.2013 года семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако впоследствии данное постановление признано недействительным. Её семья состоит из четырёх человек: её, супруга, двух несовершеннолетних детей. Зарегистрированы все члены семьи по адресу: <адрес>, в муниципальном жилье общей площадью <данные изъяты> кв. метров вместе с родителями и братом. У её матери имеется дом площадью <данные изъяты> кв. метров. На каждого члена семьи приходится 11 кв. метров общей площади, тогда как учётная норма составляет 12 кв. метров. Истица считает, что администрацией поселения при решении вопроса о нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий необоснованно была учтена площадь жилого помещения её матери, поскольку та не является членом её семьи. В связи с отказом в постановке семьи на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении её семья утратила право на получение сертификата на приобретение жилья по программе «Молодая семья». Истица просит суд признать незаконным решение об отказе в постановке на учёт её семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать администрацию Усть-Зулинского сельского поселения поставить её семью на данный учёт, обязать администрацию Юрлинского муниципального района восстановить её в очереди и выдать сертификат на приобретение жилья по указанной программе.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования по указанным основаниям. Суду пояснила, что в 2010 году она обратилась в администрацию Юрлинского муниципального района с заявлением на участие в краевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы». Её семья была поставлена на учёт по программе по Усть-Зулинскому сельскому поселению, т.к. истица была прописана на его территории. Муж и дети были зарегистрированы в <адрес>, т.е. на территории Юрлинского сельского поселения. Их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий Юрлинским сельским поселением. Впоследствии истица также зарегистрировалась по месту жительства на территории Юрлинского сельского поселения. Летом 2013 года, когда подошла очередь их семьи на получение сертификата, специалист администрации Юрлинского муниципального района ФИО1 сообщила о необходимости регистрации всех членов семьи по месту жительства на территории Усть-Зулинского сельского поселения, поскольку семья состоит на учёте по данному поселению. После этого все члены её семьи выписались из Юрлинского сельского поселения и зарегистрировались по месту жительства в Усть-Зулинское сельское поселение, в квартиру по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение является муниципальным, его наниматель – ФИО2 – сожитель матери истицы. Затем она обратилась в администрацию Усть-Зулинского сельского поселения с заявлением о постановке её семьи на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, но получила отказ по вышеуказанным причинам. Из-за этого её семья была исключена из программы «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», не получила социальную выплату в размере 35% расчётной стоимости жилья в районе. Истица считает незаконным решение жилищной комиссии администрации Усть-Зулинского поселения об отказе в постановке семьи на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Просит суд отменить его и признать семью нуждающейся в жилом помещении, поскольку члены её семьи необоснованно были признаны членами семьи ФИО2 – нанимателя жилого помещения.

Представитель ответчика – администрации Усть-Зулинского сельского поселения Топоркова Л.Г. иск не признала. Суду пояснила, что семья Носковой Н.И. никогда не состояла на учёте в Усть-Зулинском сельском поселении, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. С данным заявлением истица обратилась 14.11.2013 года. Она и члены её семьи зарегистрировались по месту жительства в муниципальном жилье общей площадью <данные изъяты> кв. метров по адресу: <адрес>, нанимателем которого является ФИО2 – сожитель матери истицы. Ошибочно постановлением от 28.11.2013 года семья Носковой Н.И. была признана нуждающейся в жилом помещении, но впоследствии данное постановление было отменено. Учитывая наличие в собственности матери истицы жилого дома площадью <данные изъяты> кв. метров, суммарно на каждого члена семьи приходится 14 кв. метров общей площади жилого помещения, тогда как норма предоставления жилья в поселении – 12 кв. метров. Учитывая данное обстоятельство, было принято постановление об отказе в постановке на учёт семьи Носковой Н.И. как нуждающейся в жилом помещении.

Представитель ответчика – администрации Юрлинского муниципального района Отегов А.В. иск не признал, суду пояснил, что семья истицы обоснованно не была признана нуждающейся в жилом помещении, поэтому её требования удовлетворению не подлежат.

Представитель третьего лица на стороне ответчика – Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия и отказать Носковой Н.И. в удовлетворении заявленных исковых требований. В направленном отзыве на исковое заявление указал, что семье истицы было отказано в признании и постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, поэтому право на получение социальной выплаты в рамках Программы «Обеспечение жильём молодых семей» у данной семьи не возникло.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. «ж» и «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 ст.76 Конституции Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" (далее по тексту подпрограмма). Приложением № 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Как следует из подпрограммы, её целью является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счёт средств федерального бюджета, за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.7 Правил).

Согласно п.6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт «а»); семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.7 Правил (подпункт «б»); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт «в»).

В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21 октября 2010 года № 2360 "О концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 года № 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ", Правительство Пермского края утвердило долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы".

Долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" (далее - Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение проблем обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае, реализуемых с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в Пермском крае.

Условия, которым должна соответствовать молодая семья, принимающая участие в Программе, аналогичны указанным в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, условиям.

Сохраняют право на получение социальной выплаты в рамках реализации Программы молодые семьи, подавшие заявку на участие в Программе до 1 января 2011 года при условии, что ими представлен в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов документ о согласии всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных". Согласие всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных должно быть представлено потенциальными участницами Программы в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов не позднее 1 июля 2011 года.

Потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, сохраняют право на получение социальной выплаты по софинансированию мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, предусматривающей привлечение средств федерального, краевого и средств местных бюджетов.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Свидетель ФИО1 суду пояснила, что семья Носковой Н.И. действительно принимала участие в программе «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы». На момент подачи заявления для участия в программе – в 2010 году – действовала программа «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы», по условиям которой допускалось проживание членов семьи по разным адресам. Поскольку истица была зарегистрирована в Усть-Зулинском сельском поселении, то в списках на получение субсидии семья была закреплена в данном поселении, хотя нуждающейся в улучшении жилищных условий семья была признана Юрлинским сельским поселением. Впоследствии была принята программа «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», по условиям которой все члены семьи должны быть зарегистрированы по одному месту жительства, там же семья должна быть признана нуждающейся в жилом помещении. Поэтому истице и было предложено летом 2013 года оформить регистрацию всех членов семьи по месту жительства в Усть-Зулинском сельском поселении, из этого же поселения необходимо было представить документ о нуждаемости семьи в жилом помещении. При несоблюдении данного требования, семья Носковой Н.И. была бы исключена из списка Министерством социального развития Пермского края. Носкова Н.И. представила в ноябре 2013 года все необходимые документы. Однако, спустя непродолжительное время, из Усть-Зулинского сельского поселения поступила информация о том, что семья Носковой Н.И. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении. На основании этого семья была исключена из списка на получение социальной выплаты в размере 35% расчётной стоимости жилья в Юрлинском районе. Вместо данной семьи социальную выплату получила другая молодая семья в соответствии с очерёдностью.

Рассматривая исковые требования по существу, суд принимает во внимание, что Носкова Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировали брак. ДД.ММ.ГГГГ у супругов родился сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ – дочь ФИО6.

05 апреля 2010 года Носкова Н.И. обратилась в администрацию Юрлинского муниципального района с заявлением на участие в краевой целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы» с целью последующего получения социальной выплаты на приобретение жилья. Носковой Н.И. был предоставлен полный пакет документов, необходимых для постановки на учёт семьи для участия в вышеуказанной целевой программе, в том числе и выписка из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии администрации Юрлинского сельского поселения от 26.03.2010 года о постановке семьи на учёт как нуждающейся в улучшении жилищно-бытовых условий.

Семья Носковой Н.И. была включена в список для участия в вышеназванной целевой программе по Усть-Зулинскому сельскому поселению, поскольку истица на момент подачи заявления была зарегистрирована по месту жительства на территории данного поселения.

С 29.03.2011 года все члены семьи Носковой Н.И. были зарегистрированы по адресу: <адрес>, в доме матери истицы ФИО4, принадлежащем ей на праве собственности, площадью <данные изъяты> кв. метров.

Своего жилья члены семьи не имеют.

В 2013 году семья Носковой Н.И. была включена в выписку из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году, в связи с чем возникла необходимость направить в администрацию Юрлинского муниципального района ряд документов, в том числе и документ, подтверждающий признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

По рекомендации специалиста администрации Юрлинского муниципального района ФИО1 о необходимости регистрации всех членов семьи по месту жительства в Усть-Зулинском сельском поселении, истица, её супруг и несовершеннолетние дети в августе 2013 года снялись с регистрационного учёта в Юрлинском сельском поселении и зарегистрировались в Усть-Зулинском сельском поселении по адресу: <адрес>, в муниципальном жилом помещении, нанимателем которого является ФИО2.

После этого, 14 ноября 2013 года, истица обратилась в Усть-Зулинское сельское поселение с заявлением о принятии семьи на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.

25.11.2013 года распоряжением № 143-р администрации Юрлинского сельского поселения семья Носковой Н.И. была снята с учёта в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Постановлением главы администрации Усть-Зулинского сельского поселения № 96 от 28.11.2013 года семья Носковой Н.И. в составе 4-х человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на регистрационный учёт.

Однако 03.12.2013 года данное постановление было отменено в связи с допущенной ошибкой при подсчёте уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений (не посчитана площадь жилого помещения, принадлежащая на праве собственности одному из членов семьи – ФИО4<данные изъяты> кв. метров).

10.12.2013 года постановлением главы администрации Усть-Зулинского сельского поселения № 100 от 10.12.2013 года семье Носковой Н.И. отказано в признании и постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В связи с данным обстоятельством 13.12.2013 года администрацией Юрлинского муниципального района семья была исключена из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году по программе «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».

Приведённые данные установлены из показаний свидетеля ФИО1, паспортов истца и его супруги, свидетельств о рождении детей, свидетельства о государственной регистрации права ФИО4 на недвижимое имущество от 24 февраля 2011 года, выписки из похозяйственной книги администрации Юрлинского сельского поселения, выписки из похозяйственной книги Усть-Зулинского сельского поселения, документов личного дела семьи Носковой Н.И. по программе «Обеспечение жильём молодых семей».

Истицей оспаривается решение жилищной комиссии, то есть, фактически решение об отказе в признании её семьи нуждающейся в жилом помещении.

Приведённая формулировка требования является верной, поскольку законодателем в подпункте «г» п.15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, закреплена обязанность подачи для участия в подпрограмме документа, подтверждающего признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях, а не документа, подтверждающего постановку на учёт нуждающихся в жилых помещениях.

Заявленное требование суд считает подлежащим удовлетворению, поскольку отнесение администрацией Усть-Зулинского сельского поселения членов семьи Носковой Н.И. к членам семьи нанимателя жилого помещения ФИО2 является необоснованным.

Согласно статье 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Истица и члены её семьи не находятся в родственных отношениях с нанимателем жилого помещения ФИО2, не ведут с ним общее хозяйство. Как установлено в судебном заседании, семья Носковой Н.И. после регистрации по месту жительства в Усть-Зулинском сельском поселении фактически место жительства не изменила, осталась проживать в доме её матери ФИО4 по адресу: <адрес>. Таким образом, оснований для признания членов семьи истицы членами семьи ФИО2 не имелось. Следовательно, не имелось и оснований для отказа в признании семьи Носковой Н.И. нуждающейся в жилом помещении.

Поскольку семье Носковой Н.И. необоснованно было отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, что, в свою очередь, послужило основанием для исключения данной семьи из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты по программе «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», то обоснованным и подлежащим удовлетворению является её требование о восстановлении в указанном списке с правом получения социальной выплаты.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Носковой Надежды Ивановны удовлетворить.

Постановление администрации Усть-Зулинского сельского поселения от 10 декабря 2013 года в части отказа в признании семьи Носковой Надежды Ивановны нуждающейся в жилом помещении признать незаконным.

Признать семью Носковой Надежды Ивановны нуждающейся в жилом помещении для реализации права на участие в долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».

Обязать администрацию Юрлинского муниципального района Пермского края восстановить семью Носковой Надежды Ивановны, состоящую из четырёх человек, в списке семей-участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».

Признать за молодой семьёй Носковой Надежды Ивановны в составе четырёх человек право на получение социальной выплаты в размере 35% расчётной (средней) стоимости жилья в Юрлинском районе в рамках участия в реализации долгосрочной целевой Программы «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение месяца.

Судья

Юрлинского районного суда Т.И. Труженикова

2-12/2014 (2-419/2013;) ~ М-423/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Носкова Надежда Ивановна
Ответчики
администрация Юрлинского муниципального района
администрация Усть-Зулинского сельского поселения
Судья
Труженикова Татьяна Ивановна
Дело на странице суда
yurlinsky--perm.sudrf.ru
12.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2013Передача материалов судье
13.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2014Судебное заседание
27.01.2014Судебное заседание
30.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2014Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее