Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-361/2022 ~ М-350/2022 от 21.04.2022

Дело (УИД) № 19RS0010-01-2022-000468-17

Производство № 2-361/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шира                              14 июня 2022 года

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Падчик Е.С.,

с участием:

истца старшего помощника прокурора Ширинского района Антонян А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Жемчужненский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия о возложении обязанности привести газоотходы котельных в соответствие с требованиями ГОСТа, замене газоочистных установок,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Ширинского района Республики Хакасия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Жемчужненский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия о возложении обязанности привести газоотходы котельных в соответствие с требованиями ГОСТа, замене газоочистных установок. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой района совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия проведена проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный комплекс» (далее по тексту ООО «ЖКК»). Обосновывая свою позицию, истец указывает на то, что Х Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия осуществлялся отбор проб промышленных выбросов в атмосферный воздух с целью их лабораторного исследования на котельных ООО «ЖКК»: котельная , расположенная по адресу: Х; котельная , расположенная по адресу: Х; котельная , расположенная по адресу: Х; котельная , расположенная по адресу: Х. Указанные котельные переданы ООО «ЖКК» администрацией Жемчужненского сельсовета по концессионному соглашению от Х. Обращая внимание на положения п. 8 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 29 ноября 2005 года № 74-ЗРХ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия» и п.п. 73-96 Перечня объектов, передаваемых из собственности муниципального образования Ширинский район в собственность муниципального образования Жемчужненский поссовет, указанные очистные сооружения находятся в муниципальной собственности муниципального образования Жемчужненский сельсовет. Ссылаясь на положения ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), истец указывает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Ссылаясь на протокол испытаний ФГБУ "..." отдела лабораторного анализа и технических измерений по Республике Хакасия от Х; паспорта установок очистки газа, установленные на котельной , истец отмечает, что эффективность очистки выбросов в атмосферный воздух котельной на Х % ниже технических характеристик, заявленных изготовителем. Ссылаясь на положения ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 16, ст. 16.1 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 10, 19 правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 сентября 2017 года №498, истец указывает, что фактическая степень очистки ГОУ на котельной не соответствует техническим характеристикам, указанным в паспортах ГОУ: «Циклон ЦН-15-500х1УП»; «Циклон ЦН-15-400х2УП»; «Циклон ЦН-15-400х2УП». Кроме того, истец обращает внимание на то, что согласно акту ФГБУ «...» отдела лабораторного анализа и технических измерений по Республике Хакасия о невозможности проведения отбора проб от Х и экспертному заключению с от Х, оценить эффективность работы (степень очистки) ГОУ на котельных , не представляется возможным по причине нарушения требований п. 2.2 ГОСТ 17.2.406-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения», в соответствии с которым отрезок прямого участка газоотхода до измерительного сечения должен быть длиннее отрезка за измерительным сечением; отношение длин отрезков газоотхода до измерительного сечения и за ним устанавливается согласно черт. 3. Отбор проб на указанных котельных не представляется возможным, ввиду нарушения требований к отношению прямолинейных длин отрезков газохода до измерительного сечения за ним на входе в ГОУ. На основании изложенного истец считает, что для проведения отбора проб промышленных выбросов в атмосферный воздух необходимо увеличить длины прямолинейных газоходов на входах в ГОУ котельных и ООО «ЖКК» в соответствии с действующей нормативной документацией. Ссылаясь на положения ч.ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», положения ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ст. 24, ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», истец полагает, что в нарушение положений указанного законодательства, исходя из невозможности произвести отбор проб промышленных выбросов на котельных и , не представляется возможным в полной мере осуществлять: федеральный и региональный государственный экологический контроль (надзор); производственный контроль. Ссылаясь на положения ч. 7 ст. 16, ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 13 правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 сентября 2017 года №498, истец считает, что ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ. В нарушение указанных правил, по мнению истца, определить фактическую эффективность работы ГОУ на котельных и не представляется возможным. На основании изложенного истец просит обязать муниципальное образование Жемчужненский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия обеспечить возможность проведения отбора проб промышленных выбросов в атмосферный воздух с целью оценки эффективности работы (степень очистки) газоочистных установок, путем проведения газоходов в котельных: , расположенной по адресу: Х; , расположенной по адресу: Х, в соответствии с действующей нормативной документации, увеличив длины прямолинейных газоходов на входах в ГОУ указанных котельных в соответствии с п. 2.2 ГОСТ 17.2.4.06-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения», в срок до Х. Кроме того, истец просит обязать муниципальное образование Жемчужненский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия провести замену газоочистных установок, использующихся на котельной , расположенной по адресу: Х, в срок до Х.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Ширинского района Антонян А.Г. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Жемчужненский сельсовет, извещенный надлежащим образом о дате, времени, месте рассмотрения дела по существу, в судебное заседание не явился, ходатайств, заявлений о рассмотрении дела по существу в его отсутствие, об отложении рассмотрения дела по существу в его отсутствие в суд не направил, своей позиции по существу заявленных требований не высказал.

    

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный комплекс», извещенный надлежащим образом о дате, времени, месте рассмотрения дела по существу, в судебное заседание не явился, ходатайств, заявлений о рассмотрении дела по существу в его отсутствие, об отложении рассмотрения дела по существу в его отсутствие в суд не направил, своей позиции по существу заявленных требований не высказал.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, извещенный надлежащим образом о дате, времени, месте рассмотрения дела по существу в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела по существу в его отсутствие, а также отзыв по существу заявленных требований, в котором, ссылаясь на положения действующего законодательства, указал, что согласен с требованиями прокуратуры Ширинского района.

Принимая во внимание, что явка в судебное заседание является правом участвующих лиц, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела при имеющейся явке.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ширинского района совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия проведена проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный комплекс».

С целью экоаналитического сопровождения мероприятий по контролю, а также отбора проб промышленных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проверки эффективности газоочистных установок (далее по тексту ГОУ) Минприроды Хакасии была привлечена специализированная аккредитованная лаборатория ... по Республики Хакасия.

Из представленных материалов дела следует, что Х по заказу Минприроды Хакасии в рамках Государственного контракта от Х филиалом ФГБУ "..." осуществлен отбор и исследование проб промышленных выбросов в атмосферный воздух с целью их лабораторного исследования на котельных ООО «ЖКК» (котельная , расположенная по адресу: Х; котельная , расположенная по адресу: Х; котельная , расположенная по адресу: Х; котельная , расположенная по адресу: Х). Указанные котельные переданы ООО «ЖКК» администрацией Жемчужненского сельсовета по концессионному соглашению от Х.

В соответствии с п. 8 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 29 ноября 2005 года №74-ЗРХ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия» и п.п. 73-96 Перечня объектов, передаваемых из собственности муниципального образования Ширинский район в собственность муниципального образования Жемчужненский поссовет, указанные очистные сооружения находятся в муниципальной собственности муниципального образования Жемчужненский сельсовет.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

Согласно протоколу отбора проб промышленных выбросов от Х на котельной и котельной превышений предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не выявлено. Однако, в соответствии с протоколом испытаний от Х установлено, что на котельной эффективность работы ГОУ (степень очистки) составляет Х %, что не соответствует проектной документации и техническим характеристикам, заявленным изготовителем, которая должна составлять не менее Х % очистки для данной ГОУ.

Также согласно акту от Х о невозможности проведения отбора проб и экспертному заключению с от Х оценить эффективность работы (степень очистки) на котельных , ООО «ЖКК» не представляется возможным, так как точки отбора проб не оборудованы в соответствии с п. 2.2 ГОСТа 17.2406-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения» (отрезок прямого участка газохода до измерительного сечения должен быть длиннее отрезка за измерительным сечением (черт. 2); отношение длин отрезков газохода до измерительного сечения и за ним устанавливается согласно черт. 3). Отбор на указанных котельных не представляется возможным ввиду нарушения требований к отношению прямолинейных длин отрезков газохода до измерительного сечения за ним на входе в ГОУ.

В соответствии с паспортами установок очистки газа, установленных на котельной : паспорт «Циклон ЦН-15-500х1УП»; паспорт «Циклон ЦН-15-400х2УП»; паспорт «Циклон ЦН-15-400х2УП», эффективности очистки газа, согласно документации изготовителя составляет Х %.

Таким образом, эффективность очистки выбросов в атмосферный воздух на котельной на Х % ниже технических характеристик, заявленных изготовителем.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что для проведения отбора проб промышленных выбросов в атмосферный воздух необходимо увеличить длины прямолинейных газоходов на входах в ГОУ котельных и ООО «ЖКК» в соответствии с действующей нормативной документацией.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции Российской Федерации).

При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарными, гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту Федеральный закон № 96-ФЗ).

Эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае, если установки очистки газа не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования завершена (ст. 16.1 Федерального закона № 96-ФЗ).

В случае, если ГОУ отключена или не обеспечивает проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов, эксплуатация соответствующего технологического оборудования (установки) запрещена. При проектной очистке и (или) обезвреживании выбросов фактические показатели работы газоочистных установок должны соответствовать техническим характеристикам ГОУ, обеспечивающим соблюдение нормативов выбросов, установленных для конкретного стационарного источника выбросов и для производственного объекта в целом в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (п.10 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 сентября 2017 года №498 (далее по тексту Правила).

Программа технического обслуживания, технического осмотра и проверки показателей работы ГОУ и планово - предупредительного ремонта должна составляться согласно требованиям, установленным руководством (инструкцией) по эксплуатации с учетом технического состояния ГОУ, исходя из необходимости обеспечения проектной очистки и (или) обезвреживания выбросов (п. 19 Правил).

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что фактическая степень очистки ГОУ на котельной не соответствует техническим характеристикам, указанным в паспортах ГОУ: «Циклон ЦН-15-500х1УП»; «Циклон ЦН-15-400х2УП»; «Циклон ЦН-15-400х2УП».

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности (ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 10 января 2022 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2022 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч.ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения (ч. 1 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Оценка соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) и регионального государственного экологического контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы (ч. 1 ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 4 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что в нарушение указанного законодательства, исходя из невозможности произвести отбор проб промышленных выбросов на котельных и , не представляется возможным в полной мере осуществлять: федеральный и региональный государственный экологический контроль (надзор); производственный контроль.

Эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

В соответствии с п. 13 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 сентября 2017 года № 498, ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ.

Из представленных суду материалов дела следует, что в нарушение указанных Правил определить фактическую эффективность работы ГОУ на котельных и не представилось возможным.

Оценив представленные доказательства в совокупности, в порядке, предусмотренном положениями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что требования истца законны, обоснованны, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая обстоятельства, а также условия, необходимые для исполнения рассматриваемых требований, с учетом принципа разумности, суд считает необходимым установить для ответчика срок для устранения нарушений законодательства до Х.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Жемчужненский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия о возложении обязанности привести газоотходы котельных в соответствие с требованиями ГОСТа, замене газоочистных установок, удовлетворить.

Обязать муниципальное образование Жемчужненский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия обеспечить возможность проведения отбора проб промышленных выбросов в атмосферный воздух с целью очистки эффективности работы (степень очистки) газоочистных установок, путем проведения газоходов в котельных: , расположенной по адресу: Х; , расположенной по адресу: Х, в соответствие с действующей нормативной документацией, увеличив длины прямолинейных газоходов на входах в ГОУ указанных котельных в соответствии с п. 2.2 ГОСТ 17.2.4.06-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения» в срок до Х.

Обязать муниципальное образование Жемчужненский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия произвести замену газоочистных установок, использующихся на котельной , расположенной по адресу: Х в срок до Х.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы в Ширинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий          Журавлева Н.Ю.

Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано 21 июня 2022 года.

Судья                                       Журавлева Н.Ю.

2-361/2022 ~ М-350/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ширинского района
Ответчики
администрация Жемчужненского сельсовета
Другие
ООО "Жилищно-Коммунальный комплекс"
Министерство природных ресурсов и экологии РХ
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Журавлева Н.Ю.
Дело на странице суда
sharinsky--hak.sudrf.ru
21.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2022Передача материалов судье
25.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2022Подготовка дела (собеседование)
14.06.2022Подготовка дела (собеседование)
14.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2022Судебное заседание
21.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2022Дело оформлено
01.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее