Дело № 2-1953/2023
24RS0016-01-2023-001310-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Железногорск Красноярский край 11 декабря 2023 года
Железногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Владимирцевой С.Н.,
при секретаре Шатовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Фроловой Ксении Дмитриевне о взыскании незаконно полученных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «УСЗН» обратилось в суд с иском к Фроловой К.Д. о взыскании незаконно полученных денежных средств, мотивируя свои требования тем, что Предоставление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (далее - ежемесячная выплата) через КГКУ «УСЗН» регулируется: Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ (в ред. от 29.12.2020) «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее - Федеральный закон № 418-ФЗ); Приказом Минтруда России от 29.12.2017 № 889н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка» (далее - Приказ № 889н, Порядок).
В соответствии с Федеральным законом № 418-ФЗ право на получение ежемесячной выплаты имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее - ВПМ).
До 01.01.2023 заявление о назначении ежемесячной выплаты подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения.
В соответствии с пунктом 2 административного регламента предоставления министерством социальной политики Красноярского края государственной услуги по предоставлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, утвержденного приказом министерства социальной политики Красноярского края от 10.09.2020 № 123-Н данная государственная услуга предоставляется через КГКУ «УСЗН» и его территориальные отделения.
Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона № 418-ФЗ доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Порядка (в редакции от 29.07.2021) к заявлению о назначении ежемесячной выплаты прилагались документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, перечень которых предусмотрен приложением № 2 к Приказу № 889н. Согласно пункту 5 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат доходы каждого члена семьи подтверждала справкой с места работы (службы, учебы) или иным документом, подтверждающим доход.
На основании заявления Фроловой К.Д. от 17.08.2021 о предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (далее - заявление), было принято решение в виде протокола от 18.08.2021 о предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка Фролова Даниила Викторовича, 20.06.2020 года рождения за период с 17.08.2021 по 20.06.2022.
С заявлением Фролова К.Д. представила справку от 17.08.2021 о доходе мужа за период с 01.02.2020 по 01.01.2021 как индивидуального предпринимателя. В связи с тем, что ежемесячная выплата предоставляется при условии не превышения размера среднедушевого дохода семьи 2-кратной ВПМ, заявителю был произведен расчет среднедушевого дохода семьи на основании вышеуказанной справки и сведений о доходе Фроловой К.Д. Размер среднедушевого дохода семьи в месяц по представленным сведениям составил 12 226,57 рублей, что ниже 2-х кратной ВПМ (12 226,57 рублей < 26 274 рубля), что повлияло на принятие положительного решения на предоставление ежемесячной выплаты Фроловой К.Д.
Ежемесячная выплата назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.
Фролова К.Д. вновь обратилась в КГКУ «УСЗН» с заявлением от 07.06.2022 так как 20.06.2021 ее ребенку исполнялся год. В связи с изменением действующего законодательства в части порядка предоставления документов и сведений, а именно внесения изменений в перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, утвержденных приказом Минтруда России от 23.12.2021 № 912н «О внесении изменений в Перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н» сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора, КГКУ «УСЗН» запросило посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия в ФНС России (автоматизированная информационная система «Налог-3»).
В поступившем межведомственном ответе Федеральной налоговой службы России содержались сведения об ином доходе мужа заявителя - Фролова Даниила Викторовича за период с 01.02.2020 по 01.01.2021. Среднедушевой доход семьи в месяц составил по данным показателям 71 110,27 рублей, что выше 2-х кратной ПМ (71 110,27 рублей > 26 274 рубля). При данном размере дохода семьи, Фролова К.Д. права на ежемесячную выплату не имела.
Таким образом, в результате предоставления недостоверных сведений о доходах мужа, Фролова К.Д. необоснованно получила ежемесячную выплату в сумме 137 369,65 рублей за период с 17.08.2021 по 20.06.2022.
В связи с образовавшейся переплатой ежемесячной выплаты 29.06.2022 Фролова К.Д. подала заявление об удержаниях с текущих ежемесячных выплат, назначенных по заявлению от 07.06.2022 в размере 50%. Таким образом, Фроловой К.Д. была добровольно возмещена сумма неосновательного обогащения в размере 44 458,75 рублей. С 01.01.2023 полномочия по предоставлению ежемесячной выплаты были переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а поэтому удержания КГКУ «УСЗН» с текущих выплат стали невозможны.
В соответствии с заявлением, ответчик была предупреждена о том, что денежные средства, излишне выплаченные вследствие предоставления документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытия данных подлежат возмещению добровольно или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответчик, вследствие предоставления неполных и недостоверных сведений излишне получила денежные средства в виде ежемесячной выплаты сумме 92910,90 рублей 90 копеек.
Расчет: 6 250 рублей (ежемесячная выплата за период с 17.08.2021 по 31.08.2021) + 12 918 рублей х 8 месяцев (ежемесячная выплата за период с сентября по май 2022 года) + 8 612 рублей х 9 мес. (ежемесячная выплата с 01.06.2022 по 20.06.2022) - 44 458,75 рублей (сумма ежемесячной выплаты, оплаченной добровольно) = 92 910,90 рублей (итого задолженность).
Ответчику было направлено уведомление о переплате с предложением возвратить в бюджет ежемесячную выплату в добровольном порядке, которое осталось без ответа.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно пункту 3 статьи 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В тоже время, о недобросовестности ответчика при получении ежемесячной выплаты свидетельствуют вышеуказанные обстоятельства, следовательно, вменяемая ответчику сумма подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 11, 12, 1102 ГК РФ просит суд взыскать с Фроловой Ксении Дмитриевны в пользу краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения» сумму необоснованно полученных денежных средства виде ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка размере 92910,90 рублей 90 копеек. Взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 2 987,33 рублей 33 копейки.
Представитель истца КГКУ «УСЗН» Дегтярева О.В. (полномочия по доверенности) в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела сторона извещена надлежащим образом, письменным заявлением исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик Фролова К.Д. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом по адресу регистрации по месту жительства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Судом установлено, что
17.08.2021 года Фролова К.Д. обратилась в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по г. Железногорску с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка на содержание Фролова Д.В., 20.06.2020 г.р.
С 17.08.2021 г. Фроловой К.Д. была назначена ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка на основании ФЗ №418-ФЗ от 28.12.2017 г., что подтверждается протоколом о предоставлении ежемесячной выплаты от 18.08.2021 года, с указанием размера выплат.
Фроловой К.Д. за период с августа 2021 года по июнь 2022 года выплачена ежемесячная выплата в связи с рождением ребенка в сумме 137369,65 рублей, что подтверждается информацией о выплатах на счет Фроловой К.Д. в ПАО Сбербанк.
29.06.2022 г. должностным лицом КГКУ «УСЗН» по г. Железногорску у Фроловой К.Д, отобрано заявление с просьбой производить удержания из текущих выплат 50% из ежемесячных выплат в связи с рождением первого ребенка.
13.02.2023 г. Фроловой К.Д. направлено уведомление о переплате суммы 92910,90 руб. и необходимости возврата указанной суммы в краевой бюджет в течение 3-х месяцев.
Оценивая представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд учитывает, что нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ст. 17, 1. 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральными законами и иными нормативными актами.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что меры социальной поддержки соответствующих категорий граждан являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14января 2016 г. № l-п, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 г. №16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет, в том числе, оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае ежемесячной денежной выплаты, без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося ежемесячной выплатой в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Приказом Минтруда России от 25.01.2023 N 40н "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и обращения за назначением указанной выплаты, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, и типовой формы заявления о ее назначении" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2023 N 74013) признаны утратившими силу: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 января 2018 г., регистрационный N 49592); приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 мая 2019 г. N 337н "О внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2019 г., регистрационный N 54883); приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 588н "О внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 сентября 2019 г., регистрационный N 55987).
В соответствии с пунктом 8 Порядка (согласно приказу № 889н в редакции на дату возникновения правоотношений) к заявлению о назначении ежемесячной выплаты должны быть представлены документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, перечень которых предусмотрен приложением № 2 к Приказу № 889н. Согласно пункту 5 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат доходы каждого члена семьи подтверждала справкой с места работы (службы, учебы) или иным документом, подтверждающим доход.
С заявлением Фролова К.Д. представила справку от 17.08.2021 о доходе мужа за период с 01.02.2020 по 01.01.2021 как индивидуального предпринимателя. В связи с тем, что ежемесячная выплата предоставляется при условии не превышения размера среднедушевого дохода семьи 2-кратной ВПМ, истцом был произведен расчет среднедушевого дохода семьи на основании вышеуказанной справки и сведений о доходе Фроловой К.Д. Размер среднедушевого дохода семьи в месяц по представленным сведениям составил по расчету истца 12 226,57 рублей, что ниже 2-х кратной ВПМ (12 226,57 рублей < 26 274 рубля), и что повлекло принятие положительного решения истцом на предоставление ежемесячной выплаты Фроловой К.Д.
Между тем, в соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, имеют право на проверку достоверности представленных гражданином сведений о доходах семьи. В этих целях указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию от всех владеющих такой информацией органов и организаций независимо от форм собственности, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Однако, истец, достоверно зная, что справка о доходе представлена индивидуальным предпринимателем Фроловым В.А. в отношении самого себя, никаких мер к проверке достоверности изложенных в ней сведений не принял, справка безоговорочно была принята как содержащая достоверные сведения.
Действовавшим в тот период времени правовым регулированием на ответчика Фролову К.Д. не была возложена обязанность доказать достоверность изложенных в справке о доходе ее супруга Фролова В.А. сведений. Должностными лицами истца Фроловой К.Д. не было предложено представить иные доказательства наличия и размера дохода ее супруга Фролова В.А., зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
Изменениями № 10, внесенными в указанный Приказ № 889н 23.12.2021 г., вступившими в силу с 11.02.2022 г., изменен порядок получения сведений о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора каждого члена семьи заявителя. С указанного времени обязанность по предоставлению справок о доходах на заявителя исключена, должностным лицам надлежало получать такие сведения в ФНС России (автоматизированная информационная система "Налог-3")/посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона N 418-ФЗ ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года.
По истечении указанного срока заявитель вправе подать новое заявление о назначении выплат сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы, предусмотренные пунктом 8 данных Правил (пункт 26 Порядка N 889н).
07.06.2022 г. Фролова К.Д. вновь обратилась с заявлением в УСЗН о ежемесячной выплате в связи с рождением первого ребенка в связи с достижением Фроловым Д.В. 20.06.2022 г. возраста 2-х лет.
В соответствии с новым правовым регулированием сведения о доходах супруга Фроловой К.Д. – Фролова В.А. запрошены истцом в ФНС России 09.06.2022 г. и представлены за 2020 год в целом и за 2021 год в целом. Сведения о доходах за 2022 год истцом не запрашивались.
Таким образом, судом установлено, что денежные средства Фроловой К.Д. выплачивались как мера государственной социальной поддержки на содержание ребенка.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлено доказательств недобросовестности в действиях Фроловой К.Д. при получении в спорный период сумм ежемесячных выплат при рождении первого ребенка, а так же доказательств надлежащего исполнения сотрудниками КГКУ «УСЗН», должностных обязанностей, связанных с контролем за достоверностью предоставленных Фроловой К.Д. документов (сведений) для получения меры социальной поддержки.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие умышленные действия Фроловой К.Д. по сокрытию сведений, влияющих на право получения указанных выплат, что при подаче заявления о назначении указанной выплаты Фроловой К.Д. предлагалось представить иные документы о наличии (отсутствии) у второго родителя дохода от предпринимательской деятельности и разъяснялись последствия непредставления таких сведений.
Судом не установлено, что имела место недобросовестность со стороны Фроловой К.Д. или счетная ошибка. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется.
Отобрание должностными лицами истца у Фроловой К.Д. заявления с обязательством возврата денежных средств не основано на вышеприведенных нормах закона, и не влечет возникновение обязательства на основании ст. 307 ГК РФ на стороне Фроловой К.Д.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Фроловой Ксении Дмитриевне о взыскании незаконно полученных денежных средств оставить без удовлетворения полностью.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Дата принятия решения в окончательной форме 17.12.2023 г.
Председательствующий С.Н. Владимирцева