Дело № 2-133/2022
УИД 13RS0018-01-2022-000245-24
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Ромоданово 19 мая 2022 г.
Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе
председательствующего судьи Долговой О.В.,
при секретаре судебного заседания Чернышовой М.А.,
с участием в деле: истца Турбаевой Н.В.,, её представителя ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ответчика - администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: нотариуса Ромодановского нотариального округа Республики Мордовия ФИО2, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Турбаевой Нины Васильевны к администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об установлении факта владения и пользования жилым домом за умершим, признании права собственности на квартиру в порядке наследования по закону,
установил:
Турбаева Н.В. обратилась в суд с иском к администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об установлении факта владения и пользования жилым домом за умершим, признании права собственности на квартиру в порядке наследования по закону.
В обоснование исковых требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер её сын ФИО1. После его смерти осталось наследственное имущество, в том числе квартира, расположенная по адресу: <адрес>. С целью оформления наследственных прав на квартиру истец обратилась к нотариусу нотариального округа Ромодановский Республики Мордовия с соответствующим заявлением, так как является единственным наследником по закону первой очереди. Однако в выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано по тому основанию, что отсутствуют правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на квартиру.
Вместе с тем, указанная квартира была предоставлена ФИО1 в марте 1991 года совхозом «Маяк» для проживания как работнику данной организации. Он, проживая в указанной квартире, сделал в ней ремонт и вселился для постоянного проживания. С этого времени и до момента смерти сын постоянно проживал в квартире и никуда не выезжал. Истец при этом проживала совместно с сыном и проживает до настоящего времени. Вместе с тем, ФИО1 в установленном законом порядке право собственности на квартиру при жизни оформить не успел, а документ, выданный руководителем совхоза «Маяк» на право занятия квартиры, не сохранился.
При жизни ФИО1 был зарегистрирован в данной квартире и фактически осуществлял по отношению к указанной квартире права и обязанности законного владельца. Постоянно проживал в квартире, осуществлял необходимый ремонт, оплачивал коммунальные платежи, считал квартиру своей собственностью.
В связи с этим просит суд установить факт владения и пользования на праве собственности при жизни ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, квартирой площадью 49,5 кв.м. с кадастровым номером 13:16:0101044:175, расположенной адресу: <адрес>. Признать за Турбаевой Ниной Васильевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на квартиру, площадью 49,5 кв.м. с кадастровым номером 13:16:0101044:175, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Турбаева Н.В., её представитель ФИО3, представитель ответчика – администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, третье лицо - нотариус Ромодановского нотариального округа Республики Мордовия ФИО2 в судебное заседание не явились, представив в суд письменные заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, относительно предмета спора – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился по неизвестной причине, надлежащим образом был извещён о месте и времени его проведения.
В связи с этим суд, в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принял решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные Турбаевой Н.В. исковые требования подлежат удовлетворению.
Свой вывод суд основывает следующим:
Из материалов дела усматривается, что истец Турбаева Н.В. является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 9, 10)
Согласно трудовой книжки серии АТ-V № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся сотрудником совхоза «Маяк». (л.д. 13-14)
Из справки, выданной администрацией Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ на день смерти проживал по адресу: <адрес> совместно с Турбаевой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. (л.д. 11)
Согласно техническому паспорту на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сведений о её правообладателях не имеется.
Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о его правообладателях вышеуказанной квартиры не имеется, право собственности за кем-либо не зарегистрировано.
Согласно имеющимся в материалах дела квитанциям ФИО1 регулярно оплачивал жилищно-коммунальные услуги с 2009 года, производил установку газового оборудования. (л.д. 20, 21-34)
В данном случае судом объективно установлено, что при жизни сын Турбаевой Н.В. фактически владел и пользовался на праве собственности квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, в установленном законом порядке при жизни не оформил не него права собственности.
Вышеуказанный факт владения и пользования на праве собственности за умершим квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, имеет юридическое значение для истца и подлежит установлению судом.
Получить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт в ином порядке, чем в судебном, истец не имеет возможности.
В связи с этим, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования истца в соответствующей части и установить факт владения и пользования при жизни на праве собственности ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, квартирой площадью 49,5 кв.м. с кадастровым номером 13:16:0101044:175, расположенной по адресу: <адрес>.
При разрешении исковых требований Турбаевой Н.В. о признании за ней права собственности на вышеуказанный жилой дом в порядке наследования по закону суд исходит из следующего.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О судебной практике по делам о наследовании" при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу абзаца первого статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьёй 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
В силу пункта 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации днём открытия наследства является день смерти гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно пункту 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чём бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (пункт 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О судебной практике по делам о наследовании" наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и её момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В данном случае судом установлено, что истец Турбаева Н.В. является наследником первой очереди к имуществу умершего ФИО1
Из материалов наследственного дела № усматривается, что наследником имущества ФИО1 является его мать Турбаева Н.В.
Вместе с тем, как указано выше, в данном случае судом установлен факт того, что ФИО1 при жизни фактически на праве собственности владел и пользовался квартирой, площадью 49,5 кв.м. с кадастровым номером 13:16:0101044:175, расположенной по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что спорное наследственное имущество было принято Турбаевой Н.В. установленным законом способом, поскольку она вступила во владение наследственным имуществом, пользуется им как своим собственным, другие наследники на наследство не претендуют.
В связи с изложенным суд считает, что исковые требования истца в указанной части также основаны на законе, следовательно, данные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199, 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Турбаевой Нины Васильевны к администрации Ромодановского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об установлении факта владения и пользования квартирой за умершим, признании права собственности на квартиру в порядке наследования по закону удовлетворить.
Установить факт владения и пользования на праве собственности при жизни ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, квартирой площадью 49,5 кв.м. с кадастровым номером 13:16:0101044:175, расположенной по адресу: <адрес>.
Признать за Турбаевой Ниной Васильевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на квартиру площадью 49,5 кв.м. с кадастровым номером 13:16:0101044:175, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в путём подачи жалобы через Ромодановский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ромодановского районного суда
Республики Мордовия (подпись) О.В. Долгова