Дело №2а-187/2021
УИД 28RS0013-01-2021-000243-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2021 года с. Поярково
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Чубукиной О.Е.,
при секретаре Евграфовой Ю.А.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Михайловского района Амурской области Дохно Е.А., действующей на основании служебного удостоверения ТО № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика – администрации Михайловского района Амурской области Бакшеевой Н.А., действующей на основании доверенности от 11.06.2021 года №01-05-1950,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Михайловского района Амурской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Михайловского района Амурской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения путем организации регулярного транспортного сообщения между административным центром с. Поярково и населенным пунктом с. Коршуновка,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Михайловского района Амурской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к административному ответчику - администрации Михайловского района Амурской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения путем организации регулярного транспортного сообщения между административным центром с. Поярково и населенным пунктом с. Коршуновка.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Михайловского района Амурской области района проведена проверка исполнения администрацией Михайловского района Амурской области требований федерального законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения. В ходе проверки установлено, что в с. Коршуновка Михайловского района Амурской области проживает 403 человека, вместе с тем регулярное транспортное сообщение между с. Коршуновка и административным центром района с. Поярково отсутствует. С целью устранения выявленных нарушений главе Михайловского района Амурской области 09.04.2020 года вынесено представление, однако меры по организации транспортного обслуживания населения с. Коршуновка не приняты, администрация района ссылается на убыточность перевозок, отсутствие гаража для автобуса и водителя категории «D». Выявленные нарушения требований федерального законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения ограничивают конституционное право граждан на свободу передвижения, создают препятствия обращению жителей с. Коршуновка за медицинской помощью, в органы миграционный службы, ЗАГСА и другие.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, административный истец просит суд возложить на административного ответчика - администрацию Михайловского района Амурской области обязанность устранить нарушения законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения путем организации регулярного транспортного сообщения между административным центром с. Поярково и населенным пунктом с. Коршуновка.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Михайловского района Амурской области Дохно Е.А. поддержала заявленные требования с учетом их уточнений в полном объёме.
Представитель административного ответчика – администрации Михайловского района Амурской области Бакшеева Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители заинтересованных лиц - администрации Коршуновского сельсовета Михайловского района Амурской области, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в адрес суда не поступило. Возражений по существу заявленных требований не представлено.
Заслушав представителя административного истца - помощника прокурора Михайловского района Амурской области, представителя ответчика – администрации Михайловского района Амурской области, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу требования ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу положений ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1, ч.3 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствие с п.п. 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Частью 3 ст. 4 Устава Михайловского района с. Поярково является административным центром Михайловского района Амурской области.
Согласно п. 1.4.2. Устава к вопросам местного значения района относится, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах михайловского района.
Частью 2 ст. 4 Устава закреплено, что территорию Михайловского района образует в том числе, территория Коршуновского сельсовета (административной центр с. Коршуновка)
Постановлением главы Михайловского района №1189 от 15.12.2017 года утверждён порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Михайловского района.
Согласно постановлению главы Михайловского района №700 от 28.11.2019 года утверждён Регламент маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом муниципальной маршрутной сети на территории Михайловского района.
Постановлением главы Михайловского района №54 от 07.02.2020 года утверждён документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на 2020 год. Исполнителем мероприятий документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на 2020 год на территории Михайловского района является администрация Михайловского района Амурской области.
Как установлено из материалов дела, прокуратурой Михайловского района Михайловского района Амурской области района проведена проверка исполнения администрацией Михайловского района Амурской области требований федерального законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения, в ходе которой установлено, что администрацией не принимаются меры по организации транспортного обслуживания населения с. Коршуновка.
Согласно представлению прокурора Михайловского района об устранении нарушений федерального законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения, администрации Михайловского района рекомендовано принять конкретные меры, направленные на устранение нарушений по принятию мер организации транспортного обслуживания населения с. Коршуновка.
Согласно информации главы Михайловского района от 08.05.2020 года, регулярное автобусное сообщение между административным центром с. Поярково и с. Коршуновка не действует по причине отсутствия автобусов. В районе действуют четыре муниципальных маршрута регулярных перевозок. На обслуживание данных маршрутов привлечено два автобуса, имеющие срок эксплуатации 11 и 16 лет. Из-за дефицита бюджета администрацией Михайловского района приобретение автобусов возможно при условии со финансирования из областного бюджета. Всего для обслуживания существующих от открытия новых маршрутов требуется приобрести четыре автобуса. Кроме того, автобусный маршрут с. Поярково – с. Коршуновка будет убыточным по причинам: из-за пустых пробегов начало движения маршрута из с. Поярково так как в с. Коршуновка нет гаража для автобуса, отсутствует водитель категории «D», обученный специалист по выпуску автобусов в рейс.
Факт отсутствия транспортного сообщения по маршруту с. Коршуновка - с. Поярково Михайловского района Амурской области сроком более года не оспаривается ответчиком и подтверждается материалами дела.
Согласно информации, предоставленной главой Коршуновского сельсовета Михайловского района от 06.04.2020 года, регулярное транспортное сообщение между с. Коршуновка и с. Поярково не организовано, так как маршруты автобусного сообщения с районным центром ежегодно назначаются и утверждаются распоряжением главы Михайловского района, маршрут с. Поярково – с. Коршуновка не утверждён.
Согласно акту обследования автомобильных дорог от с. Поярково до с. Коршуновка от 11.05.2021 года в результате обследования выявлены недостатки в состоянии оборудования и содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д., угрожающие безопасности движения. Комиссия пришла к выводу, что дороги соответствуют требованиям безопасности движения. Открыть движение по автобусному маршруту возможно после устранения выявленных дефектов.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 12; ч. 1 ст. 130).
Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно его преамбуле, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения.
В соответствии с данным Федеральным законом вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением или органами местного самоуправления самостоятельно (ч. 2 ст. 1 Закона).
Вместе с тем закон не позволяет органу местного самоуправления произвольно относится к решению вопросов местного значения, отдавая приоритет одним перед другими, исходя только из целесообразности и финансовых затрат необходимых для их решения. Более того, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности. В противном случае, создавалась бы угроза ненадлежащего выполнения органами местного самоуправления их конституционных обязанностей, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
По делу достоверно судом установлен факт отсутствия транспортного сообщения между населенными пунктами с. Коршуновка и с. Поярково Михайловского района Амурской области, в результате чего нарушаются права на обеспечение транспортной доступности не только постоянно проживающих жителей данных населенных пунктов, но и иных граждан, круг которых является неопределенным.
С учетом изложенного, вопреки позиции административного ответчика о невозможности организации между с. Коршуновка и с. Поярково автобусного сообщения, доводы административного искового заявления прокурора Михайловского района Амурской области о неисполнении администрацией Михайловского района Амурской области своих полномочий по решению вопросов законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения, суд считает обоснованными.
Административным ответчиком каких-либо допустимых или относимых доказательств принятия мер по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению с. Коршуновка и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, в том числе, установления муниципального транспортного маршрута по автомобильным дорогам, имеющим необходимую категорию, либо по приведению дорог местного значения в соответствие с требованиями, установленными Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также по проведению конкурсов на заключение муниципальных контрактов для осуществления регулярных перевозок пассажиров на территории села, суду не представлено, и таковых доказательств материалы административного дела не содержат.
Отсутствие финансовой возможности для исполнения полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению не является основанием для не исполнения органом местного самоуправления требований законодательства, доказательств о наличии запланированных в местном бюджете статей расходов на исполнение своих обязанностей в части организации транспортного обслуживания населения и невозможности исполнения бюджета муниципальным образованием административным ответчиком также не представлено.
Таким образом, осуществление транспортного обслуживания населения, проживающего в сельской местности, является обязательной и социально-значимой функцией публичной власти, выполняемой ею на постоянной основе и обусловленной жизненно важными потребностями и интересами людей, связанными с их неотъемлемыми правами и свободами, гарантированными государством (на жизнь, свободу передвижения, труд, отдых, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование и т.д.)
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
При этом, при определении срока, в течение которого обязанность должна быть выполнена, судом учитываются, разумность, характер и объем действия, необходимых для выполнения ответчиками обязанностей, возложенных на них решением суда.
С учётом изложенного, суд полагает возможным установить ответчику срок исполнения возложенных судом обязанностей в течение трёх месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
На основании изложенного, административные исковые требования прокурора Михайловского района Амурской области являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Михайловского района Амурской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Михайловского района Амурской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения путем организации регулярного транспортного сообщения между административным центром с. Поярково и населенным пунктом с. Коршуновка, удовлетворить.
Возложить на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения путем организации регулярного транспортного сообщения между административным центром с. Поярково Михайловского района Амурской области и населенным пунктом с. Коршуновка Михайловского района Амурской области.
Решение суда может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Михайловского районного суда О.Е. Чубукина