Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-328/2024 (2-4682/2023;) ~ М-3875/2023 от 05.10.2023

УИД: 59RS0004-01-2023-005306-66

Дело № 2-328/2024    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2024 года                          город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,

при секретаре судебного заседания Меновщиковой Ю.О.,

с участием представителей истца Погореловой Д.М., Тепляшиной П.С., действующих по доверенностям,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Инспекции Государственного жилищного надзора Пермского края к КОА о возложении обязанности,

определил:

Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (далее – Инспекция) обратилась в суд с иском к ответчику КОА о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение – комната в многоквартирном <Адрес> для проведения для проведения Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края контрольного (надзорного) мероприятия на предмет соблюдения порядка перепланировки и (или) переустройства жилого помещения в многоквартирном доме.

Требования обоснованы тем, что в Инспекцию поступило обращение по вопросу о законности переустройства и перепланировки жилого помещения (квартиры) в многоквартирном <Адрес> в <Адрес>. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, собственниками квартиры является в том числе ответчик. На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией в отношении ответчика инициировано контрольное (надзорное) мероприятие на предмет соблюдения обязательных требований к порядку переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме. Инспекцией в адрес ответчика направлены заказные письма с уведомлением о вручении, в которых сообщалось о проведении контрольного (надзорного) мероприятия ДД.ММ.ГГГГ. Указанные письма ответчиком не получены и возвращены в Инспекцию. Доступ в жилое помещение ответчиком не обеспечен, что отражено в акте инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с необеспечением ответчиком доступа в жилое помещение, Инспекцией инициировано повторное контрольное (надзорное) мероприятие. ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией в адрес ответчика направлены заказные письма с уведомлением о вручении, в которых сообщают о проведении контрольного (надзорного) мероприятия ДД.ММ.ГГГГ. Указанные письма ответчиком не получены и возвращены в Инспекцию. Доступ в жилое помещение ответчиком повторно не обеспечен, что было отражено в акте инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования заявлены в целях недопущения нарушения прав граждан и возникновения аварийной ситуации.

Представители истца в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивали.

Ответчик извещался судом о времени и месте рассмотрения дела заказной корреспонденцией по адресу: <Адрес>, а также по адресу места регистрации, подтвержденному сведениями отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по <Адрес>, вместе с тем, почтовые отправления с судебными извещениями не получил, конверты возвращены в адрес суда. Доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, об отложении дела не просил.

В соответствии ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», следует признать, что в силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

Исходя из положений ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что предполагает предоставление участвующим в судебном разбирательстве сторонам равных процессуальных возможностей по отстаиванию своих прав и законных интересов.

Суд же, осуществляя гражданское судопроизводство на основе данных принципов, обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации обеспечивает создание равных условий для участников гражданского судопроизводства и возможность реализации ими своих прав по своему усмотрению, в том числе обеспечением возможности непосредственно участвовать в рассмотрении дела лично или через представителей.

Согласно частям 2 и 3 ст. 167 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела с учетом того, что в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Ленинского районного суда г.Перми (http://lenin.perm.sudrf.ru/ раздел «Судебное делопроизводство»), и ответчик имел возможность ознакомиться с данной информацией.

С учетом изложенного, положений ст. ст. 3, 154 ГПК РФ, п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, п.п. «с» п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., устанавливающих условие о необходимости рассмотрения гражданских дел судами в разумные сроки и без неоправданной задержки, а также положений ст. ст. 113-119 ГПК РФ, ст. 20 ГК РФ, ст.ст. 2, 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», устанавливающих обязанность граждан Российской Федерации состоять на регистрационном учете по месту жительства и/или месту пребывания, в т.ч. в целях исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, суд находит поведение ответчика, выражающееся в неполучении отправленных в его адрес, в т.ч. адрес регистрации, судебных извещений, и непредставлении в адрес соответствующих органов государственной власти и в адрес суда информации о смене своего места жительства или места пребывания, нарушением общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, считает поступившие в адрес суда сведения о невручении ответчику почтовой корреспонденции с судебными извещениями, сведениями об ее надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела и полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие ответчика.

Заслушав пояснения представителей истца, оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Согласно ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

На основании части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 1 ч.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, в отношении жилищного фонда, в том числе требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

Из положений статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (часть 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу положений статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 данных Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

Судом установлено, что комната площадью 27,4 кв.м, расположенная по адресу: <Адрес>, находится в собственности ответчика КОА, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 6-11,57-59).

На основании поступившего в Инспекцию обращения за зашитой (восстановлением) нарушенного права от ДД.ММ.ГГГГ, и.о. заместителем начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ММЕ принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении инспекционного визита в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора) в Пермском крае по адресу: <Адрес> отношении контролируемого лица КОА Предметом инспекционного визита является соблюдение требований к переустройству и перепланировке жилых помещений в многоквартирном доме. Инспекционный визит проводится ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-14, 15-18).

ДД.ММ.ГГГГ КОА по адресам: <Адрес>, направлено требование о принятии участия в проверке ДД.ММ.ГГГГ, истребовании документов, получении письменных объяснений (л.д. 19).

Конверты с требованиями, направленными в адрес ответчика, возвращены Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в связи с истечением срока хранения, что подтверждается отчетами об отслеживании отправления с почтовыми идентификаторами <данные изъяты> (л.д.20).

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт инспекционного визита, из которого следует, что для составления протокола осмотра доступ в <Адрес> по адресу: <Адрес>, не обеспечен. О дате и времени проведения контрольного (надзорного) мероприятия собственник <Адрес> уведомлен требованием от ДД.ММ.ГГГГ , направленным Инспекцией. Документы по требованию не представлены (л.д. 22-25). К акту приложен протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-27).

Впоследствии, и.о. заместителем начальника Инспекции государственного жилищного надзора <Адрес> ММЕ принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о проведении инспекционного визита в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора) в Пермском крае по адресу: <Адрес> отношении контролируемого лица КОА Предметом инспекционного визита является соблюдение требований к переустройству и перепланировке жилых помещений в многоквартирном доме. Инспекционный визит проводится ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-31).

ДД.ММ.ГГГГ КОА по адресам: <Адрес>, направлено требование о принятии участия в проверке ДД.ММ.ГГГГ, истребовании документов, получении письменных объяснений (л.д. 32).

Конверты с требованиями, направленными в адрес ответчика, возвращены Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в связи с истечением срока хранения, что подтверждается отчетами об отслеживании отправления с почтовыми идентификаторами <данные изъяты> (л.д.33,34).

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт инспекционного визита, из которого следует, что для составления протокола осмотра доступ в <Адрес> по адресу: <Адрес>, не обеспечен. О дате и времени проведения контрольного (надзорного) мероприятия собственник <Адрес> уведомлен требованием от ДД.ММ.ГГГГ , направленным Инспекцией. Документы по требованию не представлены (л.д.35-38). К акту приложен протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39-40).

На день рассмотрения дела доступ Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в жилое помещение ответчиком не обеспечен. Доказательств обратному суду не представлено и судом не исследовалось (ст. 56 ГПК РФ).

Таким образом, ответчик создает риск возникновения аварийной ситуации в многоквартирном доме на протяжении длительного периода времени, поскольку документы о законности переустройства и перепланировки принадлежащего ему жилого помещения не предоставляет, препятствует в проведении инспекционного визита на предмет соблюдения требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений в многоквартирном доме.

В рамках настоящего дела, в суд с требованиями о предоставлении доступа в жилое помещение в целях проведения контрольно-надзорных мероприятий обратилась Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (л.д.4-5).

В силу п.8 и п.8.1. ст.13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: в том числе, осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществление регионального государственного жилищного надзора.

Исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять государственный жилищный надзор, является Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края, что закреплено в Постановлении Правительства Пермского края от 11.11.2021 № 864-п «Об утверждении Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) в Пермском крае».

В соответствии с п. 4.1 Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 № 913-п, Инспекция имеет право в пределах своей компетенции организовывать и проводить контрольные (надзорные) мероприятия в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.

Таким образом, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является управомоченным лицом на предъявление требований об обеспечении доступа в жилое помещение.

    В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Одним из юридически значимых обстоятельств по делу является выяснение наличия или отсутствия обстоятельств, подтверждающих создание ответчиком препятствий в осуществлении доступа в квартиру с целью проведения проверки по факту соблюдения порядка переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в многоквартирном доме.

В ходе судебного заседания установлено, что ответчик неоднократно не обеспечивал Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края доступ в <Адрес>, что подтверждается материалами дела.

    Доказательств обратному ответчиком не представлено.

Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела по существу нашло свое подтверждение наличие оснований для проведения инспекционного визита – обращение (жалоба) от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу соблюдения порядка переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (комнаты) в многоквартирном <Адрес> в <Адрес> в орган, уполномоченный на проведение проверок соблюдения гражданами порядка переустройства и перепланировки жилых помещений с правом проведения обследования таких жилых помещений, соблюдение порядка уведомления собственника об обеспечении доступа и предоставлении документов, подтверждающих законность произведенной перепланировки, непредставление ответчиком таких документов и доступа, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика предоставить доступ в жилое помещение.

    При таких обстоятельствах исковые требования Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края к КОА о возложении на ответчика обязанности обеспечить доступ в жилое помещение – комнату, площадью 27,4 кв.м, расположенную в <Адрес> в г. Перми, для проведения Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края контрольного (надзорного) мероприятия на предмет соблюдения порядка перепланировки и (или) переустройства жилого помещения в многоквартирном доме, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

возложить на КОА (<данные изъяты>) обязанность обеспечить доступ в жилое помещение – комнату, площадью 27,4 кв.м, расположенную в <Адрес> в <Адрес>, для проведения Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края контрольного (надзорного) мероприятия на предмет соблюдения порядка перепланировки и (или) переустройства жилого помещения в многоквартирном доме.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

(мотивированное решение изготовлено 06.02.2024).

Председательствующий             - подпись - И.Б. Чикулаева

Копия верна

Судья И.Б. Чикулаева

2-328/2024 (2-4682/2023;) ~ М-3875/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края
Ответчики
Колотов Олег Александрович
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Чикулаева И.Б.
Дело на странице суда
lenin--perm.sudrf.ru
05.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.10.2023Передача материалов судье
06.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.12.2023Предварительное судебное заседание
05.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.01.2024Предварительное судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2024Дело оформлено
07.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее