... | |
11RS0...-73 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Поляковой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Матюшкиной А.Э.,
рассмотрев 14 марта 2023 года в г.Воркуте Республики Коми в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-842/2023 по исковому заявлению ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми о включении периода в специальный стаж, назначении ежемесячной доплаты к пенсии,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ОСФР по Республике Коми о включении в страховой стаж и стаж работы по Списку№1 периода обучения в СПТУ №70 Кызыл-Кия Киргизской ССР с 01.09.1989 по 25.06.1992, периода службы в ВС России и периода нетрудоспособности в связи с производственной травмой с 25.07.2018, обязать назначить ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 №84-ФЗ с 21.11.2022.
В обоснование иска указал, что обратился к ответчику с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом №84-ФЗ. Решением ответчика в установлении доплаты к пенсии отказано. Истец полагает, что ответчиком неверно определена продолжительность его страхового стажа и стажа по Списку№1, в связи с чем, не назначена доплата. Считает, что в общий и страховой стаж, стаж работы по Списку№1 подлежит период обучения в СПТУ №70 Кызыл-Кия Киргизской ССР с 01.09.1989 по 25.06.1992, период службы в ВС России с 06.06.1992 по 21.09.1993. Также просит включить в стаж работы по Списку№1 период нетрудоспособности вследствие производственной травмы с 25.07.2018 по настоящее время.
С требованиями истца ответчик не согласился, направил отзыв, в котором указал на отсутствие требуемого для назначения доплаты стажа.
В судебное заседание истец, извещенный надлежащим образом, не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания представителя в суд не направил.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, пенсионное дело, дело ДСО истца, суд приходит к следующему выводу.
Истец 28.09.2018 обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Решением ОСФР по Республике Коми от 08.11.2018 в установлении доплаты отказано. Стаж работы в подземных и открытых горных работах с учетом суммирования неведущих профессий и ведущих профессий составил 23 года 09 мес. 02 дня.
Из данных о стаже усматривается, что в стаж работы, дающий право на ДСО не включены периоды обучения в училище, период службы в армии.
Стаж определен по состоянию на 25.07.2018.
Истец просит включить в общий, страховой и стаж работы по Списку№1 период обучения в СПТУ №70 Кызыл-Кия Киргизской ССР с 01.09.1989 по 25.06.1992, период службы в ВС России с 06.06.1992 по 21.09.1993.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 18.01.2018 по гражданскому делу №2-319/2018 ФИО1 отказано в удовлетворении требований к Управлению ПФР в г.Воркуте Республики Коми о включении в страховой стаж периода обучения в СПТУ №70 с 01.09.1989 по 25.06.1992 и включении в специальный стаж по Списку№1 периода службы в армии с 06.06.1992 по 21.09.1993. Решение суда вступило в законную силу.
Решением Воркутинского городского суда от 03.04.2019 по гражданскому делу №2-398/2019 удовлетворены требования ФИО1 к ГУ –УПФР в г.Воркуте Республики Коми период службы в армии с 06.06.1992 по 21.09.1993 включен в общий стаж. Решение суда вступило в законную силу.
Принимая во внимание, что в отношении требований истца о включении периода обучения в СПТУ в страховой стаж и периода службы в Армии в стаж по Списку№1 и в общий стаж имеются вступившее в законную силу решения суда, требования истца о включении указанных периодов в стаж по Списку№1 рассматриваются исключительно в аспекте права на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
Разрешая требования истца о включении в стаж работы, дающей право на дополнительное социальное обеспечение, периода службы в Вооруженных Силах, периода обучения в СПТУ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в настоящей статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что в отношении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, применяются соответствующие положения пунктов 98, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Таким образом, из приведенной нормы постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 применяется к Списку N 1 и Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (абз. 3 подпункта "а"; абз. 3 подпункта "б" пункта 1), а также к работницам предприятий текстильной промышленности по списку производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1021, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 марта 1992 г. (абзац 3 подпункта "в" пункта 1 постановления).
Согласно подпункту "к" пункта 109 данного Положения кроме работы в качестве рабочего и служащего в общий стаж работы засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (далее - Положение от 3 августа 1972 г. N 590), предусматривалось при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком N 1 и Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 приравнивать период службы по призыву - к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (подпункт "к"), а также приравнивать учебу в профессионально-техническом училище и иных учебных заведениях, указанных в подпункте "з" Положения от 3 августа 1972 г. N 590, к работе, дающей право на льготное исчисление пенсии, если работа следовала за окончанием периода учебы в перечисленных в данной норме учебных заведениях.
Абзац 5 пункта 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Данное Положение фактически утратило свою силу с принятием Закона РСФСР от 20 декабря 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который в соответствии со статьей 130 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 введен в действие с 1 января 1992 г. и не предусматривал возможность включения службы в рядах Вооруженных Сил после 1 января 1992 г. в специальный стаж.
Кроме того, Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" назначение пенсии по старости на льготных условиях независимо от возраста предусмотрено не было. До 1 января 1992 г. указанным лицам назначалась пенсия на льготных условиях по Спискам N 1 и N 2, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, по достижении установленного данным законом возраста.
Возможность применения пункта 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 к подпункту "е" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, относящемуся к пункту 11 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" к лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они проработали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет) в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 не предусмотрена, поэтому к указанным лицам пункт 109 Положения от 3 августа 1972 г. N 590 не применяется.
Подпункт "е" пункта 1 постановления Правительства не назван в числе других в подпункте "а" пункта 3 указанного постановления Правительства N 665, поэтому при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым на подземных и открытых горных работах, Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" не применяется, равно, как и не применяется пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 4 августа 1956 г. N 11044.
Кроме того, из содержания нормативных положений статей 1, 5 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ следует, что источником финансирования доплаты к пенсии за стаж работы в угольной промышленности являются страховые взносы, дополнительно (сверх установленного тарифа) уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации организациями угольной промышленности на выплату именно доплаты к пенсии работникам угольной отрасли Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 названного закона для плательщиков взносов установлен тариф взносов в размере 6,7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
Частью 3 статьи 6 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ определено, что объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения и база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Из изложенных норм закона следует, что дополнительные страховые взносы (сверх установленного тарифа), уплачиваемые организациями угольной промышленности Российской Федерации в целях предоставления такой социальной гарантии бывшим работникам организаций угольной промышленности как доплата к пенсии, не участвуют в формировании размера страховой пенсии, который обеспечивается за счет взносов на обязательное пенсионное страхование, а имеют иное целевое назначение - расходуются только на дополнительное материальное обеспечение бывших работников угольной промышленности Российской Федерации и угольной промышленности бывшего СССР до 1 декабря 1991 г.
Таким образом, порядок установления пенсии работникам угольной промышленности и порядок установления доплаты к ней различны по своему характеру и имеют самостоятельное правовое регулирование. То, что исчисление стажа для назначения доплаты к пенсии бывшим работникам угольной промышленности производится в том же порядке, что и для исчисления пенсии по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых взносах", не означает, что право на доплату определяется в том же порядке, что и право на установление пенсии.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, правом на доплату к пенсии, которая формируется за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, обладают бывшие работники организаций угольной промышленности, имеющие соответствующий стаж работы в организациях угольной промышленности Российской Федерации и в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 г., а именно работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
Таким образом, период службы в Вооруженных Силах и периода обучения в СПТУ не включается в стаж, дающий право на дополнительное социальное обеспечение отдельным категориям работников угольной промышленности, требования истца в данной части суд находит необоснованными и не подлежащим удовлетворению.
Не подлежит включению в специальный стаж по Списку№1 период обучения в СПТУ, поскольку Положение от 3 августа 1972 г. N 590 с 01.01.1992 не применяется, а по состоянию на 01.01.1992 требования, предусмотренные абзацем 5 п.109 Положения не выполнены.
Истец просит включить в стаж по Списку №1 период нетрудоспособности вследствие производственной травмы с 25.07.2018 по настоящее время.
Доказательства о том, что период с 25.07.2018 по настоящее время является периодом нетрудоспособности суду не представлено.
Справкой АО «Воркутауголь» от 28.02.2023 №12-4/121 подтверждается, что ФИО1 работал в АО «Воркутауголь» с 11.06.1998, уволен 25.07.2018. Согласно сведениям индивидуального лицевого счета после июля 2018 года ФИО1 не работал. В отсутствие доказательств работы в период с 25.07.2018 по настоящее время требования истца о включении данного периода в стаж работы по Списку№1 удовлетворению не подлежат.
Также суд считает необходимым отметить, что включение периода с 25.07.2018 по настоящее время (т.е. по день рассмотрения дела в суде) в стаж по Списку№1, не влияют на размер пенсии, установленной истцу с 21.04.2017.
Продолжительность стажа в подземных и открытых горных работах составляет 23 года 09 мес. 02 дня при требуемой 25 лет, следовательно требования истца о назначении дополнительного социального обеспечения удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л :
в удовлетворении требований ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми о включении периода обучения с 01.09.1989 по 25.06.1992, периода службы в армии с 06.06.1992 по 21.09.1993, периода с 25.07.2018 по 13.03.2023 в специальный стаж, дающий право на доплату к пенсии, назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" пенсии, включении периода обучения в СПТУ с 01.09.1989 по 25.06.1992, периода с 25.07.2018 по 13.03.2023 в стаж по Списку№1, перерасчете пенсии отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме – 17 марта 2023 года.
Председательствующий Н.В.Полякова