И.о. мирового судьисудебного участка № 2Магаданского судебного районаХарченко В.В.27 октября 2023 г. | Дело № 2- 2619/2-2023№ 22-179/2023г. Магадан |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Магаданский городской суд Магаданской области:
в составе председательствующего судьи Нецветаевой И.В.,
при секретаре Львовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда в апелляционном порядке гражданское дело № 2-2619/2-2023 по иску ПАО «Магаданэнерго» к Кондрашеву Сергею Николаевичу о взыскании задолженности за потребленную горячую воду, пени, судебных расходов
по апелляционной жалобе Кондрашева Сергея Николаевича на решение и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Магаданского судебного района Магаданской области от 26 июля 2023 г.,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Магаданэнерго» обратилось к мировому судье судебного участка № 2 Магаданского судебного района Магаданской области с исковым заявлением к Кондрашеву С.Н. о взыскании задолженности по оплате потребленной горячей воды, а также пени за просрочку платежей.
В обоснование иска истец указал, что в период с 1 марта 2021 г. по 30 апреля 2022 г. ПАО «Магаданэнерго» осуществляло теплоснабжение нежилого помещении ответчика в <адрес>. В нарушение требований закона ответчик обязанность по оплате горячего водоснабжения не производил, в связи с чем образовалась задолженность в сумме 19 144 рубля 71 копейка. Претензия ответчика о погашении данной задолженности оставлена ответчиком без внимания. В этой связи истец начислил Кондрашеву С.Н. пени за период с 13 мая 2021 г. по 31 мая 2022 г. в сумме 2 190 рублей 54 копейки. Указанную задолженность, пени, а также расходы по оплате государственной пошлины просил взыскать в его пользу с ответчика.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Магаданского судебного района от 26 июля 2023 г. заявленные ПАО «Магаданэнерго» требования удовлетворены частично, с Кондрашева С.Н. взыскана задолженность по оплате за потреблённую в период с 1 марта 2021 г. по 30 апреля 2022 г. в сумме 17 294 рубля 53 копейки, пени в размере 1 936 рублей 67 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в размере 757 рублей 21 копейка, а всего в общей сумме 19 988 рублей; в удовлетворении остальной части требований истцу отказано.
Не согласившись с принятым решением, ответчик Кондрашев С.Н. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи отменить, в связи с допущенными нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование указал, что в нарушение статьи 198 ГПК РФ во вводной части решения отсутствует номер рассматриваемого дела и не указано на участие в судебном заседании представителя истца. В ходе рассмотрения дела судом не исследованы представленные им письменные доказательства, а именно копии претензий, направленных истцу, содержащих показания индивидуальных приборов учёта и отметку об отказе в их принятии. Полагает, что мировым судьёй при принятии решения неправомерно применён приказ Минпромторга РФ от 31 июля 2020 г. № 2510 к ответчику – гражданину, поскольку он распространяет своё действие на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также не согласен с применением судом Правил оказания коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, полагая их недействующими, в связи с нарушением процедуры официального опубликования.
Кроме того, Кондрашев С.Н. указал на необоснованность отказа истца в принятии у него показаний индивидуальных приборов учёта, в связи с непредставлением документов, подтверждающих их периодическую поверку. Ссылаясь на Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений», считает, что такую поверку предписано проводить только юридическим лицам, тогда как в отношении потребителей – граждан надлежит применять положения части 2 статьи 543 ГК РФ, предписывающую именно энергоснабжающей организации обеспечивать надлежащее состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учёта потребления энергии, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Представитель истца, ответчик Кондрашев СН. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель ПАО «Магаданэнерго» представил письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, просил решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобы Кондрашева С.Н. без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела в передах доводов апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу положений статьи 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено договором.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрена обязанность собственника жилого помещения по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения у него права собственности на жилое помещение.
В соответствии со статьей 678 ГК РФ граждане обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взносы на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединительную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации)
Пункт 1 статьи 540 ГК РФ предусматривает, что в случае, если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 указанного Кодекса.
Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).
В случаях предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, плата за коммунальные услуги вносится соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами (ч. 7.5 ст. 155 ЖК РФ).
В совокупности с тарифами по оплате за коммунальные услуги, перечисленные правовые нормы представляют собой публичный договор, по условиям которого истец предоставляет ответчику услуги, а ответчик обязан оплатить данные услуги в установленный срок по установленным тарифам.
В соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается ответчиком, с 17 октября 2002 г. по настоящее время Кондрашев С.Н. является собственником нежилого помещения, расположенного в г<адрес>, подключенного к централизованным тепловым сетям ПАО «Магаданэнерго», осуществляющего сбыт тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов Магаданской ТЭЦ на основании постановления мэра г. Магадана от 22 июня 2004 г. № 1180.
Таким образом, в силу вышеприведённых норм закона, с 17 октября 2002 г. Кондрашев С.Н. несёт обязанность по оплате жилищных и коммунальных услуг, предоставляемых в принадлежащее ему нежилое помещение.
В Российской Федерации правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пункт 10 части 1 статьи 4, часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).
В силу Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (в редакции от 28 июня 2005 г., действовавшей на момент утверждения вышеуказанных Правил), акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (пункт 6).
При этом нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации (пункты 8, 9 Указа).
Вопреки доводам Кондрашева С.Н. вышеуказанные Правила вступили в законную силу по истечении 7 дней после дня их официального опубликования 1 июня 2011 г в «Российской газете» (произведённого после государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации) и являются действующими (с учётом изменений и дополнений) на момент спорных правоотношений.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потреблённых, опредёленных при помощи приборов учёта используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учёта используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчётных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений, регулируются Законом об обеспечении единства измерений, который устанавливает, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется, в том числе на измерения, выполняемые при учете количества энергетических ресурсов (пункт 8 части 3 статьи 1).
Часть 4 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений (в действующей редакции) предусматривает, что результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. По заявлению владельца средства измерений или лица, представившего его на поверку, на средство измерений наносится знак поверки, и (или) выдается свидетельство о поверке средства измерений, и (или) в паспорт (формуляр) средства измерений вносится запись о проведенной поверке, заверяемая подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки, или выдается извещение о непригодности к применению средства измерений.
Приведенной норме в полной мере соответствует предписание подпункта «д» пункта 34 Правил, предусматривающего обязанность потребителя обеспечивать проведение поверок установленных за счёт потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта в сроки, установленные технической документацией на прибор учёта, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета.
Из материалов дела следует, что 1 апреля 2008 г. между истцом и ответчиком заключен договор на теплоснабжение № 24т4139/30/01, в соответствии с которым энергоснабжающая организация обязалась предоставлять Кондрашеву С.Н. тепловую энергию в горячей воде, а Кондрашев С.Н. своевременно оплачивать данную коммунальную услугу, соблюдать режим её потребления, а также обеспечивать безопасность эксплуатации и исправность, в том числе приборов и оборудования, связанных с потреблением и учётом тепловой энергии (пункт 1.1 договора).
Пунктом. 2.24 указанного договора Кондрашев С.Н. принял на себя также обязанность по производству государственной периодической поверке приборов учёта в сроки, установленные Госстандартом России.
Данный договор вступил в силу с момента его подписания и считается ежегодно продлённым на каждый последующий календарный год на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о расторжении (изменении) или о заключении нового договора (пункт 8.1 договора).
Поскольку сведений о расторжении заключенного между сторонами договора или изменения его условий материалы дела не содержат, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его действии на первоначально определённых условиях и, соответственно, принятой на себя Кондрашевым С.Н. обязанности по самостоятельному проведению периодической государственной поверки индивидуального прибора учёта, установленного в его нежилом помещении, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривалось, что государственную поверку индивидуального прибора учёта по истечении межповерочного интервала поверки прибора учёта он не производил.
Между тем, согласно подпункту «д» пункта 81 Правил, прибор учёта считается вышедшим из строя по истечению межповерочного интервала поверки приборов учёта. При этом в силу пункта 60 Правил, по истечении предельного количества расчетных периодов плата за коммунальную услугу определяется исходя из норматива её потребления.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о незаконном начислении истцом платы без учёта показаний индивидуального прибора учёта не основаны на положениях закона и фактических обстоятельствах дела, в связи с чем мировой судья пришёл к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для определения размера задолженности исходя из стоимости коммунальной услуги по нормативу её потребления.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о допущенных мировым судьёй процессуальных нарушениях при оформлении принятого решения, суд апелляционной инстанции также находит их несостоятельными, поскольку номер дела, по которому данное решение принято, в его вводной части обозначен, а отсутствие в этой же части решения указания на участвовавшего в рассмотрении дела представителя истца не свидетельствует о незаконности судебного акта, поскольку в описательной части решения мировым судьёй отмечено участие представителя истца в судебном заседании.
Довод апелляционной жалобы о нарушении прав ответчика на судебную защиту, выразившемся в не исследовании мировым судьёй представленных Кондрашевым С.Н. письменных доказательств опровергается аудио-протоколом судебного заседания, из которого следует, что копии претензий, направленных ответчиком в адрес истца, исследовались мировым судьёй при рассмотрении вопроса о принятии встречных исковых требований.
Иные доводы апелляционной жалобы правового значения для рассмотрения данного дела не имеют.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, опровергали бы выводы судебного решения или были направлены на иную оценку доказательств, представленных сторонами, вызваны неверным толкованием норм материального права и не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к его отмене.
Нормы материального права при рассмотрении дела мировым судьёй применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Магаданского судебного района Магаданской области от 26 июля 2023 г., принятое по гражданскому делу № 2-2619/2-2023 по иску ПАО «Магаданэнерго» к Кондрашеву Сергею Николаевичу о взыскании задолженности за потребленную горячую воду, пени, судебных расходов – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кондрашева Сергея Николаевича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Магаданский городской суд Магаданской области.
Судья И.В. Нецветаева
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме – 3 ноября 2023 г.