Дело № 12 – 346/2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
05 августа 2019 года г. Кострома
Судья Свердловского районного суда гор. Костромы Султыгова Н.Б., с участием прокурора Андроновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Газтехсервис» Богословского ФИО6 на постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям управления Ростехнадзора Хирова В.Н. № от <дата> о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Генеральный директор ООО «Газтехсервис» Богословский В.К. обратился в суд с жалобой на постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям управления Ростехнадзора Хирова В.Н. № от <дата> о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, мотивируя свою жалобу тем, что данное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за нарушение предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно. Однако данное обстоятельство оставлено должностным лицом без внимания, требования ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены. Учитывая, что составы правонарушений имеют разный родовой объект посягательства, переквалификация деяния в этой части невозможна. Кроме того, обжалуемое постановление содержит ссылку на единственный документ, подтверждающий вину должностного лица - постановление о возбуждении дела об административном правонарушении первого заместителя прокурора города Костромы Алчинова В.В. от <дата>. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по своей сути является процессуальным документом, обстоятельства правонарушения и вина лица, привлекаемого к административной ответственности, должны быть подтверждены иными фактами и документами. Ссылка на иные доказательства вины отсутствует. В Постановлении № от <дата> имеется ссылка на надлежащее уведомление Общества путем вручения определения от <дата> № генеральному директору ООО «Газтехсервис» Богословскому В.К. Данный факт не соответствует действительности, определение вручено директору Общества одновременно с обжалуемым поставлением, то есть <дата>, ввиду чего, у Общества отсутствовала возможность представить в материалы административного дела дополнительные доказательства отсутствия, как события правонарушения, так и вины. Важным обстоятельством также является отсутствие в реестре опасных производственных объектов такого объекта как «Сеть газопотребления ООО «Газтехсервис», за peг. №№ в реестре числиться иной объект - «Сеть газораспределения ООО «Газтехсервис». При рассмотрении материалов уполномоченным лицом не учтены следующие важные обстоятельства. <дата> в реестре опасных производственных объектов зарегистрирована («Сеть газопотребления ООО «Истком», рг. Номер А17-03439-0001, III класса опасности, эксплуатирующая организация - ООО «Инвестиционно-строительная компания», ИНН №, расположенная по адресу: <адрес>. Данный факт подтверждается свидетельством о регистрации №№ от <дата>. <дата> ООО Инвестиционно - строительная компания» получена лицензия на осуществление деятельности по
эксплуатации взрывоопасных производственных объектов. В июне 2018 года между ООО «Истком» и ООО «Газтехсервис» достигнута договоренность о смене эксплуатирующей организации опасного объекта - «Сеть газопотребления ООО «Истком», рг. номер № класса опасности. <дата> ООО «Газтехсервис» подано соответствующее заявление в Ростехнадзор. После ряда отказов, <дата> «Сеть газопотребления ООО «Истком», рг. номер № опасности исключена из реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации. Этой же датой зарегистрирован опасный объект - «Сеть распределения ООО «Газтехсервис».<дата> ООО «Газтехсервис» заключен договор страхования опасного
объекта - «Сеть газораспределения ООО «Газтехсервис» со сроком действия с <дата> по <дата>. <дата> между ООО «Газтехсервис» и МКУ г. Кострома «Центр гражданской защиты города Костромы» заключен договор № на обслуживание потенциально-опасных объектов г. Костромы с целью защиты потенциально-опасного объекта - «Сеть газораспределения ООО «Газтехсервис». Таким образом, еще до документальной смены эксплуатирующей организации Общество предприняло все необходимые меры по минимизации рисков эксплуатации опасных объектом. Начиная с августа 2018 года, Общество многократно на постоянной основе совершало попытки получения соответствующей лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов. Получение такой лицензии возможно только при наличии свидетельства о зарегистрированном опасном объекте, в связи с чем, такой объект и был зарегистрирован. В выдаче лицензии было отказано в виду неполного комплекта предоставленных документов (предоставление документов зависело от предыдущей эксплуатирующей организации - ООО »Истком»). Кроме того, просит учесть, то обстоятельство, что ООО «Газтехсервис» является субъектом малого и среднего предпринимательства, зарегистрировано в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства <дата>. Примененная мера ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей в рассматриваемом случае может быть заменена на предупреждение. На основании изложенного, просит постановление №.№ от <дата> отменить.
В судебном заседании генеральный директор ООО «Газтехсервис» Богословский В.К. жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Представитель отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора Хиров В.Н. в судебное заседание не явился, в отзыве просил жалобу оставить без удовлетворения, указал, что постановление вынесено законно и обоснованно, оснований для изменения наказания на предупреждение или признания малозначительности не имеется, учитывая, что совершено правонарушение, посягающее на правильную эксплуатацию опасных производственных объектов, что создает угрозу жизни и здоровью людей.
Прокурор Андронова Е.В. в судебном заседании не согласна с жалобой генерального директора Богословского В.К., так как правонарушение определено правильно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, так как эксплуатацию сети газораспределения ООО «Газтехсервис», 3 класса опасности, без лицензии на вид деятельности «Эксплуатация взрывопожарных производственных объектов», создает угрозу для жизни и здоровья людей, что определяет объективную сторону правонарушения. Наказание назначено правильно, оснований для снижения наказания или замены на предупреждение не имеется, так как правонарушение создает и несет потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела в отношении генерального директора ООО «Газтехсервис» Богословского В.К. и представленные материалы по жалобе, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Часть 2 вышеуказанной статьи предусматривает, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 000 до 30 000 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до одного года.
Вопросы регулирования в области обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе N 116-ФЗ, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 настоящего Закона).
В соответствии со статьей 9 Федерального Закона N 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Как следует из материалов дела прокуратурой г. Костромы в марте-апреле 2019 года на основании обращения заместителя руководителя Центрального управления Ростехнадзора проведена проверка деятельности ООО «Газтехсервис» по исполнению требований законодательства в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов. Установлено, что ООО «Газтехсервис», зарегистрированное по адресу: <адрес> является организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты: объект «Сеть газораспределения ООО «Газтехсервис» по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что ООО «Газтехсервис» не предоставило соответствующей лицензии на эксплуатацию вышеуказанного опасного производственного объекта. <дата> возбуждено в отношении генерального директора ООО «Газтехсервис» Богословского В.К. дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. 21.05.2019 государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям управления Ростехнадзора Хировым В.Н. вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения в отношении генерального директора ООО «Газтехсервис» Богословского В.К.: в нарушение требований промышленной безопасности предприятием не оформлена лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта «Сеть газопотребления ООО «Газтехсервис» рег. №, 3 класса опасности по адресу: <адрес>. На основании ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ обязывает принять меры по устранению выявленных нарушений.
Из материалов административного производства следует, что вина Богословского В.К. заключается в том, что он как должностное лицо организации эксплуатирующий опасный производственный объект не принял своевременных мер к устранению нарушении лицензионных требований в области промышленной безопасности.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств, подтверждающих принятие Богословским В.К. всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не представлено.
При таких обстоятельствах должностное лицо административного органа пришло к обоснованному выводу, что в действиях должностного лица генерального директора ООО «Газтехсервис» Богословского В.К. усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы наличие события и состава правонарушения доказано материалами дела. Постановление об административном правонарушении прокуратурой составлено в соответствии со ст.28.4 КоАП РФ, должностные лицо надлежащим образом было уведомлено о составлении постановление, постановление вынесено в отсутствии Богословского, копия постановления направлена ему <дата> по почте исходящий №. О рассмотрении дела должностное лицо было уведомлено <дата>, о чем имеется подпись Богословского в определении о назначении дела к рассмотрению. В постановлении оценка доказательствам дана в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ. Постановление соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ. Все ходатайства рассмотрены, по ним приняты решения, которые нашли отражения в постановлении должного лица.
Доводы Богословского В.К. о том, что он не был готов к рассмотрению административного дела, поэтому заявлял ходатайство об отложении, не нашли подтверждения в судебном заседании, так как нет сведений о заявлении им таких ходатайств, что подтверждает Богословский в ходе судебного заседания.
Рассматривая доводы заявителя жалобы о возможности применения в отношении него при назначении наказания положений ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Согласно п. 21 Постановления Пленума ВС РФ № 5 от 24.03.2005 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Несоблюдение норм промышленной безопасности по осуществлению эксплуатации ОПО создает реальную угрозу жизненно важным интересам личности и общества.
Совершенное Богословским В.К. административное правонарушение связано с нарушением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, что могло повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В рассматриваемом случае угроза охраняемым общественным отношениям заключалась не только в возможном наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но также в осуществление промышленной опасной деятельности без лицензии, хотя такой объект был зарегистрирован директором общества <дата> и до мая 2019 года не была оформлена лицензия, в настоящее время она также не оформлена.
При таких обстоятельствах оснований для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, а также для признания административного правонарушения малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении допущено не было.
Постановление о назначении должностному лицу – генеральному директору ООО «Газтехсервис» Богословскому В.К. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в соответствии с санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, с учетом требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям управления Ростехнадзора Хирова В.Н. № от <дата> о привлечении генерального директора ООО «Газтехсервис» Богословского В.К к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и наложении административного штрафа в сумме 20 000 рублей – оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Газтехсервис» Богословского В.К.– без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 суток со дня получения копии решения заявителем, а другими лицами в течение 10 суток с момента оглашения.
Судья: Н.Б. Султыгова