РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2014 г. с. Мугур-Аксы
Монгун-Тайгинский районный суд Республики Тыва в составе:
Председательствующего Соян Р.Д-Н.,
при секретаре Сюрюн А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Монгун-Тайгинского района в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о понуждении устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, в том числе об охране атмосферного воздуха,
Установил:
Прокурор Монгун-Тайгинского района Республики Тыва обратился в суд с иском к <данные изъяты> о понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательств об охране окружающей среды.
В судебном заседании заместитель прокурора Монгун-Тайгинского района Гвоздев Н.А. иск поддержал и пояснил, что прокуратурой проведена проверки исполнения <данные изъяты> законодательства об охране окружающей среды, в том числе об охране атмосферного воздуха в деятельности <данные изъяты> по результатам которой выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, в том числе об охране атмосферного воздуха. В нарушение норм федерального законодательства <данные изъяты> порядок учета выбросов загрязняющих веществ, программы (планы) по охране атмосферного воздуха, в том числе по снижению выбросов вредных веществ не разработаны. Приказы, инструкции и иные акты руководства предприятия об охране атмосферного воздуха отсутствуют. Мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов и ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха не проводятся. Санитарный паспорт предприятия отсутствует. Просит обязать ответчика устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно законодательства об охране атмосферного воздуха: разработать порядок учета выбросов загрязняющих веществ, в том числе по снижению выбросов вредных веществ; разработать программы (планы) по охране атмосферного воздуха; издать приказы, разработать инструкции и иные акты руководства предприятия об охране атмосферного воздуха, провести мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов и ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха. Установить срок для устранения вышеуказанных нарушений – до 01 апреля 2014 года.
Представитель ответчика – директор <данные изъяты> ХХХ с иском прокурора согласился, просил дать срок для устранения указанных нарушений природоохранного законодательства до 01 мая 2014 года. В своей деятельности предприятие использует несколько единиц тракторов и автомашин, которые работают на бензине и дизтопливе, также имеется кочегарка, где в выхлопной трубе установлена сетка по уменьшению сажи. Разрешения на выброс в атмосферу загрязняющих веществ не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав истца, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
Установлено, что прокуратурой района проводилась проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности <данные изъяты> В своей деятельности предприятие использует несколько единиц тракторов и автомашин, которые работают на бензине и дизтопливе, также имеется кочегарка, где в выхлопной трубе установлена сетка по уменьшению сажи. В предприятии не разработаны порядок
учета выбросов загрязняющих веществ, в том числе по снижению выбросов вредных веществ, программы (планы) по охране атмосферного воздуха, не изданы приказы, не разработаны инструкции и иные акты руководства предприятия об охране атмосферного воздуха, не проводятся мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов и ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха.
В соответствии со ст. 3 Закона «Об охране атмосферного воздуха» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана и воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 34 Закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно требованиям статьи 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Установлено, что в нарушение требований ст. 14 Закона <данные изъяты> не имеет разрешения на выброс в атмосферу загрязняющих веществ.
Пунктом 7 статьи 16 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно ст. 30 закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон
определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Из ответа на требование прокурора следует, что приказы, инструкции и иные акты руководства предприятия об охране атмосферного воздуха не разработаны, предприятие не обеспечено газоочистным оборудованием, программы (планы) по охране атмосферного воздуха, в том числе по снижению выбросов вредных веществ не имеются, мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов и ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха не проводятся.
Учитывая, что ответчиком требования природоохранного законодательства не выполняются, суд приходит к выводу, что иск обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявление прокурора Монгун-Тайгинского района Республики Тыва к <данные изъяты> о понуждении устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, в том числе об охране атмосферного воздуха, удовлетворить.
Обязать <данные изъяты> в срок до 01 мая 2014 года устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды, в том числе об охране атмосферного воздуха, в том числе:
-Разработать порядок учета выбросов загрязняющих веществ, в том числе по снижению выбросов вредных веществ.
-Разработать программы (планы) по охране атмосферного воздуха.
- Издать приказы, разработать инструкции и иные акты руководства предприятия об охране атмосферного воздуха.
- Провести мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов и ликвидации последствий загрязнения атмосферного воздуха.
Взыскать с <данные изъяты> государственную пошлину в размере 200 рублей в доход государства.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2014 года.
Председательствующий Р.Д-Н. Соян