Дело № 5-78/2019
Постановление
По делу об административном правонарушении
г.Волжск 19 апреля 2019 года
Судья Волжского городского суда РМЭ Емельянова Е.Б.,
с участием представителей административного органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) – государственного инспектора Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора Чернышева П.М., главного специалиста – эксперта правового отдела Приволжского управления Ростехнадзора Калашниковой И.В.,
представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «МТсК» - руководителя ООО «МТсК» - генерального директора Антропова И.Г., Яндалеева С.А., Горнева Р.В., действующих по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжске материалы об административном правонарушении по ч.1 ст.9.1. КоАП РФ в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Марийская теплосетевая компания» (ООО «МТсК») ИНН 1215165477, ОГРН 1121215005251, юридический адрес: <адрес>, место нахождения <адрес>, ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения: постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ. за №,
установил:
Судье Волжского городского суда РМЭ из Марийского территориального отдела Приволжского Управления Ростехнадзора для рассмотрения по существу поступил протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ООО «МТсК» о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1.КоАП РФ с примененными обеспечительными мерами на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ о временном запрете деятельности.
Из протокола следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Приволжским Управлением Ростехнадзора на основании приказа Приволжского Управления Ростехнадзора за № от ДД.ММ.ГГГГ. «О проведении технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте» и приказа от 14.03.2019г. за №/П «О продлении сроков технического расследования причин аварии» проведено расследование причин аварии, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ по котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, входящей в состав опасного производственного объекта III класса опасности «Система теплоснабжения г.Волжск», рег.№, эксплуатируемого ООО «МТсК» на основании распоряжения Приволжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении плановой выездной проверки юридического лица».
Административным органом установлено, что ООО «МТсК» эксплуатирует опасный производственный объект: отопительную котельную <адрес> при наличии обнаруженных недостатков:
- отклонение оси наружного надземного стального газопровод высокого давления (Ррасч=0,6МПа/Рфакт=0,45МПа; диаметр 0273мм, 1=57,2 п.м.) от прямолинейности на участке от вновь установленной задвижки до сварного стыка 1с, общее отклонение составило - 30мм;
- геометрические параметры сварного шва приварки фланца вновь установленного клапана КПЭГ-200П зав. № к действующему внутреннему газопроводу высокого давления диаметр 219x6,0мм не. Соответствуют - нормам РД 03-606-03 поверхностные дефекты: раковины, поры, грубая чешуйчатость, шлаковые включения и другие несплошности;
-лакокрасочное покрытие наружного надземного стального газопровод высокого давления (Ррасч=0,6МПа/Рфакт=0,45МПа; диаметр 273мм, 1=57,2 п.м.) разрушено полностью на участке от выхода из земли до кронштейна К-4.
Представители административного органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Чернышев П.М., Калашникова И.В., административный материал поддержали в полном объеме, просили назначить наказание в виде административного приостановления деятельности.
Представители ООО «МТсК» Антропов И.Г., Яндалеев С.А., Горнев Р.В. пояснили о полном устранении недостатков и производстве работ по замене участка газопровода, устранения дефектов сварных швов клапана КПЭГ -200П, восстановление лакокрасочного покрытия на ГВД отопительной котельной, предоставив соответствующий пакет документов. Просили не применять наказание в виде приостановления деятельности, так как котельная является стратегически важным объектом, от которой подается тепло в учреждения социального значения (д/с, школы, ) и многочисленный район города, данные недостатки не находились в причинной связи с произошедшей аварией, просили суд с учетом всех обстоятельств по делу назначить наказание в виде штрафа, снизив его наполовину до 100тыс.руб.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.
Из протокола об № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что
ООО «МТсК» эксплуатирует опасные производственные объекты: Систему теплоснабжения г. Волжск, класс опасности III, в том числе расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 11 минут на данном объекте произошла авария при проведении плановых ремонтных работ по установке электромагнитного клапана марки КПЭГ-200 Ду=200мм, зав.№ подрядной организацией - ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола.
При проведении плановых ремонтных работ по установке электромагнитного клапана КПЭГ-200 Ду=200мм зав.№ проводились сварочные (огневые) работы на газопроводе высокого давления диаметром, в процессе выполнения которых, произошел «хлопок» газа надземном стальном газопроводе высокого давления котельной № в направлении вводной задвижки №, повлекший деформацию глухой металлической заглушки.
В результате аварии в корпусе задвижки образовалось сквозное повреждение размером 40 на 100 мм и факельному воспламенению природного газа, выходящего через поврежденный участок в задвижке № зав. № Ду=250мм подземного газопровода высокого давления стального (Ррасч=0,6МПа/Рфакт=0,45МПа; 0273мм, 1=443п.м.).
Согласно Технического отчета ООО «Центр Экспертизы» № по обследованию наружного надземного стального газопровода высокого давления, эксплуатируемого в котельной № ООО «МТСК», расположенной по адресу: <адрес>, при проведении визуального и измерительного контроля элементов газопровода высокого давления в пределах запорной арматуры после устранения аварии, проводимом в соответствии с требованиями РД 03-606- 03 комплектом для визуального контроля ВИК-1 установлено следующее:
- отклонение оси наружного надземного стального газопровод высокого давления (Ррасч=0,6МПа/Рфакт=0,45МПа; диаметр 0273мм, 1=57,2 п.м.) от прямолинейности на участке от вновь установленной задвижки до сварного стыка 1с, общее отклонение составило - 30мм;
- геометрические параметры сварного шва приварки фланца вновь установленного клапана КПЭГ-200П зав. № к действующему внутреннему газопроводу высокого давления диаметр 219x6,0мм не. Соответствуют - нормам РД 03-606-03 поверхностные дефекты: раковины, поры, грубая чешуйчатость, шлаковые включения и другие несплошности;
-лакокрасочное покрытие наружного надземного стального газопровод высокого давления (Ррасч=0,6МПа/Рфакт=0,45МПа; диаметр 273мм, 1=57,2 п.м.) разрушено полностью на участке от выхода из земли до кронштейна К-4.
Согласно заключению акта № по результатам визуального и измерительного контроля - результаты визуального и измерительного контроля не соответствуют требованиям «Методики экспертизы промышленной безопасности и определения срока дальнейшей эксплуатации газового оборудования промышленных печей, котлов, ГРП, ГРУ, ШРП и стальных газопроводов от ДД.ММ.ГГГГ. №».
Выявленные нарушения указаны в акте технического расследования причин аварии, происшедшей ДД.ММ.ГГГГ на котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, входящей в состав опасного производственного объекта III класса опасности «Система теплоснабжения г. Волжск», рег.№, эксплуатируемого Обществом с ограниченной ответственностью «Марийская теплосетевая компания» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статьи 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Положения закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных на территории Российской Федерации. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, также организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии.
Таким образом, установлено, что ООО «МТсК» нарушило требования промышленной безопасности
Наличие установленных выше нарушений и вмененных в административном протоколе, представителями ООО «МТсК» не оспаривалось.
Вышеперечисленное нарушение образует состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ - нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Совершение ООО «МТсК административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1. КоАП РФ подтверждается в полном объеме материалами административного дела.
При рассмотрении дела представителями ООО «МТсК» предоставлены б сведения об устранении нарушений, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении:
акт приемки законченного строительством объекта сети газопотребления от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «Газпром газораспределение Йошкр-Ола» в г.Волжске произвело замену участка газопровода высокого давления, устранило дефекты сварных швов клапана КПЭГ-200П, восстановило лакокрасочное покрытие на ГВД отопительной котельной <адрес> со всеми сопутствующими документами о строительстве, приемке данного объекта ( строительный паспорт газопровода, акт о приемке внутренней полости газопровода, акт испытания газопроводов на герметичность, акт визуального контроля, журнал производства работ по замене участка газопровода, акт на проверку сварочно-технологических свойств электродов, протокол поверки сварных стыков газопровода, сертификаты соответствия на заменяемые трубы и используемый лакокрасочный материал, соответствующие документы по допуску на проведение данных работ (свидетельства об аккредитации, свидетельства об аттестации, свидетельства о готовности к использованию технологии сварки, аттестационные удостоверения специалистов, проводивших работы, протоколы аттестации, приказ о присвоении клейма).
При рассмотрении дела, определением судьи назначался осмотр устранений нарушений, указанных в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представители административного органа и представители ООО «МТсК» выехали на осмотр.
По результатам осмотра ООО «МТсК» представлен акт о проверки ООО «Газпром газораспределение» о соблюдении соответствия оси установленного трубопровода.
Государственным инспектором П.М. Чернышевым представлена справка, в которой указано, что для установления соответствия выполненных работ требуется положительное заключение экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», без указанного заключения эксплуатировать данный участок нельзя.
Независимо от позиции административного органа, суд принимает документы, представленные ООО «МТсК» о том, что работы по устранению указанных в протоколе недостатков проведены и приняты в соответствии с техническими правилами, нормами и стандартами.
Имеющееся заключение № экспертизы промышленной безопасности на сооружение поднадзорных промышленных производств и объектов – наружный стальной газопровод высокого давления, проведенное ООО «Центр Экспертизы» до устранения недостатков, указывает, что объект не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии выполнения рекомендованных мероприятий.
Представленная выше техническая документация указывает на проведение ООО «МТсК» заявленных экспертом мероприятий.
Пункт 8.3.9 Заключения эксперта говорит о возможности дальнейшей эксплуатации данного газопровода после положительных результатов обследования его технического состояния, экспертной организации по истечению назначенного срока. Назначенный и указанный в экспертизе, срок не истек.
Таким образом, установлено, что ООО «МТсК» приняты все зависящие от общества меры по устранению заявленных в протоколе недостатков. Объект не создает какую-либо угрозу.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
К обстоятельству, отягчающему ответственность, относится повторное совершение аналогичного правонарушения.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относится признание вины, проведение мероприятий по устранению заявленных недостатков в кротчайшие сроки.
Представители ООО «МТсК» просили не применять санкцию в виде запрета деятельности и просили назначить наказание в виде штрафа ниже низшего предела -100000руб.00коп., исходя из их финансового положения, наличие большой задолженности перед ними бюджетных организаций.
При назначении административного наказания должны в полной мере учитываться положения ст. ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, что специально оговорено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно ст. 3.12 КоАП РФ, разъяснениям, содержащимся в п. 23.1 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5, наказание в виде административного приостановления деятельности может быть назначено в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении. При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, приведенные в ч. 1 ст. 3.12 КОАП РФ. При определении срока административного приостановления деятельности должны учитываться в совокупности положения ч. 2 ст. 3.12, ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу судья обязан разрешить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Из Постановления Конституционного Суда РФ N 4-П, правовой позицией которого руководствовались суды, следует, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые названным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 4-П, применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.
Применение правовой позиции, закрепленной в Постановлении Конституционного Суда РФ N 4-П, является оценочной категорией и является исключительно прерогативой суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам лиц, участвующих в деле, представленным в обоснование доказательствам. При этом, по общему правилу, суд действует по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Действуя по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, прихожу к выводу, что административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на которое указывает административный орган не является соразмерным и не соответствующим характеру, объему и степени общественной опасности административного правонарушения, так как объект –котельная № является объектом социального значения, подает отопление в детские учреждения, другие объекты социально-культурного назначения, многочисленный район города, прекращение его деятельности может привести к большим убыткам и необратимым последствиям.
Из материалов дела и показаний представителей административного органа выявленные нарушения не являлись причиной произошедшей аварии в котельной №, расположенной по адресу: <адрес>.
При назначении административного наказания ООО «МТсК» учитывается характер совершенного им административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающее административную ответственность, имущественное положение общества, а именно наличие большой задолженности перед юридическим лицом за отопление и ГВС бюджетных организаций, администрации ГО «Город Волжск», что подтверждается актами сверок взаимных расчетов, наличии финансовых затрат, связанных с проведением мероприятий по ремонту котельной, отсутствия причинной связи между обнаруженными нарушениями и случившейся аварией, а также в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, считаю возможным при описанных выше обстоятельствах, назначение административного наказания ООО «МТсК» без приостановления деятельности, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 200 000руб.00коп., предусмотренного санкцией части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с дальнейшим установлением наказания ниже низшего предела.
Учитывая, что в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях названного Кодекса, размер административного штрафа для ООО «МТсК» по данному делу считаю возможным установить в сумме 100000 (Сто тысяч) рублей 00копеек.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Марийская теплосетевая компания» (ООО «МТсК») ИНН 1215165477 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1.КоАП РФ.
Назначить ООО «МТсК» по делу об административном правонарушении, предусмотренной частью 1 статьями 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей 00 копеек.
Сумма административного штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам:
расчетный счет: 408109202001600 ИНН1654004615 КПП 165501001 БИК 048860001
получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Марий Эл (Приволжское Управление Ростехнадзора),
Наименование Банка: Отделение НБ Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола,
Назначение платежа (Код) 498 1 16 45000 016000 140 – денежные взыскания (штрафы) за нарушения законодательства РФ о промышленной безопасности,
ОКТМО 88701000,
Назначение платежа: Административный штраф по постановлению Волжского городского суда РМЭ.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Документ об оплате административного штрафа представить в канцелярию Волжского городского суда РМЭ
На постановление может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Волжский городской суд Республики Марий Эл.
Судья: Е.Б.Емельянова