Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-20/2023 от 15.05.2023

Дело № 12-20/2023

РЕШЕНИЕ

«20» июня 2023 года     с. Корткерос, ул. Советская, 187

Судья Корткеросского районного суда Республики Коми Буян Э.Ф., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Корткеросскому району УФССП по Республике Коми от <дата> ХХХ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ,

установил:

Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Корткеросскому району УФССП по Республике Коми ФИО2 ХХХ от <дата> Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее по тексту также - Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми – ФИО1, не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой на него, указав, что на основании решения Корткеросского районного суда от <дата> по делу ХХХ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обязано: принять меры по сбору, транспортированию, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения на земельном участке в составе лесного фонда, расположенном в 15 квартале Корткеросского участкового лесничества в пределах следующих координат: <...> не позднее 1 года со дня вступления в законную силу решения суда; разработать проект рекультивации земель земельного участка, расположенного в пределах указанных координат, и проведению в соответствии с ним мероприятий по рекультивации нарушенных земель в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. До настоящего момента Министерством решение в полном объеме не исполнено в виду объективных причин, достаточно сжатым изначально определенным сроком, отведенным на его исполнение, сложившейся напряженной ситуацией с дополнительным финансированием подобных мероприятий в 2022г, а также отсутствием дополнительного финансирования на эти цели как из федерального, так и из местного бюджета, ограниченной возможностью частичного исполнения только путем проведения природоохранных акций или личными силами должностных лиц лесничеств и неравнодушных к загрязнениям окружающей среды организаций и местных граждан. Оспариваемый правовой акт не содержит указания на все имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, их правовой оценки (в т.ч. те, на которые ссылалось Министерство). Полагают ошибочность выводов должностного лица о наличии состава административного правонарушения в действиях Министерства и его доказанности. В связи с чем представитель просит отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить.

На судебное заседание участники производства не явились, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив письменные документы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, суд обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме, не ограничиваясь доводами заявителя.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Как следует из оспариваемого постановления ХХХ от <дата>, <дата> в ОСП по <адрес> в отношении Министерства возбуждено исполнительное производство ХХХ-ИП на основании исполнительного листа Корткеросского районного суда по делу <...> от <дата> об обязании Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми принять меры по сбору, транспортированию, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения на земельном участке в составе лесного фонда, расположенном в 15 квартале <...> участкового лесничества в пределах следующих координат: <...> позднее 1 года со дня вступления в законную силу решения суда; обязании Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми разработать проект рекультивации земель земельного участка, расположенного в пределах указанных координат, и проведению в соответствии с ним мероприятий по рекультивации нарушенных земель в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником Министерством <дата>. В связи с неисполнением требований исполнительного документа, <дата> вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. <дата> Министерство было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в виде штрафа в размере 30 000 руб. <дата> Администрация МО МР «Корткеросский» была привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, в виде штрафа. <дата> должнику Министерству направлено постановление о назначении нового срока исполнения до <дата>. В данном постановлении должник был предупрежден, что при неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок. Рассмотрев материалы исполнительного производства, дела об административном правонарушении начальник ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО2 установил, что требования исполнительного документа Министерством не исполнены, не имеется никаких документально подтвержденных сведений о предпринятых Министерством действиях для исполнения решения суда, отсутствуют объективные причины неисполнения требований исполнительного документа наравне с отсутствием каких-либо мер по соблюдению требований Закона об исполнительном производстве и исполнению решения суда, и пришел к выводу о наличии в действиях Министерства административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, как неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, после наложения административного штрафа.

Статьей 1 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту- Закон №229-ФЗ) предусмотрено, что Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных Федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Согласно ст. 2 Закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства. Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Согласно положениям ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом. С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.

На основании ст. 5 Закона №229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В силу ст.ст. 6 и 113 Закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех, в том числе граждан и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ч. 2 ст. 105 Закон №229-ФЗ указано, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.

Как следует из материалов административного дела, решение Корткеросского районного суда по делу ХХХ, по которому выдан в отношении должника исполнительный лист, находящийся в производстве ОСП по <адрес>, не исполнено, в том числе в новый срок, назначенный для его добровольного исполнения, а также после взыскания исполнительского сбора и административного штрафа.

Поскольку во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа должником не были исполнены, в отношении Министерства составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Вместе с тем, при рассмотрении дела в решении суда по делу ХХХ установлено о нарушении стороной ответчиков требований правил пожарной безопасности, норм санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Таким образом, приведенное в протоколе описание события административного правонарушения, не соответствует диспозиции ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, поскольку действия Министерства подпадают под положения ч.2.1 ст.17.15 КОАП РФ как неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, санкция которой предусматривает более строгое наказание, а именно наложение административного штрафа на юридических лиц - от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, с учетом представленных материалов, судом установлено, что в оспариваемом постановлении указаны иная дата и номер постановления о возбуждении в отношении должника Министерства спорного исполнительного производства, чем в представленных копиях материалов. Также представленные материалы административного дела не содержат доказательств привлечения Министерства <дата> к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, на которое имеется ссылка в оспариваемом постановлении. Кроме того, в оспариваемом постановлении указано о привлечении <дата> Администрации МО МР «Корткеросский» к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, при этом постановление не содержит оснований ссылки и учета данного факта при рассмотрении и вынесении оспариваемого постановления.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии существенных процессуальных нарушений КоАП РФ при вынесении оспариваемого постановления.

Как следует из содержания п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении и возвращения дела на новое рассмотрение являются существенные нарушения процессуальных требований КоАП, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, согласно ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.

Поскольку санкция ч.2.1 ст. 17.15 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в большем размере, чем предусмотрено санкцией ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, а на стадии рассмотрения жалобы суд не может применять санкцию, усиливающую административную ответственность, постановление должностного лица подлежит отмене, а административный материал возврату.

При таких обстоятельствах, постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Корткеросскому району УФССП по Республике Коми ФИО2 от <дата> ХХХ об административном правонарушении, не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

решил:

постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Корткеросскому району УФССП по Республике Коми ФИО2 ХХХ от <дата> о признании Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <...> рублей отменить, направив административный материал в отношении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми должностному лицу ОСП по Корткеросскому району УФССП по РК на новое рассмотрение.

Решение судьи по жалобе на постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Э.Ф. Буян

12-20/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Буян Эльвира Фидарисовна
Статьи

ст.17.15 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
kortsud--komi.sudrf.ru
15.05.2023Материалы переданы в производство судье
16.05.2023Истребованы материалы
30.05.2023Поступили истребованные материалы
20.06.2023Судебное заседание
23.06.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
28.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
14.07.2023Вступило в законную силу
22.02.2024Дело оформлено
22.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее