Дело № 2(а)1-1412/2015г.
Судья Васильев Д.Г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Жуковский районный суд Калужской области
В составе председательствующего судьи Васильева Д.Г.
При секретаре Мирошник И.А.
С участием старшего помощника прокурора Жуковского района Калужской области Лызаря Д.И., представителя администрации МО СП «Деревня Верховье» Бондаренко Т.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании Жуковского районного суда в г. Жуков
26 ноября 2015 года
Гражданское дело по административному иску заместителя прокурора Жуковского района Калужской области к Администрации МО СП «Деревня Верховье» об оспаривании бездействий органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л :
05.11.2015г. заместитель прокурора Жуковского района Калужской области обратился в суд с административным иском к Администрации МО СП «Деревня Верховье» об оспаривании бездействий органа местного самоуправления указывая, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры области в органах местного самоуправления района проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, предоставлении муниципальных услуг в сфере земельных отношений, в ходе которой установлено следующее.
В нарушение действующего законодательства административным ответчиком не разработаны и не приняты административные регламенты муниципальных услуг, в том числе: Административный регламент по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка; Административный регламент по предоставлению земельного участка в собственность бесплатно; Административный регламент по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка; Административный регламент по предоставлению земельного участка без проведения торгов; Административный регламент по предоставлению земельного участка, на котором расположены здание, сооружение; Административный регламент по заключению с заинтересованным лицом соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности; Административный регламент по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка.
В связи с изложенным просил суд признать бездействие администрации МО СП «Деревня Верховье» по разработке и принятию административных регламентов предоставления муниципальных услуг незаконными, возложив на администрацию обязанность в срок до 01.02.2016г. принять меры по разработке и принятию следующих административных регламентов муниципальных услуг: Административный регламент по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка; Административный регламент по предоставлению земельного участка в собственность бесплатно; Административный регламент по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка; Административный регламент по предоставлению земельного участка без проведения торгов; Административный регламент по предоставлению земельного участка, на котором расположены здание, сооружение; Административный регламент по заключению с заинтересованным лицом соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности; Административный регламент по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка.
В судебном заседании старший помощник прокурора Лызарь Д.И. административный иск поддержал в полном объеме.
Представитель администрации МО СП «Деревня Верховье» Бондаренко Т.А. административный иск признала в полном объеме.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.
Из представленных доказательств судом установлено, что в администрации МО СП «Деревня Верховье» не разработаны и не приняты административные регламенты муниципальных услуг: Административный регламент по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка; Административный регламент по предоставлению земельного участка в собственность бесплатно; Административный регламент по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка; Административный регламент по предоставлению земельного участка без проведения торгов; Административный регламент по предоставлению земельного участка, на котором расположены здание, сооружение; Административный регламент по заключению с заинтересованным лицом соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности; Административный регламент по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка.
В силу статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон) к органам, предоставляющим муниципальные услуги, относятся органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительные полномочия.
Статьей 2 Закона установлено, что административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии со ст.2 Закона муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функции органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
Согласно ст.3 Федерального закона №210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами и не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В силу ст.29 Федерального закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу указанного закона (согласно его статье 30 данный Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования (30.07.2010 опубликован в «Российской газете»).
Согласно ч.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2015 года осуществление полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения, при наличии утверждённых правил землепользования и застройки поселения, отнесено к компетенции органов местного самоуправления поселений. Ранее соответствующие полномочия реализовывались муниципальными образованиями районного уровня.
Учитывая, что многие введенные Федеральным законом №171-ФЗ процедуры, связанные с предоставлением органами местного самоуправления земельных участков, носят заявительный характер, органам местного самоуправления необходимо принять ряд административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
В частности, должны быть разработаны и приняты административные регламенты, определяющие порядок предоставления муниципальных услуг: по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка (ч.7 ст. 11.4 ЗК РФ, ст. 11.10 ЗК РФ ); по предоставлению земельного участка в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ); по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ст. 39.15 ЗК РФ); предоставлению земельного участка, без проведения торгов (ст. 39.17 ЗК РФ); по предоставлению земельного участка, на котором расположены здание, сооружение (ст. 39.20 ЗК РФ), заключение с заинтересованным лицом соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (глава 5.3 ЗК РФ), выдача разрешения на использование земель или земельного участка (ст. 39.34 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ № 273-ФЗ) и ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе, муниципальные правовые акты. Осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В силу п. 21 ст. 7 ФЗ № 273-ФЗ одним из основных направлений деятельности органов власти по повышению эффективности противодействия коррупции является оптимизация и конкретизация полномочий органов власти и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Непринятие администрацией МО СП «Деревня Верховье» мер к разработке и утверждению административных регламентов предоставления муниципальных услуг препятствует эффективной реализации органом местного самоуправления полномочий, возложенных на неё законом, не обеспечена реализация принципов открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления, что может стать причиной совершения коррупционных правонарушений и других злоупотреблений при предоставлении муниципальных услуг.
В результате бездействия органа местного самоуправления по принятию порядка предоставления муниципальных услуг ущемляются права заявителей - физических или юридических лиц, обращающихся в администрацию сельского поселения за предоставлением муниципальных услуг, на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, получение муниципальных услуг в соответствии со стандартом предоставления муниципальных услуги.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01.02.2016 ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░;
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░;
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░;
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░