Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-239/2021 ~ М-146/2021 от 23.03.2021

2-239/2021

25RS0033-01-2021-000383-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Черниговка 31 мая 2021 года

Черниговский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Патлай Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Бураховиче В.И.,

с участием ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об отмене решения о назначении пенсии, включении периода в страховой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости,

установил:

ФИО2 обратилась в Черниговский районный суд Приморского края с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФР по Черниговскому району Приморского края с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях». С заявлением предоставила необходимые документы: трудовую книжку, свидетельство о рождении ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением Управления Пенсионного фонда РФ по Черниговскому району от ДД.ММ.ГГГГ ей назначена страховая пенсия по старости по указанному основанию с ДД.ММ.ГГГГ в размере 16482 рубля 05 копеек. Выплаты производились по ДД.ММ.ГГГГ. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ по Черниговскому району ранее принятое решение о назначении страховой пенсии было отменено, назначение и выплата страховой пенсии по старости признаны необоснованными, в связи с исключением из страхового стажа периода ухода за ребенком до полутора лет - период 1 год 6 месяцев. Письмом Управления ПФР по Черниговскому району от ДД.ММ.ГГГГ она уведомлена о сумме необоснованно выплаченной пенсии в размере 262050 рублей 58 копеек, которую предложено погасить в добровольном порядке. С данным решением истица не согласна, просит признать его незаконным, включить период ухода за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж, обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости в соответствии с нормами части 1.2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица показала, что с решением Управления Пенсионного фонда РФ по Черниговскому району Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ она не согласна по тем основаниям, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она состояла в трудовых отношениях, а именно работала в Черниговском отделении Сберегательного банка , в период рождения ребенка и ухода за ним до полутора лет трудовые отношения не расторгала. Оснований для отмены решения о назначении пенсии не имелось.

Представитель ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Черниговскому району Приморского края ФИО5 в судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, с исковыми требованиями ФИО2 не согласилась, пояснила при этом, что в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). Согласно части 9 статьи 13 данного Федерального закона при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Таким образом, период ухода за детьми не может быть учтен при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на досрочный выход на пенсию лицами, имеющими длительный страховой стаж (42 года и 37 лет соответственно мужчины и женщины).

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (части 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Из материалов дела усматривается, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность подменного контролера Черниговской Центральной сберкассы .

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находилась в отпуске по уходу за ребенком, 1987 года рождения, до достижения им возраста одного года.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находилась в отпуске по уходу за ребенком, 1987 года рождения, до достижения им возраста полутора лет.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была отозвана из декретного отпуска по производственной необходимости на три дня.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отозвана из декретного отпуска и направлена на работу в филиал на должность кассира.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уволена в связи с переводом на работу в Агропромбанк.

Трудовой книжкой ФИО2 подтверждена ее трудовая деятельность.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принята на федеральную государственную гражданскую службу в Управление Федерального казначейства по Приморскому краю на должность специалиста 1 разряда отдела , которую занимает по настоящее время.

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ назначена страховая пенсия по старости.

Решением ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение от ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что из общего страхового стажа, который на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости – ДД.ММ.ГГГГ составлял 37 лет, должен быть исключен период ухода за ребенком до полутора лет, в связи с чем, страховой стаж на дату обращения составлял 35 лет 06 месяцев 03 дня, что не дает право на страховую пенсию по старости в соответствии с нормами части 1.2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в указанный Федеральный закон внесены изменения.

Названным Федеральным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.

Согласно положениям части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В соответствии с частями 1 и 1.2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 и частью 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Истица настаивает на применении приведенной нормы закона и полагает, что с учетом спорного периода, подлежащего включению в ее страховой стаж (период времени отпуска по уходу за ребенком), таковой будет насчитывать требуемые 37 лет, что дает ФИО2 право на назначение страховой пенсии по старости с даты достижения возраста 55 лет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Из положений части 9 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.

Согласно положениям части 8 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Таким образом, из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости.

Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», к таковым не относится.

Учитывая установленный федеральным законодателем специальный состав и порядок подсчета страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», включение в страховой стаж ФИО2 периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком является неправомерным.

Таким образом, для назначения пенсии истице в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом страховой стаж должен составлять 37 лет для истицы, который у нее отсутствовал.

Поскольку отпуск по уходу за ребенком не относится ни к периодам работы, ни к периодам получения пособия по временной нетрудоспособности, то период отпуска по уходу за ребенком не подлежит включению в страховой стаж для определения права на назначение страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ.

Таким образом, анализируя действующее пенсионное законодательство и принимая во внимание, что в спорный период страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не начислялись и не уплачивались, суд считает, что в страховой стаж истицы для назначения страховой пенсии по старости с учетом действующего пенсионного законодательства подлежат включению (зачету) только периоды работы, иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, следовательно, отпуск по уходу за ребенком не включается (не засчитывается) в страховой стаж, не смотря на получение пособия в этот период.

Ссылка истицы на положения пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» не может быть принята во внимание, поскольку в Постановлении Пленума даны разъяснения, касающиеся нормативно-правового регулирования пенсионных отношений, существовавших до принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №350-ФЗ, в части 9 статьи 13 которого указано на неприменение ранее действовавшего законодательства при включении (зачете) в страховой стаж периодов работы и иной деятельности в отношении лиц, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 данного федерального закона.

Доводы истицы о неправомерности отказа во включении в страховой стаж периода отпуска по уходу за ребенком основаны на ошибочном толковании закона, поскольку исходя из положений пункта 9 статьи 13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет не подлежит включению в страховой стаж - 37 лет для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, так как не поименован в части 1 статьи 11 и пункте 2 части 1 статьи 12 данного Закона.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

ФИО2 в удовлетворении искового заявления к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Черниговскому району Приморского края о признании незаконным решения об отмене решения о назначении пенсии, включении периода в страховой стаж, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости отказать.

Решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд Приморского края.

В окончательной форме решение принято 31 мая 2021 года.

Судья Ю.В. Патлай

2-239/2021 ~ М-146/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кудрявцева Валентина Федоровна
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Черниговскому району Приморского края
Суд
Черниговский районный суд Приморского края
Судья
Патлай Юлия Владимировна
Дело на странице суда
chernigovsky--prm.sudrf.ru
23.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2021Передача материалов судье
23.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.04.2021Предварительное судебное заседание
05.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее