Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1113/2024 (2-8782/2023;) от 07.12.2023

Копия Дело № 2-1113/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 февраля 2024 года г. Казань

Вахитовский районный суд г. Казани в составе председательствующего судьи Г.Ф. Аюповой, при секретаре Л.О. Евлеевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО8 о понуждении организовать и обеспечить доставку лиц, страдающих отдельными заболеваниями к месту лечения и обратно,

УСТАНОВИЛ:

ФИО7 (далее по тексту – ФИО7) обратился в суд с указанным иском.

В обоснование иска указано, что ФИО2, ... года рождения, проживает вс. ..., инвалид I группы (колясочник), для получения амбулаторно-поликлинической медицинской помощи прикреплен к поликлинике ГАУЗ «Елабужская центральная районная больница» (далее - ГАУЗ «Елабужская ЦРБ»). Обеспечивается процедурами амбулаторного гемодиализа в ООО «Клиника диализа Закамье» в ... с ..., трижды в неделю. До данной медицинской организации расстояние составляет 77 километров (туда и обратно). С ... года доставка ФИО2 на процедуры периодически осуществляется автотранспортом Костенеевской врачебной амбулатории ГАУЗ «Елабужская ЦРБ», личным транспортом главы сельского поселения.

ФИО3, ... г.р., инвалид I группы зарегистрирован и проживает по адресу: Республика Татарстан, .... Амбулаторно-поликлиническую помощь получает в поликлинике ... ГАУЗ «Городская клиническая больница ...» .... Обеспечивается лечением метода программного амбулаторного гемодиализа в медицинском частном учреждении дополнительного профессионального образования «Нефросовет» (далее – МЧУ ДПО «Нефросовет») трижды в неделю в .... До места прохождения гемодиализа добирается самостоятельно на личном автомобиле, либо на попутном транспорте или на такси. Расстояние от места проживания заявителя до медицинской организации составляет 30 километров в одну сторону.

По результатам рассмотрения обращения ФИО2 Елабужской городской прокуратурой ... в ФИО8 внесено представление. Однако вопрос по обеспечению и организации транспортировки лиц, страдающих хронической почечной недостаточностью не решен.

Истец указывает, что специфика заболевания и самой процедуры гемодиализа обуславливает необходимость обеспечения транспортировки граждан в медицинские учреждения, оказывающие указанную медицинскую услугу. Транспортировка граждан в медицинские учреждения является составляющей частью специализированной медицинской помощи. В данном случае, значительное удаление специализированного медицинского учреждения оказывающего гражданам заместительную почечную терапию методом программного гемодиализа от места их постоянного жительства, создает для них значительные трудности, связанные с необходимостью по жизненным показаниям 3 раза в неделю для получения медицинской помощи ездить от места жительства до медицинского учреждения, что свидетельствует о нарушении принципа доступности медицинской помощи гражданам.

На основании изложенного просит обязать ФИО8 организовать и обеспечить доставку граждан, больных хронической почечной недостаточностью транспортом от места их жительства до места проведения заместительной почечной терапии методом гемодиализа и обратно.

В судебном заседании представитель истца требования поддержал, указал на отсутствие поручений к уточнению требований.

Представитель ответчика ФИО8 и третьего лица ФИО18 иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представители третьих лиц ФИО19 в суд не явились.

Третье лицо ФИО3 в суд не явился, извещен судом надлежащим образом.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального, кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от ... №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона №323-ФЗ одним из принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения.

Согласно п.2 ст. 9 Федерального закона №323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, а в соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Судом установлено, что ФИО7 проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении по обращениям ФИО2 и ФИО3

Установлено, что ФИО3, ... г.р., инвалид I группы зарегистрирован и проживает по адресу: .... Амбулаторно-поликлиническую помощь получает в поликлинике ... ГАУЗ «Городская клиническая больница ...» .... Обеспечивается лечением метода программного амбулаторного гемодиализа в медицинском частном учреждении дополнительного профессионального образования «Нефросовет» (далее – МЧУ ДПО «Нефросовет») трижды в неделю в .... До места прохождения гемодиализа добирается самостоятельно на личном автомобиле, либо на попутном транспорте или на такси. Расстояние от места проживания заявителя до медицинской организации составляет 30 километров в одну сторону.

В адрес ФИО8 внесено представление о необходимости устранить нарушение прав граждан на получение медицинской помощи. Однако вопрос по обеспечению и организации транспортировки лиц, страдающих хронической почечной недостаточностью не решен.

В Республике Татарстан предусмотрены меры по оказанию адресной социальной поддержки населения Республики Татарстан, в том числе лиц, страдающих хронической почечной недостаточностью.

В соответствии со ст. 3, ст. 8.1 Закона Республики Татарстан от ... ...-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в республике Татарстан», лицам, страдающим хронической почечной недостаточностью, производится компенсация расходов по проезду на транспорте к месту прохождения амбулаторного гемодиализа и обратно к месту жительства. Расходы на реализацию мер социальной поддержки населения, установленных настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов в объемах переданных финансовых средств с особенностями, установленными настоящей статьей.

Порядок компенсации лицам, страдающим хронической почечной недостаточностью, получающим лечение методом амбулаторного гемодиализа, расходов по проезду на транспорте к месту прохождения амбулаторного гемодиализа и обратно к месту жительства, утвержден постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ... ... «Об утверждении Порядка компенсации лицам, страдающим хронической почечной недостаточностью, получающим лечение методом амбулаторного гемодиализа, расходов по проезду на транспорте к месту прохождения амбулаторного гемодиализа и обратно к месту жительства, и лицам, страдающим онкологическими заболеваниями, расходов по проезду на транспорте к месту лечения в медицинские организации государственной системы здравоохранения Республики Татарстан, оказывающие специализированную онкологическую помощь, и обратно к месту жительства».

Согласно п. 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от ... ... «Об утверждении порядка компенсации лицам, страдающим хронической почечной недостаточностью, получающим лечение методом амбулаторного гемодиализа, расходов по проезду на транспорте к месту прохождения амбулаторного гемодиализа и обратно к месту жительства и лицам, страдающим онкологическими заболеваниями, расходов по проезду на транспорте к месту лечения в медицинские организации государственнойсистемы здравоохранения Республики Татарстан, оказывающие специализированную онкологическую помощь, и обратно к месту жительства» на Министерство финансов Республики Татарстан возложена обязанность при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать средства на предоставление лицам, страдающим хронической почечной недостаточностью, получающим лечение методом амбулаторного гемодиализа, компенсации расходов по проезду на транспорте к месту прохождения амбулаторного гемодиализа и обратно к месту жительства.

При этом следует понимать, что процедура гемодиализа относится в силу ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к категории специализированной медицинской помощи, представляемой в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на соответствующей год за счет средств бюджета, в том числе, федерального. Тогда как перевозка пациентов к месту оказания данной помощи и обратно до дома указанным федеральным законом и формируемой на его основе вышеуказанной Программой не предусмотрена.

Подобная перевозка в силу смысла закона не является видом медицинской помощи и соответственно не предусмотрена нормативными актами, регулирующими ее представление. Проезд пациентов к месту проведения гемодиализа отнесен к мерам социальной поддержки, финансируется из средств субъектов Российской Федерации. При этом субъект сам в пределах компетенции определяет порядок представления данной меры социальной поддержки. Определенный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ... ... порядок представления рассматриваемой меры социальной поддержки не противоречит закону, не оспорен.

Соответственно, возлагать на орган исполнительной власти субъекта компетентного в области организации здравоохранения (оказания медицинской помощи) организацию и реализацию мер социальной поддержки, финансируемых из иной статьи бюджета и реализуемых иным органом исполнительной власти субъекта (Министерством труда и занятости РТ), не правомерно.

В этой связи следует отметить, что в пределах закрепленных полномочий субъект Российской Федерации в праве руководствуясь целесообразностью, оценкой фактических обстоятельств, изменить порядок предоставления рассматриваемой меры социальной поддержки, в частности определить комбинированный порядок ее представления (денежной компенсации проезда и перевозки) с установкой определенных критериев, в частности отдаленности, транспортной доступности лечебного учреждения, оказывающего медицинскую помощь.

При изложенным, обращение с рассматриваемым иском в интересах неопределенного круга лиц представляется преждевременным. В отношении определенных лиц, указанных в иске, чьи права на получение квалифицированной медицинской помощи затрагиваются труднодоступностью, иск прокурором не заявлен.

Также следует отметить, что истец просит обеспечить «доставку» пациентов, тогда как ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не закрепляет подобное понятие, в части закрепленных медицинских мероприятий.

Также следует отметить, что Положение о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утвержденное постановлением КМ РТ от ... N ...

"Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан", закрепляет за министерством функции в области управление здравоохранением в виде организации оказания населению Республики Татарстан медицинской помощи различных видов в медицинских организациях. Непосредственное обеспечение (оказание) медицинской помощи осуществляют сами медицинские организации.

При изложенном, требование об обеспечении доставки граждан силами самого ФИО8 противоречит закону.

При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск ФИО7, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО8 о понуждении организовать и обеспечить доставку лиц, страдающих отдельными заболеваниями к месту лечения и обратно, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме через Вахитовский районный суд ....

Копия верна.

Судья Г.Ф. Аюпова

2-1113/2024 (2-8782/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Заместитель прокурора РТ
Ответчики
Министерство здравоохранения РТ
Другие
Дудкин Александр Алексеевич
Ноговицин Андрей Владимирович
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Суд
Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан
Судья
Аюпова Гузелия Фаридовна
Дело на странице суда
vahitovsky--tat.sudrf.ru
07.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.12.2023Передача материалов судье
11.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.01.2024Предварительное судебное заседание
15.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.02.2024Предварительное судебное заседание
26.02.2024Судебное заседание
04.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее