Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-771/2023 ~ М-455/2023 от 25.04.2023

Дело № 2-771/2023 24RS0057-01-2023-000545-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 августа 2023 года г. Шарыпово

Шарыповский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Рудь А.А.,

при секретаре судебного заседания Шанкиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулешов О.П. к ОСФР по Красноярскому краю о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным; включении в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости периодов работы и обязании назначить страховую пенсию по старости со дня обращения за ее назначением

УСТАНОВИЛ:

Истец Кулешов О.П. обратился в суд с исковым заявлением к ОСФР по Красноярскому краю, в котором просит суд (с учетом уточнения требований): признать незаконным решение ОПФР по Красноярскому краю от 02.12.2022 об отказе в назначении страховой пенсии, обязать ответчика включить истцу в страховой стаж периоды работы с 01.01.1991 по 24.12.1994 на территории Республики Казастан и назначить страховую пенсию по старости с даты обращения в пенсионный орган 24.11.2022.

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что на основании его обращения 24.11.2022 решением ОСФР по Красноярскому краю с 24.11.2022 бессрочно ему была назначена страховая пенсия по старости на основании ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с наличием страхового стажа не менее 42 лет. Решением ОСФР по Красноярскому краю от 02.12.2022 истцу было отказано ему отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку страховой стаж составил (на дату подачи заявления) 38 лет 07 месяцев 02 дня (то есть менее 42 лет). В страховой стаж ответчиком не зачтено 4 года и 4 дня как период работы истца в Республике Казахстан. Так, в качестве оснований для отказа в зачете времени работы в Республике Казахстан ответчиком указано, что при исчислении длительного страхового стажа учитываются периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место в бывших союзных республиках СССР за период до 01.01.1991, так как к страховым взносам в ПФ РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991. В распоряжении ответчика имеются необходимые сведения о работе истца на территории Республики Казахстан, в которых указано о том, что истец действительно работал с 01.01.1991 по 24.12.1994 на территории Республики Казахстан и получал заработную плату. Таким образом, истец полагает, что ответчиком решение об отказе в установлении страховой пенсии принято незаконно, а также незаконно в стаж для её назначения не включен период работы истца в Республике Казахстан.

Истец Кулешов О.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно представленного суду письменного заявления, уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным решение ОПФР по Красноярскому краю от 02.12.2022 об отказе в назначении страховой пенсии, обязать ответчика включить истцу в страховой стаж периоды работы с 01.01.1991 по 24.12.1994 на территории Республики Казастан и назначить страховую пенсию по старости с даты обращения в пенсионный орган 24.11.2022.

Представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю – Гурман Т.С. (по доверенности) в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно ранее представленного письменного отзыва, возражала против удовлетворения исковых требований Кулешова О.П., ссылаясь на их необоснованность, поскольку документы, подтверждающие страховой стаж работы истца на территории Республики Казахстан в заявленные периоды, в ОСФР по Красноярскому краю представлены не были.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания по гражданскому делу является общедоступной и была заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Шарыповского городского суда Красноярского края shargor.krk.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство» подраздел «Гражданские дела»).

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в законную силу с 1 января 2015 года.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При этом на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).

Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).

Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Во исполнение статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 24 ноября 2022 истец Кулешов О.П. обратился в ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости.

Решением ОПФР по Красноярскому краю от 24.11.2022 Кулешову О.П. была назначена страховая пенсия по старости, в соответствии ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 24.11.2022 бессрочно.

02.12.2022 Государственным Учреждением – Отделением Пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю принято решение № 585 об устранении ошибки, поскольку пенсионным органом установлено, что при назначении страховой пенсии по старости в расчет стажа необоснованно включены периодв работы после 31.12.1990, на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отсутствует информация о том, что Кулешовым О.П. работа осуществлялась на территории Республики Казахстан. Без учета данного периода права на пенсию нет, в связи с чем следует вынести решение об отказе в назначении пенсии.

Решением ОПФР по Красноярскому краю от 02.12.2022 года Кулешову О.П. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии п. 2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ, поскольку требуется не менее 42 лет, а у истца имеется 38 лет 7 месяцев 2 дня.

Пенсионным органом не были приняты к зачету, в том числе, периоды работы истца с 01.01.1991 по 03.12.1993, с 14.12.1993 по 24.12.1994 на территории Республики Казахстан, в связи с тем, что при исчислении длительного страхового стажа учитываются периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место в бывших союзных республиках СССР за период до 01.01.1991, так как к страховым взносам в ПФ РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991.

Как следует из материалов дела и отзыва ответчика, пенсионный орган 16.12.2022 обращался с соблюдением установленного Порядка взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств- членов ЕАЭС от 23.12.2020 № 122 в АО «Единый накопительный пенсионный фонд» с целью подтверждения стажа работы истца на территории Республики Казахстан. Согласно поступившего ответа от 17.01.2023 АО «Единый накопительный пенсионный фонд» на запрос-формуляр пенсионного органа, было отказано в предоставлении запрашиваемых сведений с разъяснением сложившейся практики о направлении запросов (то есть не формуляров) непосредственно по месту бывшей работы заявителя либо в архивные учреждения Республики Казахстан.

Из записей в трудовой книжке Кулешова О.П. следует, что 17.09.1984 он был принят в <данные изъяты>, а 13.12.1993 уволен по собственному желанию; 13.12.1993 принят <данные изъяты> а 24.12.1994 уволен по собственному желанию.

В подтверждение работы на территории Республики Казахстан в период с 01.01.1991 по 24.12.1994 в материалы дела также представлены:

- ответ Коммунального государственного учреждения «Государственный архив города Кокшетау» Управления цифровизации и архивов Акмолинской области от 16.01.2023 на запрос ОПФР по Красноярскому краю от 16.12.2022, согласно которого, в расчетных ведомостях, расчетных листках по заработной плате <данные изъяты>» за 1984-1985, 1987- 1993 годы (включая декабрь 1993 года) имеются сведения о заработной плате Кулешов О.П.. Основание: Госархив г. Кокшетау. Ф. 264. Оп. 2л. Д. 5. Л. 69-72. Д. 7. Л. 20- 28. Д. 126. Л. 1-94. Дело Фонда №264. Л. 19

- архивная справка, выданная Филиалом <данные изъяты> от 24.01.2023, согласно которой в документальных материалах архивного фонда «Кокчетавской дистанции сигнализации и связи Целинной железной дороги», в карточках расчётов по заработной плате работников дистанции за 1993-1994 годы, хранящихся в архиве Акмолинского отделения магистральной сети, значится Кулешов О.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которому заработная плата начислялась в период с декабря 1993 по декабрь 1994 года (включительно). Основание выдачи справки: фонд – 10, опись – 1 л., Д.325/93, Л.94-96, Д.357/94, Л.460-473.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что факт работы истца Кулешова О.П. на территории Республики Казахстан в периоды времени с 17.09.1984 по 13.12.1993 в качестве <данные изъяты>, с 14.12.1993 по 24.12.1994 в должности <данные изъяты>, подтверждается представленными в материалы дела достоверными доказательствами.

Оснований не доверять собранным по делу доказательствам у суда не имеется, поскольку они не содержат противоречий и в совокупности подтверждают работу истца в спорные периоды на территории Республики Казахстан. Представленные суду доказательства иными доказательствами не опровергнуты.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца, в связи с чем заявленные периоды работы Кулешова О.П. с 01.01.1991 по 13.12.1993 в качестве <данные изъяты>, а также с 14.12.1993 по 24.12.1994 в должности <данные изъяты>, подлежит включению в страховой стаж истца.

Доводы представителя ответчика о необходимости применения к сложившимся правоотношениям положений Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза, заключённого 20 декабря 2019 года, подлежат отклонению, поскольку указанное соглашение подлежит применению с 01.01.2021 и в соответствии со ст. 12 данного Соглашения за стаж работы, приобретённый до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992. Спорные периоды работы истца на территории Республики Казахстан имели место до 01.01.2021.

Доводы представителя ответчика о неприменении к спорным правоотношениям Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г. не принимаются судом, поскольку данное Соглашение денонсировано Федеральным законом от 11 июня 2022 года N 75-ФЗ и его действие прекращено в отношениях Российской Федерации с другими участниками только с 1 января 2023 года, и таким образом оно подлежит применению к спорным правоотношениям, имевшим место в период его действия.

Относительно требования истца об обязании ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с момента обращения Кулешова О.П. с заявлением о назначении пенсии 24.11.2022, суд приходит к следующему.

Как следует из решения ОПФР по Красноярскому краю от 02.12.2022, Кулешову О.П. было отказано в назначении пенсии по п. 1.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, поскольку требовался страховой стаж 42 года, а на дату подачи заявления истцом 24.11.2022 имелся страховой стаж 38 лет 7 месяцев 2 дня.

С учетом включения периодов работы Кулешова О.П. с 01.01.1991 по 13.12.1993 в качестве <данные изъяты>, а также с 14.12.1993 по 24.12.1994 в должности <данные изъяты> (3 года 11 месяцев 26 дней), страховой стаж истца на дату обращения составит 42 года 06 месяцев 28 дней.

Учитывая, что у истца Кулешова О.П. на дату обращения в пенсионный орган имелся необходимый страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости по п. 1.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения ОПФР по Красноярскому краю от 02.12.2022 об отказе в назначении пенсии и возложении обязанности на ответчика назначить страховую пенсию по старости с даты обращения в пенсионный орган, то есть с 24 ноября 2022 года.

Руководствуясь ст.ст. 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кулешов О.П. удовлетворить.

Признать решение ОПФР по Красноярскому краю от 02.12.2022 об отказе в установлении страховой пенсии по старости Кулешов О.П., незаконным.

Обязать ОСФР по Красноярскому краю включить Кулешов О.П. (<данные изъяты>) в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периоды его работы с 1 января 1991 года по 13 декабря 1993 года в качестве <данные изъяты> с 14 декабря 1993 года по 24 декабря 1994 года в должности <данные изъяты>».

Обязать ОСФР по Красноярскому краю назначить Кулешов О.П. (<данные изъяты>) страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 24 ноября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения суда (принятия решения суда в окончательной форме).

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 8 августа 2023 года.

Мотивированное решение суда составлено 18 августа 2023 года.

Председательствующий:     

2-771/2023 ~ М-455/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кулешов Олег Павлович
Ответчики
Государственное учреждение-Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю
Другие
Гурман Татьяна Степановна
Суд
Шарыповский городской суд Красноярского края
Судья
Рудь А.А.
Дело на сайте суда
shargor--krk.sudrf.ru
25.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2023Передача материалов судье
02.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.06.2023Предварительное судебное заседание
06.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.08.2023Предварительное судебное заседание
08.08.2023Судебное заседание
18.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее