Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2206/2022 ~ М-1998/2022 от 11.07.2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2022 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего – Бездетновой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Жигало И.В.,

с участием истца Гречкина В.К., его представителя Серегиной Т.В., представителя ответчика Мартыновой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 71RS0028-01-2022-002889-06 (2-2206/2022) по иску Гречкина Владимира Константиновича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Тульской области о перерасчете пенсии,

у с т а н о в и л :

Гречкин В.К. обратился в суд с иском к ГУ-ОПФР по Тульской области о перерасчете пенсии. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что он, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 06.09.2009 он является получателем страховой пенсии по старости на общих основаниях. Как следует из ответа ГУ-ОПФР по Тульской области от 28.03.2022 № Г-1979-5613/2120-22, при расчете страховой пенсии ответчиком исключен из подсчета его страхового стажа период работы с 20.06.1994 по 04.05.1998 на Узбекском заводе химического машиностроения СССР п-о «Средазхиммаш», так как запись об увольнении заверена печатью акционерного общества «Узбекхиммаш», записи о переименовании предприятия в трудовую книжку не внесены. С исключением из подсчета страхового стажа указанного периода работы истец не согласен. Просил суд обязать ответчика произвести перерасчет назначенной ему пенсии с учетом указанного периода работы.

В судебном заседании истец Гречкин В.К. и его представитель по заявлению Серегина Т.В. заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ-ОПФР по Тульской области по доверенности Мартынова О.Н. в судебном заседании заявленные истцом требования не признала, полагала их не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что расчет назначенной пенсии произведен в соответствии с действующим законодательством по наиболее выгодному истцу варианту исчисления. Просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Гречкин В.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 06.09.2009 является получателем трудовой пенсии по старости на общих основаниях.

Между тем, кк следует из ответа ГУ-ОПФР по Тульской области от 28.03.2022 № Г-1979-5613/2120-22, при расчете страховой пенсии ответчиком исключен из подсчета его страхового стажа период работы с 20.06.1994 по 04.05.1998 на Узбекском заводе химического машиностроения СССР п-о «Средазхиммаш», так как запись об увольнении заверена печатью акционерного общества «Узбекхиммаш», записи о переименовании предприятия в трудовую книжку не внесены.

Давая оценку заявленным истцом требованиям, суд приходит к следующему.

На основании ст. ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст.ст. 45,46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

С 01.01.2002 г. пенсионное обеспечение граждан РФ осуществляется на основании Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В силу положений п. 2 ст. 31 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ со дня вступления в действие указанного закона утрачивает силу Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Закона № 173-ФЗ и Федерального закона № 167-ФЗ и предусматривающие вопросы пенсионного обеспечения в РФ, применяются в части, не противоречащей указанным нормативным актам.

С 01.01.2015 г. пенсионное обеспечение граждан РФ осуществляется на основании Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу положений п. 3 ст. 36 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Исходя из толкования действующего в период назначения пенсии истцу и в настоящее время пенсионного законодательства, с 2002 г. пенсии назначаются по данным персонифицированного учета. У пенсионеров, которые прекратили трудовую деятельность до 1 января 2002 г., расчетный пенсионный капитал состоит только из одной части - из пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. У граждан, начавших трудовую деятельность после указанной даты - из страховых взносов, уплаченных после 1 января 2002 г. У всех прочих граждан, имеющих трудовой стаж как до, так и после 1 января 2002 г., пенсионный капитал будет состоять из двух частей - пенсионных прав и страховых взносов.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2002 г., оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. производится путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по формуле, в которую включено понятие расчетного размера трудовой пенсии.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи, что предусмотрено ч. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в которую включаются определенные в данных пунктах периоды, в том числе, периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

В соответствии с действовавшими до 01.01.2015 г. Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. В тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, а также согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 года "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, союз СССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.

В соответствии с разъяснениями, данными в параграфах 2 и 3 Распоряжения Правления ПФР от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в Российскую Федерацию из государств – Республик бывшего СССР» необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашения, принимаются на территории РФ без легализации. Для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа, устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ (ст. 6 Соглашения). При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии с положениями ст. 11 Соглашения от 13.03.1992 необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период в данное Соглашение не вносилось.

Как следует из Письма Министерства Социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Из трудовой книжки Гречкина В.К. следует, что с 20.06.1994 он был принят на работу на завод «Узбекхиммаш» п-о «Средазхиммаш» в газокотельную на должность слесаря-сантехника пятого разряда. 26.07.1994 назначен бригадиром, 01.05.1995 ему был установлен 6 разряд, 04.05.1998 трудовой договор расторгнут по инициативе работника.

Указанные записи сделаны с соблюдением требований п.п. 4, 10, 35 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69, со ссылкой на соответствующие приказы, удостоверены подписью ответственного лица.

То обстоятельство, что запись об увольнении истца удостоверена печатью АО «Узбекхиммаш» не свидетельствует о недействительности указанных записей, поскольку в соответствии с поступившей справкой № 68/69 от 16.08.2022 о переименовании АО «Завод Узбекхиммаш» ПО «Средазхиммаш» переименован в завод «Узбекхиммаш» на основании приказа № 91-П от 01.06.1991, на основании приказа от 29.06.1994 завод переименован в АООТ «Завод Узбекхиммаш», приказом Госкомимущества Республики Узбекистан за № 123к-ПО от 28.06.1999 АООТ «Завод Узбекхиммаш» включен в структурный состав АК «Узнефтегахмаш», впоследствии переименован в АО «Узбекхиммаш».

При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали основания для исключения из подсчета страхового стажа периода работы истца с 20.06.1994 по 04.05.1998 на Узбекском заводе химического машиностроения СССР п-о «Средазхиммаш», и требования Гречкина В.К. о включении в подсчет страхового стажа указанного периода работы и перерасчете пенсии подлежат удовлетворению.

В соответствии с подп. 2 ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Вместе с тем, в соответствии с п. 7.2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. Указанный перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера пенсии лица извещает данное лицо о таком перерасчете.

Поскольку обстоятельства, связанные с установлением страхового стажа, наступили у истца ранее назначения пенсии, перерасчет размера его пенсии должен быть произведен с даты ее назначения.

Вместе с тем, указанная неверная оценка ответчика пенсионных прав истца не может служить основанием для возложения на ответчика обязанности компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099 ГК РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 31 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.

Истец связывает причинение ему морального вреда с несвоевременной выплатой пенсии, т.е. с нарушением его имущественных интересов, а законом возможность компенсации морального вреда в таких случаях не предусмотрена.

Истцом не представлено каких-либо объективных доказательств, подтверждающих причинение ему морального вреда, выражающееся в нарушении его личных неимущественных прав или иных нематериальных благ со стороны ответчика, в связи с чем заявленные требования о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

иск Гречкина Владимира Константиновича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Тульской области о перерасчете пенсии удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Тульской области произвести перерасчет назначенной Гречкину Владимиру Константиновичу страховой пенсии по старости с учетом включения в подсчет страхового стажа периода его работы с 20.06.1994 по 04.05.1998 на Узбекском заводе химического машиностроения СССР п-о «Средазхиммаш», с 06.09.2009.

В удовлетворении остальной части исковых требований Гречкину В.К. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий А.С. Бездетнова

2-2206/2022 ~ М-1998/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гречкин Владимир Константинович
Ответчики
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Туле Тульской области (межрайонное)
Суд
Советский районный суд г. Тулы
Судья
Бездетнова Александра Сергеевна
Дело на странице суда
sovetsky--tula.sudrf.ru
11.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2022Передача материалов судье
14.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2022Судебное заседание
09.09.2022Судебное заседание
15.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2022Дело оформлено
19.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее